Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - врио руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Министерства образования и науки УР о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "Диджитал Тулз" (ИНН 9723112400) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "N зз-10730-2023 Приобретение оборудования (интерактивные панели) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123004169, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "Диджитал Тулз": <_> (доверенность от 06.10.2023 б/н),
в отсутствие: представителей Заказчика, представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
24.03.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 54 120 000,00 рублей.
03.04.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2023 NИЭА1 поступило пять заявок на участие в Аукционе, победителем признано ООО "Диджитал Тулз".
19.04.2023 между ООО "Диджитал Тулз" и Заказчиком был заключен контракт (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство на поставку оборудования (интерактивные панели) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее - Товар). Цена Контракта 28 142 400,00 рублей.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 20.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: указаны в Отгрузочной разнарядке (Приложение 1.2 к контракту), в срок исполнения контракта: 60 календарных дней с даты заключения контракта.
19.06.2023 Общество направило в адрес Заказчика информационное письмо о возникших сложностях, препятствующих исполнению Контракта со стороны Общества. Согласно письму, у производителя необходимого к поставке оборудования произошли задержки поставок комплектующих интерактивных панелей, вызванные "нарушением транспортно-логистических цепочек". В письме Общество также указало, что оно обязуется осуществить поставку Товара до 24.07.2023 и не отказывается от выполнения принятых на себя контрактных обязательств.
24.07.2023 Общество направило в адрес Заказчика информационное письмо, согласно которому производитель необходимого к поставке Товара столкнулся с проблемой брака некоторых комплектующих и ожидает прибытие следующей партии. В письме Общество также указало, что оно обязуется осуществить поставку Товара до 14.08.2023 и не отказывается от выполнения принятых на себя контрактных обязательств.
31.07.2023 Заказчиком в адрес Общества была направлена Претензия N01/01-35/6305, в которой указано на необходимость подтверждения срока поставки Товара, его модели.
14.08.2023 Общество направило в адрес Заказчика информационное письмо, согласно которому у производителя необходимого к поставке Товара по-прежнему сохраняется ситуация с задержкой комплектующих для сборки. В письме Общество также указало, что оно обязуется осуществить поставку Товара до 31.08.2023 и не отказывается от выполнения принятых на себя контрактных обязательств.
15.08.2023 Заказчиком в адрес Общества была направлена Претензия N01/01-35/6697, в которой указано на необходимость оплаты суммы штрафа и пени за просрочку Обществом контрактных обязательств.
17.08.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно представленным в материалы дела документам и доказательствам, 23.08.2023 Обществом начата поставка товара в соответствии с отгрузочной накладной.
Таким образом, нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения было устранено Обществом в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании положений Закона о контрактной системе, Заказчик 24.08.2023 отменил не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.09.2023 Заказчиком в адрес Общества было направлено требование об уплате штрафа в связи с нарушением существенных условий контракта, а именно: согласно заключению по результатам экспертизы поставки товара от 20.09.2023 поставленный Обществом Товар не соответствует техническому заданию. Так, было установлено несоответствие Товара пунктам "Объем оперативной памяти встроенного вычислительного блока" (больше или равно 16 ГБАЙТ согласно описанию объекта закупки, тогда как у поставленного устройства 8 ГБАЙТ), "Количество свободных портов USB 2.0 Type A" (больше или равно 4 согласно описанию объекта закупки, тогда как на поставленном устройстве только 3 порта), "Количество портов USB 2.0 дополнительного вычислительного блока" (больше или равно 2 согласно описанию объекта закупки, тогда как на поставленном устройстве только 1 порт).
20.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому, несоответствие поставленного Товара пунктам "Количество свободных портов USB 2.0 Type A", "Количество портов USB 2.0 дополнительного вычислительного блока" описания объекта закупки рассматривается как улучшающая характеристика, поскольку увеличилось общее количество портов USB 3.0 устройства. Вместе с тем, несоответствие объем оперативной памяти встроенного вычислительного блока устройства является существенным ухудшением характеристик Товара.
К моменту рассмотрения настоящего дела Товар надлежащего качества не был поставлен Заказчику.
Согласно ч. 8, ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
ООО "Диджитал Тулз" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества, выразившаяся в следующем.
Общество не поставило товар по Контракту Заказчику, вместе с тем, Общество могло совершить действия, направленные на недопущение рассмотрения вопроса о его включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным в материалы дела документам и доказательствам, Общество получало от производителя необходимого к поставке Товара сведения о нарушении сроков поставки закупаемых устройств. Вместе с тем, в материалы дела не представлено каких-либо доказательств того, что ООО "Диджитал Тулз" предпринимало попытки поиска других поставщиков и изготовителей Товара. Комиссия Удмуртского УФАС России также отмечает, что Общество при осуществлении поставки не убедилось в соответствии Товара техническому заданию, т.е. потребностям Заказчика.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае одностороннего отказа Заказчиком от исполнения Контракта и возможность включения сведений об Обществе в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Диджитал Тулз", так как Общество не предприняло меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом. Фактически, Общество вместо исполнения Контракта и попыток удовлетворить потребность Заказчика осуществляло техническую пересылку претензий Заказчика производителю необходимого к поставке Товара и ответов производителя Заказчику. Вместе с тем, Общество приняло на себя обязательство именно по поставке Товара, однако не предприняло действий, направленных на их исполнение, перекладывая при этом в своих пояснениях вину на производителя Товара, который не является стороной Контракта, следовательно, не может нести негативных последствий за его неисполнение.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Диджитал Тулз" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Диджитал Тулз" (ИНН 9723112400) в связи с односторонним отказом от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-10730-2023 Приобретение оборудования (интерактивные панели) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123004169) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Диджитал Тулз" (ИНН 9723112400) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
03.10.2023 |
05.10.2023 |
03.10.2023 |
0 |
03.10.2023 |
10.10.2023 |
09.10.2023 |
0 |
12.10.2023 |
12.10.2023 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 9 октября 2023 г. N 018/06/104-764/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023