Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>- врио руководителя;
члены Комиссии: <_>. -старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Заказчика - Управление ЖКХ Администрации г. Воткинска (далее - Заказчик): <_>(Распоряжение об исполнении обязанностей начальника Управления ЖКХ администрации г. Воткинска от 22.08.2023 N 172-л), <_> (доверенность от 05.10.2023 N0581), <_> (доверенность от 30.08.2023 N0334)
в отсутствие:
ООО "Царь" (далее - Общество), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "РЦЗ ЦР", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - Управление ЖКХ Администрации г. Воткинска о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Царь" (ИНН1828034272) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-25011-2023 Выполнение работ в рамках проекта "Трюкач" (устройство спортивной площадки в районе дома N 5 по ул. Гастелло)" (номер извещения в ЕИС -0813500000123008913, далее - Аукцион), и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
07.06.2023 Уполномоченное учреждениеразместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере - 1 741 485,60 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15.06.2023 NИЭА1 было подано две заявки на участие. Победителем признано ООО "Царь".
26.06.2023 был заключен контракт между ООО "Царь" и Заказчиком - Управление ЖКХ Администрации г. Воткинска (далее - Контракт), согласно которому Подрядчик принял на себя обязательство по выполнению работ в рамках проекта "Трюкач" (устройство спортивной площадки в районе дома N 5 по ул. Гастелло).
Цена контракта - 1 584 751,86 рублей.
Подрядчик не обеспечил присутствие на заседании комиссии, пояснений в адрес Управления не представил, ходатайств не заявлял.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, с момента заключения Контракта Общество не исполнило своих обязательств, к работам не приступило. Кроме того, в адрес Заказчика не поступали документы и пояснения от Общества о невозможности исполнения обязательств по контракту.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в рамках проекта "Трюкач" (устройство спортивной площадки в районе дома N 5 по ул. Гастелло), указанные в пункте 1.1. Контракта, в соответствии с перечнем и объёмами работ, указанными в Сметной документации (Приложение N 1 к Контракту), с использованием товаров (материалов), указанных в Приложении N 2 к Контракту (Ведомость товаров).
В соответствии с п. 3.2 Контракта:
дата начала исполнения Контракта - с даты заключения Контракта,
дата исполнения контракта - 31.08.2023.
31.08.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил претензию с требованием выплаты штрафа и предупреждением о начале начисления пени за каждый день просрочки исполнения контракта.
19.09.2023 Заказчиком был составлен акт осмотра территории (объекта) с приложением фотоотчета.
22.09.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата вступления в силу решения -03.10.2023.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведенииООО "Царь".
Просрочка исполнения работ по Контракту - 21 к.д.
Цена невыполненных работ - 1 741 485,60 рублей.
Подрядчик не предоставлял Заказчику график выполнения работ, на связь с Заказчиком не выходил, с момента заключения Контракта к выполнению работ не приступил, информации о наличии объективных причин, которые не позволяют исполнить взятые на себя обязательства по контракту, ни в адрес Заказчика, ни в адрес антимонопольного органа не представил.
Таким образом, Заказчик результат работ не получил, цель закупки не реализована, объективные потребности заказчика оказались не удовлетворенными.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении со стороны Общества, халатном отношение к взятым на себя обязательствам по муниципальному контракту.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям, фактически Подрядчик не приступил к работам, не выполнил условия Контракта, документов и ответов на запросы Заказчика информацию не предоставил;
- ООО "Царь" не представило доказательств, опровергающих доводы Заказчика, а также не представил информацию, документы, подтверждающие исполнение взятых на себя обязательств в установленные сроки, Общество не обеспечило участие представителей при рассмотрении настоящего дела, не предоставило доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнить условия Контракта в установленном порядке.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Царь" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Царь" (ИНН1828034272) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на "N зз-25011-2023 Выполнение работ в рамках проекта "Трюкач" (устройство спортивной площадки в районе дома N 5 по ул. Гастелло)" (номер извещения в ЕИС -0813500000123008913) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Царь" (ИНН1828034272) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
03.10.2023 |
06.10.2023 |
04.10.2023 |
0 |
04.10.2023 |
13.10.2023 |
09.10.2023 |
0 |
12.10.2023 |
12.10.2023 |
0 |
0 |
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 9 октября 2023 г. N 018/06/104-769/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023