Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев обращение Администрация Артемовского городского округа о включении сведений об ООО "Издательство "Русский Остров" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение Администрации Артемовского городского округа о включении сведений об ООО "Издательство "Русский остров" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Поставщик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на изготовление и печать книжного издания, посвященного 85-летию города Артема (извещение N 0120300013723000041).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
26.04.2023 Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N0120300013723000041 о проведении открытого конкурса в электронной форме на изготовление и печать книжного издания, посвященного 85-летию города Артема.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 NИЭОК1 победителем признано ООО "Издательство "Русский Остров".
29 мая 2023 года Администрации Артемовского городского округа (далее - Заказчик) и ООО "Издательство "Русский Остров" (далее - Подрядчик) заключили Контракт N 24/02К от 29.05.2023 на изготовление и печать книжного издания, посвященного 85-летию города Артема (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство оказать услуги по изготовлению и печати книжного издания, посвященного 85-летию города Артема.
Работы, предусмотренные настоящим Контрактом, должны были осуществляться Подрядчиком в следующие календарные сроки: не позднее 21.08.2023 года
Пунктом 3.4. Контракта определено место оказания услуг: Приморский край, Артемовский городской округ и по месту нахождения Подрядчика.
Как утверждает Заказчик в процессе оказания услуг Подрядчиком не соблюдались сроки, установленные Контрактом. Так, не позднее 7 дней со дня заключения муниципального контракта Подрядчик должен был предоставить Заказчику на согласование и проверку общую и художественную концепции книжного издания (объёмом не менее 2 страниц формата А4, кегль 12, интервал 1,5); разработанную структуру книжного издания и тематический план; разработанную дизайн-концепцию книжного издания (по 4 страницы каждого из шести разделов, распечатанные в цвете на мелованной бумаге в 100-процентном формате книги); не менее 500 фотографий.
Согласно пункта 6.1. Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом, объемом и качеством оказываемых услуг, соблюдением сроков их оказания.
Результаты осуществления контроля фиксируются в журнале отметок о ходе оказания услуг, предусмотренных муниципальным контрактом (Приложение 2 к Контракту).
Факт исполнения обязательств по разработке общей и художественной концепций, структуры и тематического плана, сбору и систематизации иллюстративного материала подтверждается внесением информации об исполнении в Журнал отметок о ходе оказания услуг и подписями сторон, однако Заказчик не предоставил в адрес Приморского УФАС подписанный Журнал обеими сторонами. Заказчик не предоставил надлежащим образом составленные претензии по неисполнению Контракта.
По состоянию на 21 августа 2023 года Подрядчик работы не выполнил в срок, установленный Контрактом, тем самым нарушил сроки выполнения работ и условия выполнения работ, предусмотренные Контрактом.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На 21.08.2023 г. Заказчик не сформировал в ЕИС обращение в контрольный орган о включении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктом 12.3. Контракта Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
13.09.2023 Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе.
26.09.2023 - дата расторжения контракта.
Помимо указанных Заказчиком обстоятельств, Комиссией Приморского УФАС России установлено следующее.
Согласно пояснениям Общества, с Заказчиком постоянно велась переписка, предоставлялись фото-материалы и текстовые материалы, а так же Заказчик не мог не знать что к 21.08.2023 г Контракт выполнен не будет.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Издательство "Русский Остров" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 5 октября 2023 г. N 25-334/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023