Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
Рассмотрев обращение Государственной инспекции труда в Приморском крае о включении сведений об ООО "Спецстрой-1" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку о включении сведений об ООО "Спецстрой-1" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту пожарного водопровода и санитарной комнаты (ОБКПО), санитарных комнат (1,3,4 этажи) Военное шоссе, 24 (извещение N 0320100012522000023).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы и заслушаны пояснения сторон.
Изучив материалы дела, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0320100012522000023 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту пожарного водопровода и санитарной комнаты (ОБКПО), санитарных комнат (1,3,4 этажи) Военное шоссе, 24.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2022 N ИЭА1 победителем признано ООО "Спецстрой-1".
26.12.2022 между Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку и ООО "Спецстрой-1" был заключен Государственный контракт N1 КАП-2023 на выполнение работ по капитальному ремонту пожарного водопровода и санитарной комнаты (ОБКПО), санитарных комнат (1,3,4 этажи), расположенных в УМВД России по г. Владивостоку (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту пожарного водопровода и санитарной комнаты (ОБКПО), санитарных комнат (1,3,4 этажи), расположенных в УМВД России по г. Владивостоку, в соответствии с Ведомостью объемов работ (Приложение N1 к Контракту), локально-сметным расчетом (Приложение N2 к Контракту).
Пунктом 1.2. Контракта определено место выполнения работ: Приморский край, г. Владивосток, ул. Военное шоссе, д. 24.
В соответствии с пунктом 1.3. Контракта срок выполнения работ: в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня заключения Контракта.
Согласно 3.3.12. Предоставить в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения настоящего контракта сводную ведомость сотрудников, привлекаемых для выполнения работ и список автомашин для оформления допуска на территорию Заказчика. Сводная ведомость сотрудников, привлекаемых для выполнения работ составляется Подрядчиком с указанием следующей информации о сотрудниках: Ф.И.О., года рождения, серии и номера паспорта, даты и места выдачи, адреса прописки (регистрации) и адреса фактического проживания, заверенную печатью Подрядчика. К сводной ведомости прилагаются копии паспортов и регистрации.
В описании объекта закупки установлено, что выполнение работ осуществляется в условиях действующего учреждения, без остановки рабочего процесса УМВД России по г. Владивостоку. Работы выполняются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и при соблюдении всех условий и требований проекта контракта, а также соблюдений Подрядчиком правил действующего внутреннего распорядка, контрольно-пропускного режима действующих на территории Заказчика.
Принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, Общество несет повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
ООО "Спецстрой-1" подало заявку на участие в электронном аукционе, задекларировав согласие с условиями документации о проведении электронного аукциона, и, как следствие, заключило контракт, принимая на себя обязательства по его исполнению.
Как следует из пояснений Подрядчика ненадлежащим исполнением контракта послужило длительное согласование работников Подрядчика для допуска их на объект.
В установленные Контрактом сроки ООО "Спецстрой-1" подало список сотрудников, привлекаемых для выполнения работ с указанием следующей информации о сотрудниках: Ф.И.О., года рождения, серии и номера паспорта, даты и места выдачи, адреса прописки (регистрации) и адреса фактического проживания, заверенный печатью с приложением копий паспортов и регистрации для пропуска на объект, однако Заказчик отклонял специалистов Подрядчика. Для замены квалифицированного персонала требовалось время. О том, что персонал Подрядчика может быть не допущен на объект и проходить проверку на благонадежность, ни в проекте контракта, ни в описании закупки информации не было. Таким образом Подрядчик не мог заблаговременно просчитать риск не допуска персонала на объект.
Заказчик предоставил документы, где Оперативно-разыскная часть собственной безопасности рекомендует или не рекомендует пропуск сотрудников Подрядчика. (имеются в материалах дела).
14.03.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с нарушением срока выполнения работ Подрядчиком. 15.03.2023 г. в адрес Заказчика поступило гарантийное письмо, согласно которому ООО "Спецстрой-1" обязалось в срок до 23.04.2023 г. окончить начатые работы, устранить выявленные недочеты и сдать объект Заказчику. 16.03.2023 г. Заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, на основании гарантийного письма Подрядчика и увеличения темпов работ.
На 13.09.2023 г. работы, предусмотренные Контрактом не выполнены.
Заказчик принял решение об одностороннем отказе (N1669 от 13.09.2023 г.), однако односторонний Акт контрольного обмера объемов выполненных работ датируется 29.09.2023 г.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
13.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
26.09.2023 - дата расторжения контракта.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Спецстрой-1" не устранил нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Согласно пояснениям Общества, Заказчик не мог не знать, что к 16.03.2023 г Контракт выполнен не будет и принял решение об одностороннем отказе только 13.09.2023 г.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание Общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Спецстрой-1" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 6 октября 2023 г. N 25-325/04-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023