Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев обращение ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 25 Федеральной службы исполнения наказаний" о включении сведений об ООО "Краевой центр охраны труда" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 25 Федеральной службы исполнения наказаний" о включении сведений об ООО "Краевой центр охраны труда" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда медицинским работникам (извещение N 0320100008323000116).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
17.07.2023 Заказчиком размещено извещение N 0320100008323000116 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда медицинским работникам.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.07.2023 N ИЭА1 победителем признано ООО "Краевой центр охраны труда".
07.08.2023 года между ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 25 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Заказчик) и ООО "Краевой центр охраны труда" (далее - Исполнитель) был заключен государственный контракт N 03201000083230001160001 на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда медицинским работникам (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по проведению специальной оценки условий труда медицинских работников (далее соответственно - СОУТ, Услуги).
В соответствии с пунктом 10.1. Контракта, срок проведения СОУТ - до 31 октября 2023 года включительно.
21.09.2023 в адрес ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России поступило письмо от ООО "Краевой центр охраны труда" в котором они уведомляют о том, что на основании письма Минтруда России N 15-4/В-8524 от 19.09.09.2023 деятельность ООО; "Краевой центр охраны труда" в реестре организаций, проводящих СОУТ была приостановлена. Тем самым оказание услуг по контракту в установленный срок не предоставляется возможным, так как устранение причин приостановки может занять до 6 месяцев.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.3 Контракта, государственный контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда по иску одной из Сторон при существенном нарушении контракта другой Стороной или по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
22.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
03.10.2023 - дата расторжения контракта.
Согласно пояснениям ООО "Краевой центр охраны труда", 23.08.2023 года на основании Уведомления Федеральной службы по аккредитации (РОСАККРЕДИТАЦИЯ) N 5676-У было приостановлено действие всей области аккредитации испытательной лаборатории исполнителя на срок, установленный требованием до устранения выявленных в ходе аккредитации несоответствий.
Так же на основании данного письма МИНТРУД РОССИИ согласно уведомления N 15-4/В-7933 от 25.08.2023 года приостановил деятельность Исполнителя в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Исполнитель приложил все усилия для того, чтобы как можно скорее устранить несоответствия и подать заявления в соответствующие органы для возобновления действия области аккредитации испытательной лаборатории, а так же возобновить деятельность в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
15.09.2023 года на основании решения РОСАККРЕДИТАЦИИ N ДФО/33-В о возобновлении действия аккредитации ООО "Краевой центр охраны труда" деятельность общества подлежала возобновлению.
МИНТРУД РОССИИ согласно письма от 19.09.2023 года N 15-4/В-8524 подтвердил, что деятельность общества в Реестре подлежит возобновлению. Вместе с тем, указав при этом, в настоящем письме причины дальнейшей приостановки деятельности, устранение которых возможно в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении деятельности.
После того, как Общество получило данное решение, в адрес Заказчика было направлено уведомление о приостановке деятельности в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда и предложение о расторжении контракта по соглашению сторон, так как в связи с данным решением дальнейшее оказание услуг в установленные обязательствами сроки стало невозможным.
Вместе с тем, после заключения спорного государственного контракта, Исполнитель принял от Заказчика предоставленные сведения в обработку и готовился к предстоящей работе.
Заказчик не настаивает на включении сведений об ООО "Краевой центр охраны труда" в реестр недобросовестных поставщиков.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Краевой центр охраны труда" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 12 октября 2023 г. N 25-343/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023