Резолютивная часть решения объявлена 12.10.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13.10.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом, уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Государственного казенного учреждения Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью "Черемховоспецстрой" (далее - ООО "Черемховоспецстрой", Общество),
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Черемховоспецстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта: "Комплекс многоквартирных жилых домов в микрорайоне Восточный г. Нижнеудинск Иркутской области" 1 этап строительства", извещение N0134200000121003029, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 06 октября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Черемховоспецстрой" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту N0134200000121003029 на выполнение работ по строительству объекта: "Комплекс многоквартирных жилых домов в микрорайоне Восточный г. Нижнеудинск Иркутской области" 1 этап строительства от 27 июля 2021 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "Черемховоспецстрой" представлены письменные объяснения, в которых указано, что обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области на основании заявки Заказчика 02 июля 2021 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0134200000121003029 о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта: "Комплекс многоквартирных жилых домов в микрорайоне Восточный г. Нижнеудинск Иркутской области" 1 этап строительства" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 149 304 881 рублей 14 копеек.
Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 12.07.2021 N0134200000121003029-1 победителем данной закупки признано ООО "Черемховоспецстрой".
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 27 июля 2021 года между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N0134200000121003029 на выполнение работ по строительству объекта: "Комплекс многоквартирных жилых домов в микрорайоне Восточный г. Нижнеудинск Иркутской области" 1 этап строительства (далее - Контракт).
В пункте 1.1 контракта установлено, что Подрядчик принимает на себя обязательства по заданию Заказчика выполнить работы по строительству объекта: "Комплекс многоквартирных жилых домов в микрорайоне Восточный г. Нижнеудинск Иркутской области" 1 этап строительства (далее - Объект) в сроки установленные в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением 3 к Контракту и его неотъемлемой частью, в объеме, установленном Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту), Сметой Контракта (Приложение 5 к Контракту) (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 3.1 Контракта установлены, следующие сроки выполнения работ: Общий срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме:
- начало выполнения Работ: с даты заключения Контракта;
- окончание выполнения Работ: 10 июня 2022 года.
Подрядчик обязан выполнять Работы в строгом соответствии с Графиком выполнения строительно - монтажных работ (Приложение 3 к Контракту).
Согласно графику выполнения строительно-монтажных Работ (Приложение 3 к Контракту) срок выполнения работ:
- 1 этап: с даты заключения Контракта по 25.08.2021 г.;
- 2 этап: с 16.08.2021 г. по 15.12.2021 г.;
- 3 этап: с 26.08.2021 г. по 20.09.2021 г.;
- 4 этап: с 21.09.2021 г. по 14.10.2021 г.;
- 5 этап: с 15.10.2021 г. по 08.11.2021 г.;
- 6 этап: с 25.10.2021 г. по 15.12.2021 г.;
- 7 этап: с 09.11.2021 г. по 01.12.2021 г.;
- 8 этап: с 16.12.2021 г. по 28.04.2022 г.;
- 9 этап: с 29.04.2022 г. по 10.06.2022 г.
Цена Контракта в соответствии с пунктом 2.2. Контракта составила 149 304 881 (сто сорок девять миллионов триста четыре тысячи восемьсот восемьдесят один) рубль 14 копеек, в том числе НДС - 20%.
Стоимость выполнения работ согласно Графику оплаты выполненных работ (Приложение 6 к Контракту):
- на 1 этапе составляет 7 923 399 рублей 68 копеек;
- на 2 этапе составляет 7 200 536 рублей 54 копейки;
- на 3 этапе составляет 17 939 796 рублей 32 копейки;
- на 4 этапе составляет 21 568 795 рублей 03 копейки;
- на 5 этапе составляет 7 655 263 рублей 07 копеек;
- на 6 этапе составляет 28 793 449 рублей 22 копейки;
- на 7 этапе составляет 29 111 820 рублей 65 копеек;
- на 8 этапе составляет 16 773 945 рублей 57 копеек;
- на 9 этапе составляет 12 337 875 рублей 06 копеек.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу необходимо было выполнить предусмотренные Контрактом работы с 27 июля 2021 года по 10 июня 2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
01 сентября 2021 года Заказчиком приняты рабы по первому этапу на сумму 7 923 399 рублей 68 копеек, что подтверждается актом выполненных работ по унифицированной форме КС-2 N1 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3 N1 за период с 27.07.2021 г. по 01.09.2021 г. на сумму 7 923 399 рублей 68 копеек. Платежным поручением N1068931 от 08.09.2021 г. Заказчиком оплачены рабы по первому этапу на сумму 7 923 399 рублей 68 копеек.
04 октября 2021 года Заказчиком приняты рабы по третьему этапу на сумму 17 939 796 рублей 32 копейки, что подтверждается актом выполненных работ по унифицированной форме КС-2 N2 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3 N 2 за период с 21.09.2021 г. по 04.10.2021 г. на сумму 17 939 796 рублей 32 копейки. Платежным поручением N1199097 от 08.10.2021 г. Заказчиком оплачены рабы по третьему этапу 17 939 796 рублей 32 копейки.
14 октября 2021 года Заказчиком приняты рабы по четвертому этапу на сумму 21 568 795 рублей 03 копейки, что подтверждается актом выполненных работ по унифицированной форме КС-2 N3 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3 N 3 за период с 21.09.2021 г. по 14.10.2021 г. на сумму 21 568 795 рублей 03 копейки. Платежным поручением N1322326 от 09.11.2021 г. Заказчиком оплачены рабы по четвертому этапу 21 568 795 рублей 03 копейки.
08 ноября 2021 года Заказчиком приняты рабы по пятому этапу на сумму 7 655 263 рубля 07 копеек, что подтверждается актом выполненных работ по унифицированной форме КС-2 N 4 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3 N 4 за период с 15.10.2021 г. по 08.11.2021 г. на сумму 7 655 263 рубля 07 копеек. Платежным поручением N1398691 от 24.11.2021 г. Заказчиком оплачены рабы по пятому этапу 7 655 263 рубля 07 копеек.
19 ноября 2021 года Заказчиком приняты рабы по второму этапу на сумму 7 200 536 рублей 54 копейки, что подтверждается актом выполненных работ по унифицированной форме КС-2 N 5 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3 N 5 за период с 09.11.2021 г. по 19.11.2021 г. на сумму 7 200 536 рублей 54 копейки. Платежным поручением N1398690 от 24.11.2021 г. Заказчиком оплачены рабы по второму этапу 7 200 536 рублей 54 копейки.
20 декабря 2021 года Заказчиком приняты рабы по шестому этапу на сумму 28 793 449 рублей 22 копейки, что подтверждается актом выполненных работ по унифицированной форме КС-2 N6 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3 N 6 за период с 20.11.2021 г. по 20.12.2021 г. на сумму 28 793 449 рублей 22 копейки.
Таким образом, ООО "Черемховоспецстрой" исполнены обязательства по Контракту на сумму 91 081 239 рублей 86 копеек, что составляет 61% от общего объема требуемых к выполнению работ.
24 ноября 2021 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх. N139 с просьбой согласовать дополнительные объемы работ, в связи с тем, что в ходе выполнения строительно-монтажных работ было выявлено увеличение объемов работ и материалов, не соответствующих проектной документации.
19 мая 2022 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх. N32 с просьбой принять техническое решение невозможности установки лифта в шахту в соответствии с техническими решениями Рабочей документации.
19 мая 2022 года Общество в письме N33 информирует Заказчика о существенном увеличении стоимости строительных ресурсов, произошедшем в 2021-2022 гг., в связи с чем производит перерасчет сметной стоимости работ на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с последующим прохождением государственной экспертизы.
23 июня 2022 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх. N37 в котором просит Заказчика согласовать дополнительные работы по монтажу балконных витражей в связи с несоответствием объема монтажа сметным расчетам (358,848м2, в рабочей документации - 558,208м2).
11 августа 2022 года Общество в письме N58 указывает Заказчику на выявление при выполнении работ по монтажу системы вентиляции упущений в техническом проекте и просит Заказчика принять технические решения по поставленным вопросам.
23 августа 2022 года Общество в письме N59 информирует Заказчика о недостаточном финансировании объекта и возможном приостановлении работ в связи с ненаправлением Заказчиком выполненного проектной организацией ЦПИСРР "ВестЛайн" перерасчета стоимости в ГАУ "Экспертиза".
31 октября 2022 года Общество направляет в адрес Заказчика письмо N 86 в котором просит Заказчика обеспечить подачу теплоносителя в тепловую систему блок-секции 18 с 04.11.2022 для производства внутренних отделочных работ в связи с наступлением отрицательных температур наружного воздуха.
06 декабря 2022 Обществом в письме N104 обращается к Заказчику с просьбой о согласовании с проектной организацией выявленных несоответствий в рабочей документации (шахты вентиляционных блоков перекрывают дверной проем лифтовой шахты, замена клапанов инфильтрации воздуха, устройство электропроводки, тротуар вдоль жилого дома, иное).
28 марта 2023 года Заказчик в ответ на письмо Общество исх.N104 письмом N исх.(59-7)-1615/23) направляет откорректированную проектную и рабочую документацию и обязуется выдать документацию с отметкой "К производству работ".
15 марта 2023 года Общество в письме N24 просит Заказчика в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств продлить срок выполнения работ по Контракту до 01.07.2023, информирует о выявленных существенных несоответствиях проектной документации. В указанном письме Общество также информирует Заказчика о своевременном уведомлении о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию и связанных с этим задержках строительства, отсутствие своевременного финансирования не позволяет Обществу продолжать работы по Контракту.
20 марта 2023 года Общество в письме исх. N 27 направляет в адрес Заказчика для проверки пакет исполнительной документации.
24 марта 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо N29, в котором направляет Заказчику для проверки замечания и смету на дополнительные работы, выявленные при строительстве объекта (не учтена кладка газобетона, расход пескобетона, пропущены объемы лестничных маршей, упущены ограждение крыльца, ограждение пандуса, иное).
28 марта 2023 года Заказчик в ответ на письмо Общества исх.27 в письме исх/59-7/-1611/23 сообщает, что замечания и смета не могут быть рассмотрены в рамках Контракта, так как закончился его срок.
06 апреля 2023 года Общество в письме исх. N 40 обращается к Заказчику с просьбой уточнения диаметра приемных воронок и водосточных труб, проект которых не совпадает со сметой.
20 апреля 2023 года Обществом в письме исх. N53 направлен для проверки Заказчиком пакет исполнительной документации.
17 июля 2023 года Обществом в адрес Заказчика направлено письмо исх. N96 с просьбой согласовать с проектной организацией изменений в проектную документацию для приведения с рабочей документацией и выполненными работами по ранее выданным замечаний Стройнадзора.
27 июля 2023 года в письме исх. N109 Общество информирует Заказчика о том, что на основании перерасчета сметной стоимости по Контракту, была произведена государственная экспертиза и получено положительное заключение повторной государственной экспертизы N 38-1-1-2-079615- 2022 от 15.11.2022 с выводами о достоверности перерасчета сметной стоимости по объекту Контракта. Результат Экспертного заключения опубликован на государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений. Цена контракта составила 173 386 265,09 руб. в связи с изложенным общество просит Заказчика подписать дополнительное соглашение к Контракту.
08 августа 2023 года Заказчик в ответ на письмо Общества исх. 109 в письме исх/59-7/-4216/23 сообщает, что дополнительное соглашение не будет подписано на основании отсутствия исполнительной документации.
Заказчиком в адрес Общества были направлены претензионные письма исх/59-7/2425 от 23.05.2022 г, исх/59-7/-2657/22 от 15.06.2022 г., исх(59-7)-5927/22 от 01.12.2022 г.) о выплате неустойки (пени) за просрочку исполнение обязательств по государственному контакту N0134200000121003029 на выполнение работ по строительству объекта: "Комплекс многоквартирных жилых домов в микрорайоне Восточный г. Нижнеудинск Иркутской области" 1 этап строительства от 27 июля 2021 года.
Ответы ООО "Черемховоспецстрой" на письма Заказчика в материалах дела отсутствуют.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено, Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта; по решению суда.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьями 309 и 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 708 ГК РФ если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеназванного 21 сентября 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением сроков исполнения ООО "Черемховоспецстрой" обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 21 сентября 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "Черемховоспецстрой" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 02 октября 2023 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 02 октября 2023 года.
Исходя из представленных материалов Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что между Заказчиком и Обществом велась переписка, из которой также следует, что Обществом работы велись и исполнялись, следовательно, в действиях Общества отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.
Также, Комиссией установлено, что работы по рассматриваемому контракту частично выполнены, о чем свидетельствуют документы о приемки выполненных работ от 01 сентября 2021 года, 04 октября 2021 года, 14 октября 2021 года, 08 ноября 2021 года, 19 ноября 2021 года, 20 декабря 2021 года, что составляет 61% от общего объема требуемых к выполнению работ.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Общества отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Черемховоспецстрой".
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "Черемховоспецстрой", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссий не установлено.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1078) определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Федеральный закон N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позволяют продлевать сроки рассмотрения таких обращений.
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
По смыслу статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, ни Федеральный закон N44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 NФ05-4878/2017 по делу NА40-157217/2016 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу NА40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу NА40-174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу NА49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу NА40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу NА58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, Определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных подрядчиков ООО "Черемховоспецстрой" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Черемховоспецстрой" а также в связи с исполнением Обществом обязательств по Контракту на 61%, объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Черемховоспецстрой", а также сведений в отношении учредителя, единоличного исполнительного органа ООО "Черемховоспецстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "<_>" (<_>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа и учредителе Общества с ограниченной ответственностью "<_>" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023