рассмотрев жалобу ООО "РТГ-Мед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Туапсинская ЦРБ N1" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Выполнение услуг по техническому обслуживанию кислородной системы оборудования ГБУЗ "Туапсинская центральная районная больница N1" МЗ КК на 2024 г." (номер извещения N 0318300167823000432) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика в части установления требования о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
Заказчиком представлены пояснения согласно которым с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.09.2023 г. Заказчиком - ГБУЗ "Туапсинская ЦРБ N1" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Выполнение услуг по техническому обслуживанию кислородной системы оборудования ГБУЗ "Туапсинская центральная районная больница N1" МЗ КК на 2024 г." (номер извещения N 0318300167823000432).
Начальная (максимальная) цена контракта - 546 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение содержит перечень прилагаемых документов, где в файле "Описание объекта закупки трб на 2024 (1).docx" Заказчиком установлены требования к оборудованию подлежащему техническому обслуживанию:
N |
объект |
оборудование |
Кол-во |
1 |
Кислородный пункт (главный корпус) на 15 баллонов |
1. редуктор БКО-50 2. змеевик 3. быстросъемный клапан 4. вентиль расходный 5. сеть медных трубопроводов кислорода 6. Коллектор рамповый кислородный на 3 баллона 7. Коллектор рамповый кислородный на 2 баллона |
2 шт. 15 шт. 6 шт. 13 шт. 172 м 3шт. 3 шт. |
2 |
Кислородная рампа N1 на 15 баллонов (корпус детской городской больницы)
|
1.Вентиль манометрический 2. редуктор кислородный БКО-50 3. коллектор рамповый кислородный на 3 баллона 4. коллектор рамповый кислородный на 2 баллона 5. змеевик 6. быстросъёмный клапан 7. вентиль расходный 8. сеть медных трубопроводов кислорода |
2 шт. 4 шт. 3 шт. 3 шт. 15 шт. 12 шт. 18 шт. 120 м |
3 |
Кислородная рампа N2 на 2 баллона ( здание роддома- операционные 2,3,4 эт.) |
1. редуктор БКО-50 2. вентиль расходный 3.змеевик 4. сеть медных трубопроводов кислорода 5. коллектор рамповый кислородный на 3 баллона |
1 шт. 20 шт. 2 шт. 65-м 1 шт. |
4. |
Кислородная рампа N3 на 6 баллонов (отделение новорождённых 2 и 3 этажи) |
1. Редуктор БКО-50 2. вентиль расходный 3. Змеевик 4. сеть медных трубопроводов кислорода 5. Коллектор рамповый кислородный на 3 баллона |
1 шт. 16 шт. 6 шт. 75-м 2 шт. |
5 |
Кислородная рампа N4 на 4 баллонов (инфекционный корпус - инфекция, терапия) |
1.Редуктор БКО-50 2. вентиль расходный 3. змеевик 4. сеть медных трубопроводов кислорода 5. быстросъемный клапан 6. коллектор рамповый кислородный на 4 баллона 7. Вентиль манометрический |
1 шт. 15 шт. 4 шт. 80-м 2 шт. 1 шт. 2 шт. |
6. |
Кислородная рампа N5 на 3 баллона (инфекционный корпус) |
1.Редуктор БКО-50 2. вентиль расходный 3. змеевик 4. сеть медных трубопроводов кислорода 5. Коллектор рамповый кислородный на 3 баллона |
1 шт. 9 шт. 3 шт. 50 м 1 шт. |
7. |
Рампа углекислотная (хирургия) |
1. Вентиль расходный 2. Сеть трубопровода 3. редуктор УР-6-М |
3 шт. 20 м 2 шт |
8 |
Рампа углекислотная ( гинекология - операционная) |
1. Редуктор БКО-50 |
1 шт. |
В соответствии с п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке.docx" установлено:
1.2 |
В случае установления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки 1. Наличие действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники. Копия предоставляется участником размещения заказа при заключении контракта. В том случае, если услуги будут оказываться участником закупки с привлечением третьих лиц, то предоставляется копия лицензии, выданная данному третьему лицу, и копия договора, на соответствующие услуги, заключенного между участником закупки и данным третьим лицом. Требование установлено п.17 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 г. N 469). |
Согласно Постановлению Правительства N1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" наименование медицинского изделия на упаковке должно соответствовать наименованию медицинского изделия, указанного в регистрационном удостоверении.
Понятие, что является медицинским изделием установлено в ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 10 ст. 38 Закона N 323-ФЗ Росздравнадзор осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - ГРМИ), и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет.
Согласно части 11 статьи 38 Федерального закона N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", согласно которому в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения:
1) наименование медицинского изделия;
2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
4) вид медицинского изделия;
5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;
6) код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия;
7) наименование и место нахождения организации - заявителя медицинского изделия;
8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия;
9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.
Таким образом, основным документом, разрешающим обращение на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В извещении Заказчиком установлено:
Преимущества |
Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Установлено. Наличие действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники. Копия предоставляется участником размещения заказа при заключении контракта. В том случае, если услуги будут оказываться участником закупки с привлечением третьих лиц, то предоставляется копия лицензии, выданная данному третьему лицу, и копия договора, на соответствующие услуги, заключенного между участником закупки и данным третьим лицом. Требование установлено п.17 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 г. N 469). |
Ограничения |
Не установлены |
Предметом контракта является "Выполнение услуг по техническому обслуживанию кислородной системы оборудования ГБУЗ "Туапсинская центральная районная больница N1" МЗ КК на 2024 г.", при этом Заказчиком не указано регистрационное удостоверение на оборудование (редуктор БКО-50, змеевик, быстросъемный клапан, вентиль расходный, сеть медных трубопроводов кислорода, Коллектор рамповый кислородный на 3 баллонов и т.д.).
Оборудование, подлежащее техническому обслуживанию, не является медицинским изделием.
В связи с чем, установленное требование о наличии лицензии необоснованно.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 1) ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контактной системе неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Краснодарского УФАС установлены нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с п. 1-8) ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу N0318300167823000432 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.10.2023 г. на участие поступило 2 заявки. Заявка N206 отклонена на основании п. 1) ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствие таких информации и документов. В извещении установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе: Наличие действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники. Копия предоставляется участником размещения заказа при заключении контракта. В том случае, если услуги будут оказываться участником закупки с привлечением третьих лиц, то предоставляется копия лицензии, выданная данному третьему лицу, и копия договора, на соответствующие услуги, заключенного между участником закупки и данным третьим лицом. Требование установлено п.17) ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 г. N 469), участником в составе заявки не предоставлена копия лицензии, выписка из реестра лицензий, не указаны реквизиты лицензии (серия, номер и дата).
Согласно требований, установленных извещением: "Установлено. Наличие действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники. Копия предоставляется участником размещения заказа при заключении контракта...".
Таким образом, основания отклонения заявки N206, указанные комиссией Заказчика в протоколе N0318300167823000432 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.10.2023 г., противоречат положениям п. 1) ч. 12 ст. 48, ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Допущенное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РТГ-Мед" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Туапсинская ЦРБ N1" МЗ КК нарушения п. 1) ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Туапсинская ЦРБ N1" МЗ КК (комиссии) нарушение п. 1) ч. 12 ст. 48, ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику - ГБУЗ "Туапсинская ЦРБ N1" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30, ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 октября 2023 г. N 023/06/31-5157/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023