Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей:
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 11674-ИП/23 от 27.09.2023) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку комплекса для размещения на особый период по гражданской обороне (извещение N 0145200000423000920).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 36 900 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты незаконные действия аукционной комиссии выраженные:
- в незаконном отклонении его заявки (заявка N21);
- в неправомерном допуске заявки победителя (заявка N130).
Исходя из того, что ценовое предложение Заявителя по результатам проведения электронного аукциона составило 24 834 000,00 рублей при предложении победителя в 36 715 500,00 рублей (при НМЦК в 36 900 000,00 рублей), то, по мнению Заявителя, отклонение его заявки повлияло на его права и результат закупки при ненадлежащих действиях аукционной комиссии Заказчика.
Комиссия считает жалобу Заявителя обоснованной в части довода о неправоверных действиях аукционной комиссии в части отклонения его заявки и не находит подтверждений по доводам о неправомерном допуске заявки победителя на основании следующего.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2023 NИЭА2 на участие в аукционе подано 4 заявки из них 3 отклонены, при этом заявка Заявителя N 21 отклонена по следующим основаниям: "(п.8 ч.12 ст. 48) - выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Основание отклонения: п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Обоснование решения: - в заявке представлена недостоверная информация в отношении товара "Каркасная палатка М-10" по показателю позиции N 18 "Стойка каркаса". Указанные в заявке сведения не соответствуют информации, полученной из ответа производителя от 22.09.2023 вх. N 2342 на запрос заказчика от 22.09.2023 вх. N 04-04/1513, а также представленной на официальном сайте производителя, в реестре российской промышленной продукции по номеру реестровой записи N 4242\63\2022, представленной в заявке. - в заявке представлена недостоверная информация в отношении товара "Каркасная палатка М-30" по показателю позиции N 17 "Стойка каркаса". Указанные в заявке сведения не соответствуют информации, полученной из ответа производителя от 22.09.2023 вх. N 2342 на запрос заказчика от 22.09.2023 вх. N 04-04/1513, а также представленной на официальном сайте производителя и в реестре российской промышленной продукции по номеру реестровой записи N 4242\70\2022, представленной в заявке.)".
Материалами дела подтверждается, что Заказчиком во исполнение частей 3 и 4 статьи 14 Закона N44-ФЗ в Извещении установлен запрет по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 616).
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе установлено: "в соответствии с требованиями постановления Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства":
для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий);
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий).
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является:
- Каркасная палатка М-30 код позиции 13.92.22.152;
- Каркасная палатка М-10 код позиции 13.92.22.152;
- Кровать двухъярусная код позиции 31.09.11.110.
Указанные коды включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 616, в связи с чем, такой запрет правомерно установлен Заказчиком в Извещении.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие требованиям, установлены в п. 6 Описания объекта закупки в табличной форме (Технические и функциональные характеристики).
Комиссия установила, что по спорным позициям N 18 и N 17 Заявитель в составе заявки указал, что стойки каркаса палаток М-10 и М-30 будут изготовлены из трубы круглого сечения, то есть Заявитель в заявке на участие в закупке относительно оспариваемых позиций предложил значения, которые соответствует требуемой Заказчиком характеристике в Описании объекта закупки.
Также в заявке Заявитель предоставил реестровые записи на палатки из синтетических материалов М-10 и М-30 (N4242\63\2022 и N4242\70\2022) производителя ООО ПО "ТАКТИКА".
Из позиции Заказчика следует, что согласно информации, представленной в реестре российской промышленной продукции по номерам вышеуказанных реестровых записей, каркас палаток выполнен из профильной стальной трубы квадратного сечения (Заказчиком был направлен запрос (исх. N 04-04/1513 от 22.09.2023) в ООО ПО "ТАКТИКА". Ответным письмом (вх. N 2342 от 22.09.2023) производитель подтверждает, что стойки каркаса палаток, отраженных в реестровых записях изготавливаются из трубы квадратного сечения, на основании чего Заказчик отклонил заявку по основаниям предоставления в составе заявки недостоверной информации (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем, Комиссия, поддерживая позицию Заявителя, отмечает, что реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, создан для подтверждения страны происхождения товара, а не для подтверждения его технических характеристик, а единственным достоверным источником невозможности поставки товара с характеристиками, указанными в Извещении, является производитель.
В соответствии с 5.3. ГОСТ 32931-2015 "Трубы стальные профильные для металлоконструкций. Технические условия" формы профиля труб изготавливают квадратной формы профиля, прямоугольной формы профиля, круглой формы профиля, овальной формы профиля, плоскоовальной формы профиля.
Из материалов дела следует, что к заявке Заявителя (представлено Ленинградскому УФАС России) было приложено письмо от производителя ООО ПО "ТАКТИКА" N 23/115 от 19.09.2023 (держателя реестровых записей N4242\63\2022 и N4242\70\2022), из которого следует, что: "в рамках заказа на поставку комплекса для размещения на особый период по гражданской обороне в составе: каркасная палатка М-10 - 36 комплектов (реестровая запись 4242\63\2022 от 09.11.2022),каркасная палата М-30 - 72 комплекта (реестровая запись 4242\70\2022 от 09.11.2022) подтверждаем, что каркас палаток будет выполнен из трубы круглого сечения".
Комиссия также отмечает, что ответ производителя от 22.09.2023 на запрос Заказчика от 22.09.2023 также указывает на то, что в стандартном исполнении стойки палатки М-10 и М-30 изготавливаются из трубы квадратного сечения, однако в рамках заказа ИП Карпова Дмитрия Игоревича будут изготовлены из трубы круглого сечения.
Таким образом, производитель палаток подтверждает возможность изготовления труб круглого сечения, которые полностью удовлетворяют требованиям Описания объекта закупки.
Относительно того, что реестровые записи (N4242\63\2022 и N4242\70\2022) содержат информацию о трубах квадратного сечения.
В целях реализации Постановления N 616 в соответствии с пунктом 6 данного постановления подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
В соответствии со вторым и третьим абзацами пункта 10 постановления N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным постановлением N 616, участник закупки указывает в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (далее - постановление N 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), а в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (далее - решение N 105) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий) (далее при совместном упоминании - реестровые записи). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что согласно действующему законодательству в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, подтверждением страны происхождения является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт; в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Кроме того, для целей актуализации сведений, в том числе, в отношении технических и функциональных характеристик установлен порядок и сроки направления заявления о внесении изменений в реестровую запись.
Требований о том, чтобы в реестре российской промышленной продукции обязательно были указаны все возможные характеристики товара, прошедшего регистрацию, не содержится, как и отсутствуют требования о том, что данный реестр должен содержать все возможные варианты комплектации и сборки товаров.
Таким образом, Комиссия отмечает, что анализ законодательства свидетельствует, что целью указания реестровой записи является подтверждение страны происхождения производства, в связи с чем отклонение заявки исключительно в связи с несоответствием характеристик, указанных в реестре промышленной продукции, неправомерно.
Ни Постановление Правительства РФ N 616, ни Закон о контрактной системе не указывают на возможность выявления недостоверных сведений относительно соответствия характеристик заявки участника и извещения сведениям, указанным в реестре промышленной продукции.
Вышеуказанная позиция подтверждается письмом Минпромторга России N10638/12 от 04.10.2023 в котором указано: "Так, соответствующий каталог ГИСП расположен по адресу - https://gisp.gov.ru/goods/#/. При этом важно подчеркнуть, что информация из каталога ГИСП может содержать отличную информацию от той, которая была внесена в реестр, и носить ознакомительный характер. Также не вся промышленная продукция (товар), фигурирующая в вышеуказанном каталоге, может быть включена в реестр.
Учитывая изложенное, заказчику не следует отклонять реестровую запись участника закупки из реестра, представившего ее на промышленную продукцию (товар), в случае, если она соответствует положениям "национального режима" в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), но при этом в каталоге ГИСП на указанную продукцию не содержится исчерпывающей информации, требуемой для удовлетворения положениям извещения".
Из чего следует, что достоверность или недостоверность предложения участника в части показателей товаров не могли быть определены комиссией Заказчика на стадии рассмотрения заявок лишь на основании сведений из реестра, при том, что сам производитель подтвердил возможность изготовления труб с нужным сечением.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что выписка из реестра российской промышленной продукции, представленная участником закупки в составе заявки, не является подтверждением соответствия характеристик предложенного участником закупки товара описанию объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и указывается исключительно в целях подтверждения страны происхождения товара в соответствии с Постановлением N 616.
Комиссия считает, что если Заказчик/комиссией в течение отведенного законодателем срока не имеет доказательств о недостоверности сведений на момент рассмотрения заявки, то такая заявка подлежит допуску, при этом каждый заказчик не лишен права отказаться от исполнения контракта, в случае подтверждения вышеуказанного факта при проверке поставленного товара на соответствие.
То есть, если представленный поставщиком товар не будет соответствовать требованиям извещения об осуществлении закупки/контракта, то в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
В настоящем деле Заявитель представил все характеристики товара, которые соответствуют инструкции и Описанию объекта закупки (то есть потребностям заказчика).
В Постановлении АС УО от 07.06.2018 N Ф09-2169/18 по делу N А60-38386/2017 указано, что если комиссия заказчика приняла решение о проверке достоверности сведений, предоставленных участниками, такой запрос в первую очередь следует направить производителю товара.
Вместе с тем Ленинградское УФАС России при рассмотрении дела руководствовалось позицией Арбитражного суда Северо-Западного округа изложенной в Постановлении от 22 мая 2020 г. по делу N А56-93423/2018 (Толкунов В.М., Алешкевич О.А., Мунтян Л.Б.) с участием Управления: "Недостоверность сведений, содержащихся в заявках, должна подтверждаться объективными данными, которые не подлежат сомнению, в связи с чем решение аукционной комиссии, которым участнику отказано в допуске к участию в аукционе ввиду представления недостоверной информации, правомерно признано УФАС необоснованным".
Данной практике придерживается Ленинградское УФАС России с 2017 года, а подход был подтвержден Арбитражным судом Северо-Западного округа в рамках дела А56-47799/2022.
Исходя из чего, Комиссия считает, что у Заказчика не имелось достоверных сведений относительно несоответствия представленных товаров и подтверждения невозможности поставить товар с указанными характеристиками, следовательно, приходит к выводу о наличии нарушений в действиях аукционной комиссии при проведении электронного аукциона пп. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеуказанных выводов настоящего решения, доводы Заявителя о неправомерном допуске заявки N130 (ООО "СТАЛЬПРОМИНВЕСТ") не подтверждаются достоверными документами.
Исходя из анализа жалобы следует, что технические характеристики сравнивались Заявителем на основании опубликованного проекта контракта с данными портала ГИСП и сайта производителя НАО "НПФ ОРТ" (площадь пола палатки - 40,8 м2, в то время как на сайте производителя указана площадь - 40.5 м2, в характеристиках палатки М-10 и М-30 "Стойка каркаса" изготовлена из круглой сварной трубы диаметром 32 мм и толщиной стенки 2 мм, "Крестовина" и "Тройник", в которые должны вставляться стойки, также изготовлены из трубы сварной диаметром 32 мм и толщиной 2 мм, что исключает возможность сборки каркаса в принципе и т.д.).
Поскольку официальных запросов в адрес производителя со стороны Заявителя не делалось (подтверждено аудиопротоколом заседания), иных сведений в материалы дела не представлялось, недостоверные сведения не могут быть подтверждены Заявителем документально и проверены антимонопольным органом.
Вышеуказанное подтверждается, например, Постановлением АС ВВО от 06.07.2015 N Ф01-2471/2015 по делу N А28-10055/2014 в котором рассматривалась жалоба на действия заказчика, отклонившего первую часть заявки, поскольку на сайте, который был указан участником в качестве сайта организации-производителя, отсутствовала информация, что эта организация занимается какимлибо производством товаров. Суд признал отклонение заявки по данному основанию неправомерным, поскольку ст. 67 Закона N 44
ФЗ не наделяет аукционную комиссию заказчика полномочиями по проверке предоставленной участниками аукциона информации на предмет ее соответствия сведениям третьих лиц на их сайтах в сети Интернет. Кроме того, отсутствие сведений о производстве на сайте на дату рассмотрения первых частей заявок не исключало возможность производства данным лицом соответствующего товара.
В Постановлении АС СЗО от 14.06.2016 N Ф04-2277/2016 сказано, что данные на сайте производителя или продавца на момент рассмотрения заявок могут оказаться неактуальными или быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей. Следовательно, нельзя ориентироваться на них при признании сведений, указанных участником в заявке, недостоверными.
На основании вышеизложенного, жалоба в указанной части не находит своего подтверждения.
Положения части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предоставляют антимонопольному органу право выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание до заключения контракта.
Такое право должно быть реализовано контролирующим органом с учетом принципов добросовестности и недопущения ущемления прав не только участников закупки, но и заказчика, принимая во внимание необходимость скорейшего удовлетворения его потребностей, соблюдения баланса частных и публичных интересов, своевременного и добросовестного использования бюджетных средств (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Комиссия подтверждает, что в материалах дела имеются доказательства того, что действия комиссии Заказчика нарушают Закон о контрактной системе и существенно повлияли на конкуренцию (3 заявки из 4 отклонены) и права Заявителя, предложившего цену меньше, чем действующий победитель, в связи с чем Комиссия считает целесообразным реализовать свое право на выдачу предписания.
Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Карпов Дмитрий Игоревич обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе;
3. Выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 октября 2023 г. N 047/06/49-3078/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023