На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 12.10.2023 N 337/23, на основании обращения заказчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Новозыбковский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Новозыбковского городского округа, Климовского и Злынковского муниципальных районов) (далее - МО МВД России "Новозыбковский") (вх. N 6810/23 от 12.10.2023 года), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___"
Членов Инспекции: "___"
в присутствии:
"___" - представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области, действующего на основании доверенности N 28 от 13.10.2023;
"___" - представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области, действующего на основании доверенности N 27 от 13.10.2023
"___" - слушателя,
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком МО МВД России "Новозыбковский" по факту уклонения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области ("___") от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по организации ежедневного трехразового горячего питания, в том числе в выходные и праздничные дни лиц, содержащихся в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту МО МВД России "Новозыбковский" N 0127100005623000012, установила следующее:
1. 29.09.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по организации ежедневного трехразового горячего питания, в том числе в выходные и праздничные дни лиц, содержащихся в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту МО МВД России "Новозыбковский" N 0127100005623000012.
2. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 696 785,00 рублей.
3. Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.10.2023 NИЗК1 победителем был признан участник (идентификационный номер заявки 156) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области с ценой контракта 696 785,00 рублей.
4. 09.10.2023 заказчиком МО МВД России "Новозыбковский" размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области.
5. Регламентированный срок подписания ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области проекта контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 10.10.2023, однако, в установленный Законом о контрактной системе срок, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области не разместило в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области.
6. 11.10.2023 от оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" в адрес заказчика МО МВД России "Новозыбковский" поступило "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
7. 11.10.2023 заказчиком с помощью единой информационной системы в сфере закупок сформирован и размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.10.2023 NППУ20_1.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика МО МВД России "Новозыбковский" (вх. 6875-ЭП/23 от 16.10.2023), ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области (вх. N 6869-ЭП/23 от 13.10.2023).
Изучив представленные документы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
Действия заказчика МО МВД России "Новозыбковский" при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на консервацию резервуарной установки N 0127300017523000017 соответствуют требованиям ст. 50, 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов, в том числе по итогам проведения запроса котировок в электронной форме.
На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Согласно информации, опубликованной в ЕИС, заказчиком 09.10.2023 размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.10.2023 NИЗК1.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом особенности, что заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчиком 09.10.2023 размещен в ЕИС проект государственного контракта (далее - Проект контракта).
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
Пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, регламентированной датой подписания ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области проекта является 10.10.2023.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что согласно извещению об осуществлении закупки обеспечение исполнения контракта не требуется.
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Установлено, что проект контракта ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области в регламентированный срок не подписан, в связи с чем заказчиком 11.10.2023 размещен в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.10.2023 NППУ20_1.
В рамках рассмотрения обращения представитель ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области сообщил, что причиной, по которой поставщик не подписал проект контракта послужила неисправность компьютера (выключился и не включался). Полное функционирование было оборудования восстановлено 10:30 11.10.2023. Подтверждением намерения указанного лица заключить контракт, явилось письмо Заказчику с объяснением причин не подписания контракта в регламентируемый срок. Так же, поставщик в качестве подтверждения своих намерений, предоставил справки, свидетельствующие о поломке компьютерного оборудования и о активных действиях сотрудников ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области по восстановлению функционирования компьютера, с момента размещения заказчиком проекта контракта в ЕИС.
Инспекция Брянского УФАС России полагает, что при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Инспекции Брянского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Принимая во внимание, все указанные факты, Инспекция Брянского УФАС России в действиях ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области не усматривает факта недобросовестности данного участника закупки, следовательно, приходит к выводу об отказе во включении ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Согласно п. "а" ч.13 Порядка рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, утвержденного Постановлением N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Изучив представленные документы, руководствуясь п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч. 13 Постановления N 1078, инспекция Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком МО МВД России "Новозыбковский" нарушены положения п.12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), поскольку заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по организации ежедневного трехразового горячего питания, в том числе в выходные и праздничные дни лиц, содержащихся в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту МО МВД России "Новозыбковский" N 0127100005623000012 не установлен перечень единых требований к участникам закупки.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки и положения части 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которой информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10.1) участник закупки не является иностранным агентом;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Установлено, что вышеуказанные единые требования к участникам закупки в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме отсутствуют, в извещении об осуществлении закупки имеется только отсылка к ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Сведения в отношении ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика МО МВД России "Новозыбковский" нарушения положений п.12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений требований п.12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе не выдавать ввиду того, что данное нарушение не повлияло на итоги закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководителя инспекции "___"
Члены инспекции "___"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 18 октября 2023 г. N РНП-32-802
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2023