Резолютивная часть решения оглашена 11.10.2023
В полном объеме решение изготовлено 16.10.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Региональный кадастровый центр" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0369100028421000031 на проведение работ в целях установления придорожных полос, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости в отношении автомобильной дороги федерального значения М-5 "Урал" Москва, Рязань, Пенза, Самара, Уфа, Челябинск км 1548+651 - км 1720+000, км 1720+000 - км 1790+000, км 1799+000 - км 1809+232, км 1839+000 - км 1871+037 (далее - аукцион), в присутствии посредством системы видеоконференцсвязи:
- представителя ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" Гук И.А., действующего на основании доверенности N 38 от 06.10.2023,
- представителя ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" Науменкова А.Н., действующего на основании доверенности N 55 от 26.12.2022,
- представителя ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" Климовой В.В., действующего на основании доверенности N 56 от 26.12.2022,
в отсутствии ООО "Региональный кадастровый центр", надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Региональный кадастровый центр" (далее - общество, подрядчик).
Согласно представленным документам 28.12.2021 стороны заключили контракт на проведение работ в целях установления придорожных полос, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости в отношении автомобильной дороги федерального значения М-5 "Урал" Москва, Рязань, Пенза, Самара, Уфа, Челябинск км 1548+651 - км 1720+000, км 1720+000 - км 1790+000, км 1799+000 - км 1809+232, км 1839+000 - км 1871+037 по цене 12 150 000, 00 рублей.
Решением от 22.09.2023 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения обществом обязательств по контракту в полном объеме, что подтверждается перепиской заказчика, а также актами освидетельствования, составленными в ходе выполнения работ. В связи с указанными обстоятельствам сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 22.09.2023 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения исполнителем является 22.09.2023, в связи с чем контракт является расторгнутым 03.10.2023.
Cведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 04.10.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 28.12.2021 заключен контракт N 31 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является выполнение работ в целях установления придорожных полос, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости в отношении автомобильной дороги федерального значения М-5 "Урал" Москва, Рязань, Пенза, Самара, Уфа, Челябинск км 1548+651 - км 1720+000, км 1720+000 - км 1790+000, км 1799+000 - км 1809+232, км 1839+000 - км 1871+037, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 4.1 контракта заказчиком определены сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 10.09.2023 года (включительно).
Приложением N 2 к государственному контракту является график производства и финансирования работ:
- 1 этап подготовительный: с даты заключения контракта по 30.12.2021,
- 2 этап полевой (участок автомобильной дороги км 1720+000-км 1790+000, км 1799+000-км 1809+232, км 1839+000-км 037): с 30.12.2021 по 01.11.2022,
- 3 этап (участок автомобильной дороги км 1548+651-км 1750+000): с 11.11.2022 по 10.09.2023.
При этом, в ходе исполнения контракта сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 от 28.12.2021 об изменении технического задания и графика производства и финансирования работ.
Из документов, подтверждающих приемку и оплату выполненных работ, размещенных в единой информационной систем, следует, что стоимость фактически выполненных работ по первому этапу составляет 2 302 481, 48 рублей (акт выполненных работ N 95 от 29.12.2021, платежное поручение от 30.12.2021), что составляет около 31 % от цены контракта.
Из переписки сторон в 2021-2023 гг. следует, что общество выполнило работы по первому этапу, которые приняты заказчиком без замечаний, в том числе в рамках исполнения второго этапа осуществляло переписку с заказчиком в части направления проекта установки долговременных межевых знаков, а также сообщало об установке долговременных знаков на местности (письма от 20.10.2022 исх. 2487, от 21.10.2022 исх. 2498), при этом 28.10.2022 заказчик направил письмо, в котором указал, что в ходе предварительного осмотра межевых знаков выявлены замечания, в том числе в части высоты знаков, в связи с чем до 31.10.2022 просил устранить указанные замечания, так 31.10.2022 обществом направлено письмо, в соответствии с которым указало, что устранило выявленные замечания.
Так, выезд для целей приемки второго этапа выполнения работ осуществлен заказчиком 03.11.2022, в результате которого выявлены следующие замечания, а также установлен срок их устранения до 01.12.2022:
- отсутствие 15 межевых знаков левого проезда;
- несоответствие межевых знаков в части порядка их установки (диаметр отверстия под установку знака, объем используемого бетона менее, чем предусмотрено техническим заданием);
- непредставление документов на применяемые материалы, в том числе сертификатов на краску, бетон;
- наличие дефектов и повреждений металлических труб установленных межевых знаков.
При этом, требования к межевым знакам установлены в Приложении N 1 к техническому заданию.
Вместе с тем, 30.11.2022 обществом направлено письмо (исх. 2624), в котором оно указывает на приостановку выполнения работ, в том числе ввиду погодных условий, которые препятствуют выполнению работ на что заказчик в ходе совместных совещаний с представителем подрядчика (от 26.12.2022, 10.01.2023) пришли к договоренности об устранении недостатков до 25.06.2023.
При этом заказчик неоднократно указывал обществу о необходимости предоставления информации о промежуточных сроках выполнения работ (протокол от 10.01.2023, письма от 16.02.2023 исх. 01-11/761, исх. 01-11/762).
В ответ на указанные обращения общество 13.03.2023 направило письма исх. 240, 241, в которых обязалось устранить замечания до 25.06.2023, а также направило предварительный график выполнения работ, в котором указывало на то, что материалы с сопроводительными документами будут предоставлены заказчику в период с 28.04.2023 до 30.04.2023.
Вместе с тем, в дальнейшем на все письма заказчика, в том числе на сообщения о дате и времени осуществления выезда для приемки выполненных работ на 29.06.2023, о повторном уведомлении заказчика о приемке работ на 03.10.2023 (от 16.06.2023 исх. 01-11/2817, от 22.09.2023 исх. 01-11/4316/1, исх. 01-11/4316) общество не предпринимало действия, направленные на исполнение контракта.
Недостатки выполненных работ зафиксированы заказчиком в актах освидетельствования выявленных нарушений от 29.06.2023, от 03.10.2023, с приложением материалов фотофиксации выявленных недостатков в части порядка установки знаков с нарушением требований к высоте знаков (менее 800 мм) и в части отсутствия забетонированного основания части межевых знаков; отсутствие отдельных межевых знаков, в том числе указано на наличие коррозии металла на знаках и разрушения бетонного основания знаков, указанные нарушения зафиксированы в отношении более чем 400 межевых знаков.
В связи с тем, что подрядчиком не устранены недостатки в ходе выполнения работ, контракт расторгнут в одностороннем порядке на основании решения заказчика от 22.09.2023.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
Так, Комиссией установлено, что подрядчиком нарушен конечный срок выполнения работ, а также не предприняты действия по устранению недостатков выполнения работ по второму этапу, не подтвержден факт выполнения работ по третьему этапу, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта обоснованно с учетом положения пункта 3 части 715 ГК РФ.
Следует отметить, что из переписки, представленной заказчиком, следует, что подрядчик не отрицал наличие указанных недостатков и указывал на их устранение в пределах срока, согласованного сторонами.
Вместе с тем, при рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком, Комиссией установлено, что общество на протяжении срока исполнения контракта выполнило работы на сумму 2 302 481, 48 рублей.
Более того, Комиссия антимонопольного органа не обладает достаточными доказательствами, которые свидетельствовали бы о намерениях общества уклониться от исполнения контракта, так как общество приступило к выполнению второго этапа, что подтверждается установкой межевых знаков, осмотр которых произведен заказчиком 03.11.2023, 29.06.2023, 03.10.2023.
Комиссия отмечает, что характер спора, возникшего между сторонами, носит исключительно гражданско-правовой характер, так как фактически сводится к определению наличия/отсутствия недостатков выполненных работ по устройству межевых знаков, при этом указанный спор разрешается в судебном порядке.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичном выполнении работ по контракту, в совершении действий, направленных на исполнение второго этапа контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Региональный кадастровый центр", лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" в отношении ООО "Региональный кадастровый центр" (ИНН 7451189048), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 октября 2023 г. N 074/06/104-2381/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2023