Резолютивная часть решения оглашена 17.10.2023
В полном объеме решение изготовлено 20.10.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Забожанской А.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Миасс" (далее - заказчик, ГБУЗ "ССМП г. Миасс") о включении сведений об ООО "КРИТ" (далее - Общество), его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Общества от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (шины лестничные) (извещение N 0369300130123000103) (далее - аукцион), при дистанционном участии:
- представителей заказчика Есина А.А., Дружкова А.Н., действующих на основании приказа N 97л от 04.03.2020, выписки из приказа от 09.01.2019 N 2-л;
- директора ООО "КРИТ" Юровой Ю.Ю., действующего на основании приказа N 2 от 14.08.2020,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 10.10.2023 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "КРИТ", его участниках, единоличном исполнительном органе в связи с уклонением Общества от заключения контракта.
Извещение N 0369300130123000103 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 19.09.2023. Изменение извещения размещено 21.09.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 183 200,00 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчика ООО "КРИТ" в регламентированный срок на электронной площадке не размещен подписанный участником закупки проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер. В связи с этим, Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО "КРИТ", в связи со сбоем программного обеспечения, у Общества отсутствовала возможность подписания контракта в регламентированный срок, что подтверждается копией акта выполненных работ 1022/16760 от 10.10.2023, копией счета N 1022/16760-1, копией платежного поручения N 313 от 10.10.2023.
Вместе с тем, по мнению представителя ООО "КРИТ", Общество не уклонялось от заключения контракта, предприняло действия, направленные на заключение контракта с заказчиком.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.
В силу пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания пункта 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела победителем рассматриваемой закупки признано ООО "КРИТ" с ценовым предложением 134 326,00 рублей (снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 26,68%).
Протокол подведения итогов определения поставщика размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 29.09.2023.
Заказчиком 29.09.2023 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.
Согласно материалам дела ООО "КРИТ" 06.10.2023 на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки) размещен протокол разногласий.
Заказчиком 08.10.2023 в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) опубликован доработанный проект контракта.
Вместе с тем, ООО "КРИТ" в регламентированный срок (09.10.2023) на электронной площадке не размещены подписанный участником проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер.
Общество 10.10.2023 признано уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, заказчиком 10.10.2023 в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) опубликован протокол о признании ООО "КРИТ" уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО "КРИТ" участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком.
Обществом предприняты меры, направленные на заключение контракта с заказчиком. Так, 10.10.2023 Общество на расчетный счет заказчика перечислило денежные средства в качестве обеспечения исполнения рассматриваемого контракта, что подтверждается копией платежного поручения N 312 от 09.10.2023 на сумму 6 716,30 рублей. В части антидемпинговых мер ООО "КРИТ" предполагало представить информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Исходя из материалов дела, заказчиком подтвержден факт предоставления ООО "КРИТ" обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в извещении об осуществлении закупки (копия распоряжения на зачисление средств N 312 от 10.10.2023).
Также согласно пояснениям ООО "КРИТ" Обществом закуплены товары, необходимые для исполнения рассматриваемого контракта, о чем свидетельствует копия товарной накладной N УТ-6143 от 02.10.2023, копия счет-фактуры N 7927 от 03.10.2023.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Кроме того, в силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Принимая во внимание, что ООО "КРИТ" предоставило обеспечение исполнения контракта и не отказывалось от предложения к поставке продукции, указанной в составе заявки при проведении аукциона, ввиду отсутствия со стороны Общества явно выраженных действий, свидетельствующих о намерении уклониться от заключения контракта, Челябинское УФАС России не имеет достаточных оснований для включения Общества, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
В материалы дела ООО "КРИТ" предоставлено ходатайство о выдаче предписания, направленного на заключение контракта.
Вместе с тем, в силу подпункта "б" пункта 13, подпункта "а" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, предписание выдается в случае, если заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе, связанные с определением участника закупки лицом, с которым заключается контракт, направлением такому участнику закупки проекта контракта, заключением контракта, признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Тогда как, доказательств, подтверждающих нарушение указанных требований, поставщиком не представлено, в связи с чем удовлетворение указанного ходатайства не представляется возможным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ "ССМП г. Миасс" в отношении ООО "КРИТ" (ИНН 5252040635), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Н. Забожанская
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 октября 2023 г. N 074/06/104-2403/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2023