Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края: не явился, к видеоконференцсвязи не подключился;
от ООО "Мика строй" не явился, уведомлен, к видеоконференцсвязи не подключился
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края о включении сведений об ООО "Мика Строй" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки N 0817200000323002382 "Благоустройство Центральной площади с. Солтон Солтонского района Алтайского края", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края (далее- Заказчик, Администрация) о включении сведений об ООО "Мика Строй" (далее- Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки N 0817200000323002382 "Благоустройство Центральной площади с. Солтон Солтонского района Алтайского края".
Согласно обращению Заказчика, ООО "Мика Строй" условия контракта не исполнило, в связи с чем, Заказчик обратился для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "Мика строй" на заседание Комиссии не явился, заявлений, ходатайств не представил.
23 октября 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам:
27.03.2023 между Администрацией Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края, и ООО "Мика Строй", был заключен муниципальный контракт N 0817200000323002382 (реестровый N 3227400118323000001) на выполнение работ по благоустройству Центральной площади с. Солтон Солтонского района Алайского края (далее- Контракт).
Цена Контракта определяется путем составления сметы (Приложение N 2) и составляет 3 722 383 (три миллиона семьсот двадцать две тысячи триста восемьдесят три) рубля 32 копейки, включая налог на добавленную стоимость (20%): 744 476 (семьсот сорок четыре тысячи четыреста семьдесят шесть) рублей 66 копеек.
В силу п.1.1 и п.1.2 Контракта Подрядчик обязуется собственными (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить работу по благоустройству Центральной площади с.Солтон Солтонского района Алтайского края (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его, также Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в п. 1.1 настоящего Контракта в соответствии с объемами работ, графиком выполнения работ (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и иными условиями, установленными в настоящем Контракте.
Согласно п. 3.4.1 Контракта Подрядчик обязан - выполнить, предусмотренные Контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных документов, в сроки, установленные Контрактом, в пределах цены Контракта.
Пунктами 4.1, 4.2 Контракта определено, что, Подрядчик приступает к выполнению работы с "01" мая 2023 г. Работа должна быть закончена не позднее "01" августа 2023 г.
11.07.2023 между Заказчиком и ООО "Мика Строй" было заключено дополнительное соглашение N 3, согласно которому, пункт 4 Контракта изложен в следующей редакции:
Подрядчик приступает к выполнению работы с "01" мая 2023 г.
Работы по настоящему контракту должны быть выполнены в установленный срок, в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 1 к настоящему контракту).
Работы выполняются в 2 (два) этапа.
1 этап "Элекроосвещение, площадь, парковочные карманы". Дата начала этапа работ 27.03.2023 г. Дата окончания этапа работ 10.07.2023 г.
2 этап "Малые формы, стационарный круглогодичный сценический комплекс "Ракушка". Дата начала этапа работ 11.07.2023 г. Дата окончания 31.12.2023 г.
25.07.2023 г. Подрядчику была направлена претензия N 346, согласно которой, последний должен был приступить ко 2 этапу выполнения работ 11.07.2023 г., однако Подрядчик к работам не преступил.
О чем так же 25.07.2023 г., был составлен соответствующий Акт.
31.07.2023 г. Подрядчику была направлена претензия N 352, согласно которой, Подрядчик к работам не преступил, что приводит к срыву реализации проекта (составлен соответствующий Акт).
Таким образом, Подрядчиком нарушены сроки начала исполнения 2 этапа контракта, что подтверждается вышеуказанными претензиями.
Подрядчику неоднократно направлялись уведомления о необходимости явиться на строительную площадку, либо выйти на связь по телефону, электронную почту (уведомления от 25.08.2023 N 410; 08.09.2023 N 431; 18.09.2023 N 440).
Подрядчик на площадку не являлся, на связь не выходил, письменных ответов на уведомления, с указанием причины отсутствия на строительной площадке не представил.
Из материалов дела усматривается, что работы на объекте не ведутся с 29.08.2023 г.
Подрядчик, согласно п. 3.4.9. Контракта обязан предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
В связи со сложившейся ситуацией и бездействием Подрядчика, Заказчику стало очевидно, что работы по 2 этапу Контракта не будут выполнены надлежащим образом в установленный Контрактом срок.
В рамках 2 этапа контракта работы начаты не своевременно, выполнены частично.
Согласно Акту рабочей комиссии от 19.09.2023 г. Заказчиком было установлено следующее:
в ходе проведения работ 2-го этапа Подрядчиком была произведена поставка малых архитектурных форм.
При этом, ЖБ урны Подрядчик поставил без фактурной отделки, что не соответствует проектно-сметной документации контракта. Данное изменение Подрядчиком не было согласовано с Заказчиком и техническим контролем. Кроме того, урны не были укомплектованы съемными контейнерами.
Скамьи также были поставлены без отделки. Так же Подрядчиком не была произведена установка малых архитектурных форм.
Подрядчиком был частично произведен монтаж металлокаркаса круглогодичного сценического комплекса. Ряд сварных швов требуют доработки и усиления. Подрядчиком не было предоставлено проектно-технического решения сценического комплекса, поэтому произвести оценку- объемов выполненных работ и соответствие подготовленных частей металлического каркаса не представляется возможным.
Работы по 2 этапу муниципального контракта не выполнены. Произвести частичную приемку этапа не представляется возможным т.к. ни один из пунктов проектно-сметной документации не исполнен в полном объеме.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктам 11.1, 11.2, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным.
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
20.09.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.09.2023 г. Решение Заказчика размещено в ЕИС, 22.09.2023 г. получено Подрядчиком, 03.10.2023 г. вступило в законную силу.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Действуя добросовестно и разумно ООО "Мика Строй" будучи победителем аукциона, должен был своевременно выполнить условия Контракта по благоустройству территории, в сроки, предусмотренные контрактом.
ООО "Мика Строй" не представил доказательств своего добросовестного поведения и намерений исполнить контракт.
Комиссия, рассмотрев представленные сведения и документы в материалы дела, пришла к выводу о наличии факта недобросовестного поведения Поставщика.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контакта или уклонение от его исполнения.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Из анализа указанных норм следует, что для внесения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимо установить существенное нарушение им условий контракта, наличие в контракте условия, позволяющее заказчику отказаться от его исполнения в одностороннем порядке, и факт расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, заявитель несет риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе связанные с участием в государственных закупках, с установлением необходимых договорных отношений с третьими лицами, подбором персонала и так далее.
Контракт надлежащим образом не был исполнен, в сроки, предусмотренные Контрактом работы не выполнены, и, следовательно, Заказчик в действительности лишился того, на что вправе был рассчитывать при осуществлении закупки.
В соответствии с частью 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Доказательств обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, ООО "Мика Строй" не представлено.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Оценив представленные документы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Мика Строй" не проявил должной заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях исполнения контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Мика строй" (ИНН 2225220810, КПП 222501001, 656067 Алтайский край, город Барнаул, проезд Северный Власихинский, 96, помещ. Н-1), директоре/учредителе Мхоян Тигране Спартаковиче (ИНН 780731504878), сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23 октября 2023 г. N 022/10/104-1273/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023