Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное Омским летно-техническим колледжем гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" (далее - ОЛТКГА - филиал ФГБОУ ВО УИГА, учреждение, заказчик) о включении информации об индивидуальном предпринимателе Беркасове Александре Васильевиче (далее - ИП Беркасов А.В., предприниматель, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 20, заключенного 24.03.2023 по результатам проведения электронного запроса котировок на поставку продуктов питания (мясо сельскохозяйственной птицы замороженное) (извещение N 0352100007423000020),
в отсутствие представителя поставщика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика Кирничной Натальи Андреевны (доверенность от 18.07.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 9468-ЭП/23 от 12.10.2023) обращение о включении информации о поставщике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Из представленных материалов и информации следует, что 09.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352100007423000020 о проведении электронного запроса котировок с максимальным значением цены контракта 2 337 470 руб.
Из протокола подведения итогов электронного запроса котировок от 21.03.2023 следует, что в процедуре проведения приняли участие 4 участника закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям извещения, участник закупки с идентификационным номером 113768428 (ИП Беркасов А.В.) предложившим цену 590 руб. за единицу товара (снижение НМЦК составило 7%) признан победителем.
24.03.2023 между заказчиком и ИП Беркасовым А.В. заключен контракт N 20 на поставку продуктов питания (мясо сельскохозяйственной птицы замороженное) (номер реестровой записи контракта 1730300200023000070).
29.09.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
3. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Беркасове Александре Васильевиче не подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 указанной статьи также определяет, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктами 1 и 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
При этом в силу статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Разделом 1 "Предмет контракта" контракта было установлено следующее:
"1.1. Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (мясо сельскохозяйственной птицы замороженное) (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
1.2. Наименование, функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту)".
В соответствии с разделом 3 "Порядок, сроки и условия поставки и приемки Товара" контракта:
"3.1. Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
3.2. Порядок определения количества поставляемого Товара на основании Заявок Заказчика включает в себя учет объемов поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) исходя из определения такого объема как частное от деления максимальной цены Контракта (максимальной цены позиции Товара, указанной в Приложении N 1 к настоящему Контракту), к цене единицы такого Товара (позиции Товара). Объем поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) учитывается с нарастающим итогом и не должен превышать максимальную цену Контракта с учетом распределения по позициям Товара (при их наличии), указанного в Приложении N 1 к настоящему Контракту.
3.3. Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика еженедельно с 09.00 до 16.00 часов в рабочие дни Заказчика, с даты заключения Контракта по 20.12.2023 года, отдельными партиями в количестве согласно заявкам Заказчика. Заявки направляются Поставщику по факсу или по электронной почте за 3 (три) календарных дней до даты поставки товара.
3.4. Поставка Товара по Заявке осуществляется Поставщиком по адресу: г. Омск, ул. Авиагородок, 27, склад столовой".
"Оплата каждой партии Товара, определенной в Заявке, форма которой установлена Приложением N 2 к настоящему Контракту (далее - Заявка), производится Заказчиком на основании счета, предоставленного Поставщиком, в течение 7 (семи) рабочих дней со дня подписания Сторонами документа о приемке" (пункт 2.4. раздела 2 "Цена контракта и порядок расчетов" контракта).
Спецификацией (приложение N 1 к контракту) установлены: наименование товара, его характеристики, периодичность и срок поставки, единица измерения товара (кг), требования к фасовке, упаковке, остаточный срок годности, цена за единицу товара (руб.).
Таким образом, к поставке подлежал товар - мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания:
- окорочок ((куры) сорт первый) в индивидуальной таре - коробке не более 15 кг, с остаточным сроком годности не менее 6 месяцев от общего срока годности, установленного производителем (изготовителем) товара, с ценой за единицу товара 141,16 руб.;
- филе ((куры) сор первый), в индивидуальной таре - коробке не более 15 кг, с остаточным сроком годности не менее 6 месяцев от общего срока годности, установленного производителем (изготовителем) товара, с ценой за единицу товара 251,65 руб.;
- грудка ((куры) сорт первый), в индивидуальной таре - коробке не более 15 кг, с остаточным сроком годности не менее 6 месяцев от общего срока годности, установленного производителем (изготовителем) товара, цена за единицу товара 191,19 руб.
При этом форма заявки заказчика на поставку товара была установлена приложением N 2 к контракту.
Товар подлежал поставке еженедельно, с даты заключения контракта по 20.12.2023 (с 25.03.2023 по 20.12.2023 включительно).
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, поставка товара осуществлена на общую сумму 531 328,51 руб.:
31.03.2023 на сумму 71144,64 руб.,
14.04.2023 на сумму 122 554,12 руб.,
27.04.2023 на сумму 142 222,16 руб.,
03.05.2023 на сумму 11 324,34 руб.,
17.05.2023 на сумму 126 685,35 руб.
27.07.2023 поставщик проинформировал заказчика о невозможности исполнения своих обязательств по контракту в связи со значительным ростом цен на куриную продукцию, указав, что "данное обстоятельство влечет к утрате ИП Беркасов А.В. экономической заинтересованности и целесообразности в исполнении Контракта", в связи с чем просил изменить существенные условия контракта в части увеличения его цены в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе или расторгнуть контракт по соглашению сторон. При этом предпринимателем было представлено информационное письмо Акционерного общества "Птицефабрика "Рефтинская" (ИНН 6603025045) от 25.07.2023 следующего содержания: "АО "Птицефабрика "Рефтинская" благодарит Вас за долгосрочное сотрудничество и выражает свою признательность за верность и доверие, оказанное нам.
В связи со сложным экономическим положением, связанным с геополитической ситуацией, стоимость кормовых ингредиентов, витаминов и племенного материала, цена на которые зависит от курса евро, увеличилась, при этом стоимость кормов в структуре себестоимости составляет более 70%. Так же выросла стоимость упаковочных материалов, рост цен на ветпрепараты. Рост цен на обслуживание оборудования увеличился в 2 раза.
Обращаем ваше внимание, что АО "Птицефабрика "Рефтинская", учитывая ухудшение макроэкономической ситуации в целом и тенденцию снижения реальных располагаемых доходов населения, не перекладывает весь объем роста затрат на Вас и конечного потребителя.
В сложившейся ситуации с сырьевыми ценами на текущий момент, мы вынуждены на следующий период пересмотреть и повысить отпускную цену на охлажденную и замороженную продукцию.
При ухудшении геополитических условий, возможны повторные этапы повышения.
При отказе от приема повышения цен, АО "Птицефабрика "Рефтинская" будет вынуждена остановить поставки по данным номенклатурам".
Также представлены счета на оплату поставщиков куриной продукции:
- N 400 о 27.07.2023 (поставщик общество с ограниченной ответственностью "Север" (ИНН 5506068732) с ценой 195 руб. за "Окорок ЦБ 12 кг вес п/ф (М)"; с ценой 338 руб. за "Части тушек цыплят-бройлеров ФИЛЕ грудки без кожи (п/пленка) (зам) 10 кг Приосколье";
- N а96903 от 27.07.2023 (поставщик общество с ограниченной ответственностью "Союзконтракт-Сибирь" (ИНН 5503254184) с ценой 342 руб. за "Филе ЦБ п/л ТУ ЕАС"; с ценой 195 руб. за "Окорочок ЦБ монолит ТУ ЕАС Ставропольский БР ООО"; с ценой 242 руб. "Грудка ЦБ монолит ТУ ЕАС Токаревская ПФ ОАО".
02.08.2023 (исх. N 1683.53) заказчиком направлено письмо поставщику с отказом о расторжении контракта по соглашению сторон и изменении цены контракта.
25.08.2023 заказчиком направлена заявка поставщику на поставку продуктов питания (куры) окорочок (200 кг по цене 141,16 руб.), грудка (200 кг по цене 191,19 руб.) за подписью заведующей столовой ОЛТК ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА Т.И. Метелевой (без печати учреждения).
06.09.2023 - заявка на поставку продуктов питания (куры) окорочок (500 кг по цене 141,16 руб.), грудка (500 кг по цене 191,19 руб.) за подписью заведующей столовой ОЛТК ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА Т.И. Метелевой (с печатью учреждения).
Поскольку поставка товара предпринимателем не была осуществлена (о чем свидетельствуют не исполненные заявки заказчика от 25.08.2023, 06.09.2023) 29.09.2022 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 29.09.2023 было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления предпринимателю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 1730300200023000070) признается 29.09.2023 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
В соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе надлежащим образом уведомленному поставщику в период с 30.09.2023 по 09.10.2023 предоставлено право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
В связи с указанными обстоятельствами датой расторжения контракта является 10.10.2023, информация о расторжении размещена в реестре контрактов 10.10.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России 13.10.2023 (исх. N ТШ/6363/23) в адрес предпринимателя направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 18.10.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 19.10.2023 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос ИП Беркасовым А.В. были представлены письменные пояснения, в которых предприниматель:
- подтвердил поставку продуктов питания заказчику на общую сумму 531 328,51 руб. (31.03.2023 на сумму 71144,64 руб., 14.04.2023 на сумму 122 554,12 руб., 27.04.2023 на сумму 142 222,16 руб., 03.05.2023 на сумму 11 324,34 руб., 17.05.2023 на сумму 126 685,35 руб.),
- изложил обстоятельства невозможности поставки товара "Последствиями экономических санкций в отношении РФ и уход с российского рынка некоторых иностранных производителей комбикорма для курей и ветеринарных препаратов, привело к значительному росту цены на куриную продукцию. На момент подписания контракта 24 марта 2023 еще не было до конца понятно, является ли сложившаяся ситуация временной или будет носить постоянный характер. Следствием этого явилось значительное удорожание товара.
На момент подачи заявки на участие в торгах было получено согласие производителя куриной продукции о сотрудничестве по реализации куриной продукции соответствующей ценовому сегменту и качественным характеристикам контракта. При подаче заявки на участие в закупке я не мог предвидеть, резкого повышения цены на продукцию. По независящим от сторон контракта обстоятельствам цена на куриную продукцию существенно увеличилась по сравнению с ценой, указанной в контракте, соответственно утрачена экономическая заинтересованность, растут издержки и исполнить контракт в настоящее время невозможно. Данное обстоятельство не дает возможность исполнить контракт.
Вместе с тем с марта 2023 года по июнь 2023 года я исполнял свои обязательства должным образом, и предпринимал все необходимые меры, чтобы приобрести товар, необходимый для исполнения контракта в частности направлены письма производителям куриной продукции о сотрудничестве в другие регионы, однако ситуация в других регионах аналогичная, вместе с тем я неоднократно предупреждал о возникших трудностях поставки Заказчика.
Ввиду невозможности закупить товар, предусмотренный условиями контракта, направил письмо (от 28.07.2023 Вх. N 1575) с предложением изменить существенные условия контракта в части увеличения его цены в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо расторгнуть контракт по соглашению сторон на сумму неисполненных обязательств"
- отметил о фактах нарушения заказчиком пунктов 3.1, 3.3 раздела 3 "Порядок условия поставки и приемки товара" контракта, в части направления поставщику заявок: "Раздел 3 Контракта определяет порядок, сроки и условия поставки и приемки товара, а именно пункт 3.1 "Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается" при этом все заявки на поставку продукции по данному контракту поступали на электронную почту в формате Word, ни одна заявка Заказчика ФГБУ ВО УИГА в лице директора филиала ОЛТКГА Дружина А.В. не подписана, что нарушает условия пункта 3.1. Контракта. Однако в формате PDF в прикрепленных файлах (Заявках на поставку товара) к уведомлению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.09.2023 года подпись зав столовой, которая согласно Контракта не является представителем заказчика уже присутствует. Об исполнении пункта 3.1 Контракта неоднократно в устной форме представителям Заказчика напоминалось, однако безрезультатно.
Пунктом 3.3 вышеуказанного раздела Контракта определено: "Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика еженедельно с 09.00 до 16.00 часов в рабочие дни Заказчика, с даты заключения Контракта по 20.12.2023 года, отдельными партиями в количестве согласно заявкам Заказчика. Заявки направляются Поставщику но факсу или по электронной почте за 3 (три) календарных дней до даты поставки товара", соответственно между датой направления заявки на поставку продукции и датой поставки три календарных дня, однако исходя из информации изложенной в Заявках и их периодичность свидетельствуют о нарушении Заказчиком пункта 3.3 Контракта".
В материалы дела представлены также сведения, подтверждающие рост цен на товар (куры):
- информационное письмо Акционерного общества "Птицефабрика "Рефтинская" (ИНН 6603025045) от 25.07.2023;
- счета на оплату поставщиков куриной продукции: N 400 о 27.07.2023 (поставщик общество с ограниченной ответственностью "Север" (ИНН 5506068732); N а96903 от 27.07.2023 (поставщик общество с ограниченной ответственностью "Союзконтракт-Сибирь" (ИНН 5503254184).
На заседание Комиссии ИП Беркасов А.В. не явился, к видео-конференц-связи не подключился.
Представителем заказчика на заседании Комиссии подтверждена факт нарушения формы направления заявок, предусмотренной условиями контракта (приложением N 2 к контракту), однако отметила, что данный факт нарушения не помешал поставщику исполнить заявки заказчика на общую сумму 531 328,51 руб.
Омское УФАС России отмечает, что при подаче заявки на участие в данной закупке ИП Беркасовым А.В. было выражено безусловное согласие на поставку продуктов питания на условиях, предусмотренных извещением.
Принимая решение об участии в процедуре определения поставщика, и подавая соответствующую заявку, предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке и действующего законодательства.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно также учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Омского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у поставщика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнении контракта. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что поставщиком был поставлен товар (продукты питания) на общую сумму 531 328,51 руб., однако в связи с резким непредвиденным увеличением цены на товар, о чем поставщик уведомил заказчика в июле 2023 (письмо от 27.07.2023), он не смог в дальнейшем исполнить свои обязательства по контракту.
Согласно статистическим сведениям о средней потребительской цене на продовольственные товары по Сибирскому федеральному округу (Омская область) цена за товар "Куры охлажденные и мороженные, кг" с марта по октябрь 2023 в среднем увеличилась на 53,17 руб.:
Товар или услуга |
06.03.2023 |
13.03.2023 |
20.03.2023 |
03.07.2023 |
10.07.2023 |
28.08.2023 |
04.09.2023 |
11.09.2023 |
1809.2023 |
25.09.2023 |
02.10.2023 |
09.10.2023 |
16.10.2023 |
Куры охлажденные и мороженные, кг |
167,01 |
165,86 |
166,62 |
184,76 |
188,35 |
203,64 |
205,58 |
209,76 |
214,41 |
215,71 |
217,69 |
217,7 |
220,18 |
Таким образом, для исполнения данного контракта (с июля 2023) потребовалось бы закупать продукты питания по значительно более высокой цене, что привело бы к убыточному финансовому результату для предпринимателя.
ИП Беркасов А.В., подавая заявку на участие в электронном аукционе, не мог предвидеть резкий скачок цен на продукты питания (куры) или спрогнозировать изменение цены на данный товар в момент исполнения своих обязательств по контракту.
Учитывая представленные документы, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Омского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ИП Беркасове А.В. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию об индивидуальном предпринимателе Беркасове Александре Васильевиче (ИНН 550507253244).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.В. Страхолетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 октября 2023 г. N 055/10/104-1130/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023