Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Бабкиной Ирины Борисовны (далее - заявитель, предприниматель, ИП Бабкина И.Б.) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Саргатская центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - заказчик, комиссия по осуществлению закупок, учреждение, БУЗОО "Саргатская ЦРБ") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования ларингоскопа с принадлежностями для отделения хирургии (Реестровый номер 2023.066682)" (извещение N 0352300231423000223) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9577-ЭП/23 от 16.10.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300231423000223 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 294 696 руб.
05.10.2023 внесены изменения в извещение об осуществлении закупки.
06.10.2023, 07.10.2023 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 09.10.2023 было подано 7 заявок, из них ценовые предложения сделаны семью участниками закупки, наименьшее ценовое предложение (61685,08 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 143884, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 79,06 %.
Протоколом подведения итогов определения поставщика от 10.10.2023 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером 143884 с ценой контракта 61685,08 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений установлено следующее.
По существу доводы заявителя сводятся к тому, что комиссией по осуществлению закупок заказчика заявка победителя аукциона неправомерно признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
В частности предпринимателем указано: "Так, в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/), в разделе "Электронные сервисы" - государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, - Набор оториноларингологический. Производство Кокар Интернешнл (Khokhar International), Пакистан, регистрационное удостоверение ФСЗ 2011/09392 от 30.03.2011 г. имеет фотографию медицинского изделия и инструкцию по применению.
Согласно инструкции по применению:
1. Ларингоскоп Макинтоша не имеет принадлежностей типа Клинок, победитель указывает принадлежность Клинок FO N 0
2. Отсутствует информация о фиброоптическом типе освещения и наличии световода
3. Отсутствует информация о соответствии стандарту DIN EN ISO 7376
Согласно фотографиям изделия:
1. Рукоять и принадлежности имеют винтовое крепление, что противоречит стандарту DIN EN ISO 7376 и характеристикам, указанным в описании объекта закупки. Также винтовой тип крепления принадлежностей к рукояти соответствуют стандартному (лампочному) типу освещения, а не фиброоптическому.
Таким образом, принимая во внимание, что реестр медицинских изделий является официальным информационным ресурсом, ведение которого осуществляется регистрирующим органом, а содержание реестра включает в себя эксплуатационную документацию на медицинское изделие с указанием технических характеристик данного изделия, победитель рассматриваемой закупки предоставил недостоверную информацию о соответствии предлагаемого к поставке товара и, как следствие, подлежал отклонению в порядке части пункта 8 части 21 статьи 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком были представлены объяснения (вх. N 9761-ЭП/23 от 20.10.2023), согласно которым заявка победителя правомерно признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, что подтверждается, по его убеждению, представленным в составе заявки заключением специалиста.
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов и особенностей исполнения контрактов (часть 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе)
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпунктам "а", "б" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из совокупности приведенных норм следует, что комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Материалами дела установлено, что заказчиком по позициям N 1 и N 2 электронного документа "Описание объекта закупки", размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, закупаются следующие медицинские изделия:
- "Рукоятка для ларингоскопа, многоразового использования" с кодом каталога товаров, работ, услуг 32.50.13.190-00007697 (код вида медицинского изделия 230080);
- "Клинок для ларингоскопа, многоразового использования" с кодом каталога товаров, работ, услуг 32.50.13.190-00007688 (код вида медицинского изделия 230150).
В данной части следует отметить, что позиции каталога товаров, работ, услуг по медицинским изделиям формируются*(1) на основании номенклатурной классификации медицинских изделий (далее также НКМИ), утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, соответствующей рабочей группой Экспертного совета по формированию и ведению каталога, действующего на основании приказа Минфина России от 20.07.2017 N 542, с участием представителей отраслевых федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минздрава России, Росздравнадзора, ФАС России), органов власти субъектов Российской Федерации, ведущих врачей и специалистов в соответствующей области (письма Минфина России от 19.05.2022 N 24-03-07/46536, от 12.07.2022 N 24-03-07/67085).
Так согласно НКМИ и указанной позиции каталога товаров, работ, услуг под рукояткой ларингоскопа понимается ручной сегмент ларингоскопа (неэндоскопический жесткого типа) используемый для манипулирования клинком ларингоскопа во время доступа к дыхательным путям и интубации.
При этом клинок ларингоскопа - это сегмент ларингоскопа (т.е. жесткого типа интубации) предназначен для введения в полость рта для манипуляции с языком, предотвращая перекрытие ротоглотки, и обеспечивает четкий обзор трахеи для введения эндотрахеальной трубки перед доставкой ингаляционной анестезии и / или вентиляцией. Он соединен с рукояткой ларингоскопа, подсветка дыхательных путей обеспечивается с помощью небольшой встроенной лампочки или оптоволоконного освещения. Это устройство может быть изогнутым или прямым, различной конструкции и длины; может быть с прикрепленной/ сменной рукояткой (указанное описание также приведено в электронном документе "Описание объекта закупки").
Также заказчиком предъявлено требование к рукоятке ларингоскопа о том, что она должна быть совместима с любым размером и видом фиброоптических клинков KIRCHNER & WILHELM GmbH + Co. KG (KaWe) Германия, используемых заказчиком
Таким образом, из содержания извещения об осуществлении закупки, а также НКМИ, назначения закупаемых изделий, Комиссия приходит к выводу о необходимости совместимости закупаемых медицинских изделий между собой и с медицинскими изделиями, имеющимися у заказчика.
Согласно сведениям из государственной информационной системы "Независимый регистратор" участником закупки с идентификационным номером заявки 143884 (ООО "Торговый дом Нева") к поставке предложены медицинские изделия:
- "Ларингоскопы интубационные с принадлежностями (см. Приложение на 1 листе)" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12627 от 22.08.2012, производства Кирхнер энд Вильгельм ГмбХ + Ко. КГ, Германия);
- "Наборы оториноларингологические, с принадлежностями (см. Приложение на 1 листе)" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/09392 от 30.03.2011, производства Кокар Интернешнл, Пакистан).
Оценивая доводы жалобы заявителя и объяснения заказчика, Комиссия также руководствуется следующим.
В соответствии с частями 3, 4, 8 и 10 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Правила ведения государственного реестра медицинских изделий).
Согласно подпунктам "л", "н" и "о" пункта 6 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий реестр содержит следующие сведения: фотографические изображения общего вида медицинского изделия, электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие, электронный образ регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Пунктом 9 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий также предусмотрено, что сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети "Интернет". Сведения, содержащиеся в реестре, обновляются ежедневно с сохранением всех редакций реестра.
При этом эксплуатационная документация должна содержать информацию, необходимую для идентификации медицинских изделий с целью получения безопасной комбинации, и информацию об известных ограничениях по совместному использованию медицинских изделий (для медицинских изделий, предназначенных для использования вместе с другими медицинскими изделиями и (или) принадлежностями) (подпункт 14 пункта 6 Требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия, утвержденных приказом Минздрава России от 19.01.2017 N 11н).
В соответствии с пунктом 11 Особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 552, возможно применение медицинского изделия, производителем (изготовителем) которого в эксплуатационной документации установлен ограниченный перечень расходных материалов, с расходным материалом иного производителя (изготовителя), зарегистрированным в качестве медицинского изделия, если производитель (изготовитель) подтвердил в процессе его государственной регистрации возможность совместного применения с данным медицинским изделием. При этом совместное применение медицинского изделия с расходным материалом осуществляется с учетом особенностей, установленных в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на расходный материал.
Комиссией установлено, что инструкции по применению указанных выше медицинских изделий, размещенные на официальном сайте Росздравнадзора в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, не содержат сведения о совместимости указанных медицинских изделий.
Более того, в отношении медицинского изделия "Наборы оториноларингологические, с принадлежностями (см. Приложение на 1 листе)" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/09392 от 30.03.2011) на официальном сайте Росздравнадзора отсутствует информация о такой принадлежности, как "клинок".
Ссылка заказчика на заключение специалиста N АБ 20/438-ТВИ от 28.10.2020, подтверждающее, по его мнению, совместимость указанных медицинских изделий, Комиссией отклоняется с учетом положений вышеприведенных нормативных правовых актов.
Комиссия обращает внимание, что экспертиза качества, эффективности и безопасности такого медицинского изделия (в том числе с учетом его совместного применения с иным медицинским изделием) производится при регистрации медицинского изделия.
Отсутствие в эксплуатационной документации на соответствующее медицинское изделие указанной информации свидетельствует о неподтвержденности совместимости таких медицинских изделий*(2).
Комиссия также соглашается с доводами заявителя, не опровергнутыми заказчиком, что в составе инструкции и фотографических изображениях на медицинское изделие "Наборы оториноларингологические, с принадлежностями (см. Приложение на 1 листе)" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/09392 от 30.03.2011) отсутствует информация о фиброоптическом типе освещения и наличии световода, информация о соответствии стандарту DIN EN ISO 7376.
Таким образом, Комиссия заявка участника закупки с идентификационным номером 143884 (ООО "Торговый дом Нева") содержала недостоверную информацию о предлагаемом товаре, следовательно, подлежала отклонению.
Вместе с тем в нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе заявка такого участника закупки была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
В связи с указанным довод жалобы признан обоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
4.1. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
По общему правилу надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В нарушение пункта 1 части 1, частей 2 и 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в качестве показателей (характеристик) товара установлены следующие требования: "Регистрационное удостоверение РЗН с указанием в нем закупаемой позиции (рукоять ларингоскопа)", "Декларация соответствия с протоколом испытаний, внесенная в Единый реестр Росаккредитации", "Заводская маркировка производителя, наносимая непосредственно на изделие, должна содержать дату (год) изготовления (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27)", "Гарантия производителя (за исключением расходных материалов) 24 мес." и пр.
Комиссия отмечает, что указанные требования не являются функциональными, техническими или качественными характеристики товара, вместе с тем свидетельствуют об установлении требований к производителю такого товара.
Комиссия отмечает, что заявки всех участников закупки содержали предложение о поставке медицинского изделия: "Ларингоскопы интубационные с принадлежностями (см. Приложение на 1 листе)" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12627 от 22.08.2012)).
При этом на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/6403/23 от 17.10.2023) о предоставлении доказательств наличия товаров двух различных производителей, соответствующих потребности заказчика, с документальным подтверждением соответствующих характеристик (по каждой из позиций со ссылкой на положения инструкций, размещенных на официальном сайте Росздравнадзора), заказчиком такие доказательства не были предоставлены.
4.2. Частью 2 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе фактически предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда участник закупки может не включать в состав своей заявки характеристики предлагаемого товара (-ов) - при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Под указанные исключения рассматриваемая закупка не подпадает - объект закупки предполагает поставку товаров.
При этом извещением об осуществлении закупки не установлены требования о предоставлении в составе заявки характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки, товарного знака (при наличии у товара такового), в электронном документе "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ (ДАЛЕЕ - ТРЕБОВАНИЯ)" дословно указано: "Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) - Не требуется)".
Таким образом, в действиях уполномоченного органа установлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
Указанное нарушение также привело к подаче заявок участниками закупки своих предложений без указания товарного знака (номер регистрации 228347)
и признанию заявок таких участников соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. В указанной части заказчиком объяснения не представлены.
4.3. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссией установлено, что при осуществлении данной закупки были установлены преимущества в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, вместе с тем в нарушение части 27 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе пунктом 9.3 проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, установлено следующее условие: "В случае если в качестве обеспечения исполнения Контракта Заказчику перечислены денежные средства, возврат денежных средств, в том числе части денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе внесенных в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта, в течение 30 дней с даты подписания Сторонами документа о приемке, либо направления заявления Поставщиком в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе".
В указанной части заказчиком объяснения также не представлены.
4.4. В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В нарушение приведенной нормы 07.10.2023 заказчиком в разъяснениях положений извещения об осуществлении закупки была указана следующая информация: "Если предлагаются иные производители, то необходимо документально подтвердить совместимость (письмо производителя, заключения о проведенных испытаниях о совместимости)".
Комиссия полагает, что такие разъяснения изменяют суть извещения об осуществлении закупки, так как извещением таких требований к составу заявки предъявлено не было (более того само по себе такое требование противоречит статьям 42 и 43 Федерального закона о контрактной системе).
В указанной части заказчиком объяснения также не представлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Бабкиной Ирины Борисовны на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Саргатская центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования ларингоскопа с принадлежностями для отделения хирургии (Реестровый номер 2023.066682)" (извещение N 0352300231423000223).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Саргатская центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 1, частей 2 и 3 статьи 33, части 27 статьи 34, пунктов 1 и 3 части 2, части 5 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 43, части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Саргатская центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров |
Член Комиссии |
А.П. Алексина |
|
|
-------------------------------------------
*(1) Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
*(2) См. письмо Росздравнадзора от 31.03.2023 N 10-18368/23
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 октября 2023 г. N 055/06/106-1143/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023