Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<..> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное Департаментом строительства Администрации г. Омска (далее - заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Домостроительный комбинат-3" (далее - общество, подрядчик, ООО "ДСК-3") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 05-2022/С, заключенного 10.06.2022 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объектов: "Строительство многоквартирных домов в районе ул. 6-я Станционная для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой дом N 1" (Реестровый номер 33.0401.22)" (извещение N 0152300011922000388) (далее соответственно - электронный аукцион, закупка, контракт),
в присутствии представителя общества - <> (до перерыва),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - <..>,
уполномоченного органа - <_>
общества - <_> (после перерыва)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 9535-ЭП/23 от 16.10.2023) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 12.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 596621047,16 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2022 заявка единственного участника закупки с идентификационным номером заявки 111743802 (ООО "ДСК-3") признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
17.05.2022 заказчиком принято решение о признании ООО "Домостроительный комбинат-3" уклонившимся от заключения контракта.
24.05.2022 Омским УФАС России было рассмотрено обращение заказчика о включении информации об ООО "ДСК-3" в реестр, по результатам рассмотрения которого сведения об обществе не включены в реестр, заказчику выдано предписание N РНП-55-85/2022, согласно которому последнему надлежало:
- отменить протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта и разместить на официальном сайте ЕИС информацию об отмене такого протокола;
- осуществить действия, направленные на заключение контракта с победителем электронного аукциона ООО "ДСК-3".
10.06.2022 Контрольно-счетной палатой г. Омска на основании обращения заказчика принято решение N 03-06-01/51 о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "ДСК-3".
10.06.2022 между заказчиком и ООО "ДСК-3" заключен контракт N 05-2022/С (номер реестровой записи контракта 3550305358322000016, ИКЗ 223550305358355030100100190010000414).
16.06.2022, 21.06.2022, 03.08.2022, 22.08.2022, 21.12.2022, 05.04.2023, 26.05.2023, 22.06.2023, 24.07.2023, 23.08.2023 между заказчиком и ООО "ДСК-3" заключены дополнительные соглашения NN 1-10 к контракту.
29.09.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа от 29.09.2023.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 10.10.2023.
23.10.2023 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 16:30 час. 23.10.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ООО "ДСК-3" подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (пункт 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Пунктами 1 и 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1.1, 1.5, 3.1, 3.2, 3.3 контракта было установлено следующее:
"1.1. Генподрядчик обязуется по заданию Муниципального заказчика в установленный Контрактом срок выполнить работы по разработке рабочей документации и работы по строительству Объекта (вместе именуемые - работы по Контракту), сдать их Муниципальному заказчику и передать Муниципальному заказчику Объект в состоянии, обеспечивающем его ввод в эксплуатацию, и исполнительную документацию на Объект, а Муниципальный заказчик обязуется обеспечить приемку Объекта и оплатить выполненные работы по Контракту и материалы, в том числе детали, конструкции и оборудование, используемые при выполнении Работ (далее - товары), в соответствии с условиями Контракта.
Результатом выполненных работ по Контракту является построенный Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного Объекта требованиям проектной документации "Строительство многоквартирных домов в районе ул. 6-я Станционная для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой дом N 1" шифр 01-2021/П (далее - Проектная документация).
1.5. Работы по Контракту выполняются иждивением Генподрядчика - из его товаров, его силами и средствами, в соответствии с Проектной документацией, определяющей объем, содержание Работ и другие, предъявляемые к ним требования, сметой контракта (Приложение N 1 к Контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к Контракту), требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности - главы 37 "Подряд"), Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.05.2011 N 2244 "О внесении изменений в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в частности - Сводом Правил N 48.13330.2019 "Организация строительства", утвержденным приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр) и иными действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также нормативными документами в области строительства, условиями Контракта.
3.1. Срок выполнения работ: начало выполнения работ - в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения Контракта, окончание выполнения работ - 31.08.2023 года.
3.2. Сроки выполнения отдельных видов работ по Контракту определяются Сторонами в графике выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к Контракту).
3.3. Срок окончания работ, указанный в пункте 3.1 Контракта, и сроки выполнения отдельных видов работ по Контракту, определенные сторонами в графике выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к Контракту), являются исходными для определения имущественных санкций".
В соответствии с пунктом 2.1 контракта его цена (цена работ) составляет 596 621 047,16 руб.
Оплата результата выполненных работ по контракту производится заказчиком на основании сметы контракта (приложение N 1 к настоящему контракту) в размерах, установленных контрактом, графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение N 3 к настоящему контракту) поэтапно, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к контракту) путем перечисления денежных средств на расчетный счет Генподрядчика открытый в соответствии с разделом 10 контракта в порядке, установленном пунктом 2.6 контракта.
Финансирование по контракту осуществляется за счет средств бюджета города Омска.
В силу пункта 11.15 раздела 11 "Заключительные положения" контракта неотъемлемой частью настоящего контракта являлись:
приложение N 1 "Смета контракта";
приложение N 2 "График выполнения строительно-монтажных работ";
приложение N 3 "График оплаты выполненных работ";
приложение N 4 "Виды и объемы работ, которые Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту".
В табличной форме сметы на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта (приложение N 1 к контракту) указаны номера сметных расчетов (смет) и позиций в сметах, относящихся к соответствующим конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ; наименование конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, оборудования; количество (объем работ) и цена на единицу измерения по каждому конструктивному решению (элементу) комплексов (видов) работ; общая стоимость по каждому конструктивному решению (элементу) комплексов (видов) работ.
Графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к настоящему контракту) установлены сроки исполнения по каждому этапу выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ.
Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ окончательный срок выполнения всех видов работ по контракту установлен 31.08.2023.
16.06.2022, 21.06.2022, 03.08.2022, 22.08.2022, 21.12.2022, 05.04.2023, 26.05.2023, 22.06.2023, 24.07.2023, 23.08.2023 между заказчиком и ООО "ДСК-3" заключены дополнительные соглашения NN 1-10 к контракту.
Заключение между сторонами вышеуказанных дополнительных соглашений к контракту было связано с внесением изменений в график выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 1 к контракту); график оплаты выполненных работ (приложение N 3 к контракту); видов и объемов работ, которые генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (приложение N 4 к контракту); порядка оплаты по контракту путем включения выплаты аванса; предоставления обеспечения исполнения контракта; реквизитов сторон; включением в проект контракта приложения N 5 "Ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, оборудования".
При этом вышеуказанными соглашениями к контракту сторонами не изменялась ни общая цена контракта, ни общий срок выполнения работ.
Таким образом, в срок по 31.08.2023 включительно ООО "ДСК-3" необходимо было выполнить работы по контракту в объеме, определенном контрактом и приложениями к данному контракту, являющимися неотъемлемой его частью.
Пунктом 11.8 контракта было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Проанализировав многочисленные документы, представленные сторонами, Комиссия пришла к выводу о том, что между сторонами велась активная переписка, связанная с исполнением контракта, вносились изменения в проектно-сметную документацию в части используемых материалов, видов и объемов работ.
При этом работы на объекте подрядчиком в установленном ГК РФ порядке не приостанавливались, подрядчик не информировал заказчика о приостановке работ на объекте.
Из представленной сторонами переписки также не следует, что подрядчиком приостанавливались все работы до получения указаний заказчика по вопросам, связанным выполнением пластового дренажа внутри здания после выглубления здания. Заказчиком давались указания о приостановке работ по устройству свайного поля, когда подрядчиком использовались сваи длиной 9-м вместо заложенных в проекте свай длиной 11-м, о согласовании новой схемы по устройству котлована и свайного поля.
В основном все претензии подрядчика сводились к нехватке денежных средств в связи с повышением стоимости стройматериалов, выплате аванса вне графика и увеличения срока выполнения работ.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту заказчиком в адрес подрядчика неоднократно направлялись требования о необходимости соблюдения сроков выполнения работ, об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Учитывая, что по состоянию на 29.09.2023 в нарушение условий контракта подрядчиком работы в установленный контрактом срок не выполнены 29.09.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации с официального сайта ЕИС датой уведомления подрядчика является 29.09.2023.
Следовательно, в период с 30.09.2023 по 09.10.2023 подрядчик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На ЕИС информация о расторжении контракта размещена 10.10.2023 с указанием даты расторжения 10.10.2023. В обращении заказчика указана дата расторжения 10.10.2023.
3. Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (10.10.2023) было направлено в Омское УФАС России (14.10.2023) с нарушением регламентированного законодательством о контрактной системе срока.
Учитывая изложенное, в действиях заказчика допущено нарушение части 16 статьи 95, части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
По общему правилу, установленному подпунктом "г" пункта 9 Правил, орган контроля размещает не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с " настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона.
На основании подпункта "д" пункта 9 не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Также Омским УФАС России 17.10.2023 в адрес общества было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 19.10.2023 письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 23.10.2023 в 10:40 час. настоящего обращения заказчика.
Обществом были представлены (вх. N 9723/23 от 19.10.2023) объяснения, из содержания которых следует, что отставание в сроке производства работ на выполнение подрядных работ по строительству возникло в результате объективных обстоятельств, не зависящих от сторон в обязательстве, в том числе обстоятельствами связанными с существенным удорожанием цен на строительные ресурсы, отток с территории Омской области рабочей силы, наличием многочисленных технических ошибок в проектной документации стадия "П", изменение видов и объемов работ в процессе исполнения обязательств по контракту.
Основаниями для направления подрядчиком в адрес заказчика обращений послужили:
- технические ошибки по измерению грунтового уровня вод; некорректно выполненные геологические изыскания, связанные с определением длины и несущей способности свай, невозможность принятия бетона для устройства ростверков в связи с поздним получением от заказчика;
- акт результатов выездной проверки N 87 от 27.02.2023 о технических ошибках в расчетах нормативной продолжительности строительства объекта в соответствии с проектом организации строительства;
- существенное удорожание стоимости строительных ресурсов, подлежащих поставке и использованию в процессе исполнения договора;
- изменение видов и объемов работ, установленных актами;
- необходимость внесения изменений в проектную документацию;
- бездействие заказчика по исполнению контракта.
Из пояснений общества следует, что подрядчик 14.09.2023 обратился к заказчику с предложением об изменении существенных условий контракта (письмо исх. N 297), согласно которому общество предлагало рассмотреть вопрос возможности заключения дополнительного соглашения к контракту в части увеличения срока исполнения обязательств по контракту до 01.07.2024.
Однако заказчик отказал в заключении дополнительного соглашения об изменении существенных условий контракт по причине принятия им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из пояснений ООО "ДСК-3" следует, что нормативная продолжительность строительства объекта, предусмотренного контрактом, фактически составляет более продолжительное время, чем изначально предусмотрено изначально контрактом.
Комиссия отмечает, что, будучи лицом, профессионально осуществляющим строительную деятельность, действуя разумно и добросовестно, ООО "ДСК-3", считая, что заказчиком установлены неисполнимые сроки выполнения работ по контракту, было вправе своевременно обжаловать положения извещения об электронном аукционе в контрольный орган.
Однако общество не воспользовалось своим правом на обжалование действий заказчика до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, следовательно, подавая заявку на участие в аукционе, став при этом победителем аукциона, ООО "ДСК-3" было выражено безусловное согласие на выполнение работ на всех условиях, предусмотренных извещением об электронном аукционе
Представленными сторонами документами подтверждается и сторонами не отрицается, что работы по строительству объекта капитального строительства - многоквартирных домов ни в установленный контрактом срок (по 31.08.2023 включительно), ни на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (29.09.2023) ООО "ДСК-3" в полном объеме действительно не выполнены.
Из письменных пояснений заказчика следует, что по состоянию на момент расторжения контракта подрядчиком рабочая документация разработана, строительная готовность объекта составляет 45%.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, в Омское УФАС России не представлено.
Кроме того, обществом не реализовано право на устранение нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в регламентированный законом срок.
ООО "ДСК-3" на протяжении всего срока исполнения контракта не воспользовалось правом, вытекающим из статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, на приостановление работ.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
При подаче заявки на участие в аукционе и заключении контракта подрядчику заранее были известны сроки выполнения работ по контракту.
Выполнение 45% объема работ не свидетельствует о том, что действия общества не могут быть признаны недобросовестными, учитывая, что для публичных интересов значимым является не только получение результатам, преследуемого при заключении контракта, но и получение такого результата надлежащего качества в требуемый срок.
Комиссия отмечает, что строительство многоквартирных домов, являющихся объектом рассматриваемой закупки, осуществляется в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда", а также региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 N 117-п.
Материалы дела не содержат доказательств принятия подрядчиком мер для надлежащего исполнения условий контракта, а равно доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае подрядчиком не указано на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта; подрядчиком не представлена информация и документы, подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В данном случае характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых подрядчиком обязательств по контракту; избранная модель поведения обществом, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об ООО "ДСК-3" подлежит включению в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Домостроительный комбинат-3" ИНН 5506146860, КПП 550601001;
- о генеральном директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Домостроительный комбинат-3" Макарове Александре Петровиче, ИНН 550705234469.
2. Признать в действиях Департамента строительства Администрации г. Омска нарушение части 16 статьи 95, части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 октября 2023 г. N 055/10/104-1146/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2023