Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от заказчика - <_>
, <_>
представителей по доверенности, исполнителя <_>
представителя по доверенности, рассмотрев обращение, представленное <_>
(далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью <_> (далее - <_>), находящемся по адресу: 141402, Московская обл., г. Химки, ул. Репина, д. 2/27, пом. 12.
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской
Республике - Чувашии 17.10.2023 поступило обращение <_>о включении в Реестр сведений об <_>, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках ( подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках ( подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой ( внеплановой ) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик ( подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии ( инспекции ) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик ( подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии ( инспекции ) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
28.10.2022 в Единой информационной системе (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении Электронного аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон N 44-ФЗ) на поставку смеси белковой композитной сухой, с начальной ( максимальной ) ценой контракта в размере 2 598 750,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.11.2022 NИЭА1 победителем признан участник с идентификационным номером заявки N 1 (<_>) с минимальным ценовым предложением 2 335 031,25 рублей.
Между <_> заключен Государственной контракт N340-ЭА от 22.11.2022 на предмет: поставку смеси белковой композитной сухой, с ценой контракта: 2 335 031,25 руб. (далее - Контракт ).
Согласно пункту 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить смесь белковую композитную сухую ( далее - Товар, СБКС), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар в срок, установленный Контрактом.
Согласно пункту 1.2. Контракта ассортимент, количество, стоимость и технические характеристики Товара определены в Приложениях N 1-2, которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно спецификации (приложение N1 к Контракту) и Техническим характеристикам (Приложение N2 к Контракту) поставке подлежит специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Комби" производства ООО "Шелдонфарма" (Россия) общим объемом 2 500 кг.
При составлении описания объекта закупки Заказчиком использовались: ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 027/2012 "Химический состав и энергетическая ценность СБКС" ГОСТ33933-2016.
Продукт произведен по требованиям ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия", ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011" Пищевая продукция в части ее маркировки".
Участвуя в определении поставщика, <_> предложило Заказчику именно этот товар.
СБКС относятся к специализированным пищевым продуктам и согласно статье 24 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" подтверждение ее соответствия требованиям нормативной документации осуществляется в форме государственной регистрации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 08.11.2022 NАМ.01.48.01.004R.000284.11.22 (копия прилагается) СБКС "Нутримикстура Комби" изготовлена в соответствии с ГОСТ 33933-2016, соответствует ТР ТС 027/2012 , ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 029/2012, ТР ТС 033/2013.
Данное свидетельство при определении поставщика передано Заказчику в составе заявки.
<_> не является производителем данной продукции, в связи с чем при определении поставщика <_> сообщил ту информацию, которая ему предоставлена производителем и которая полностью соответствует описанию объекта закупки. В соответствии с пунктам 12.6.-12.7 Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Товар, поставленный по УПД от 08.06.2023 N388, Заказчиком принят без замечаний, в том числе по качеству. 13.07.2023 Заказчиком подписан в ЕИС структурированный документ о приемке Товара. Платежным поручением от 19.07.2023 N207204 Товар полностью оплачен.
После этого какой-либо информации о наличии вопросов, претензий относительно качества поставленного Товара <_> от Заказчика не поступало вплоть до 05.10.2023, когда Заказчиком в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь п.8.4. контракта N340-ЭА от 22.11.2022 - Заказчик решил отказаться от исполнения государственного контракта N340-ЭА от 22.11.2022 на предмет: поставку смеси белковой композитной сухой.
Отказываясь от исполнения Контракта, Заказчик сослался на пункт 8.4. Контракта.
Согласно пункту 8.4. Контракта Заказчик обязан отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и ( или ) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно статьи 309 Гражданским кодексом РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1 заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику ( подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3 поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Поставщиком предусмотренные контрактом обязательства не исполнены.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отмены своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий
контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика; - последствия нарушения для заказчика; - соразмерность меры ответственности.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от
07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С17 /смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Представителем Подрядчика были даны следующие пояснения.
По УПД от 01.06.23 N 371 Поставщик произвел поставку 100 кг СБКС "Нутримикстура Комби" на сумму 93 400 руб.
Претензией от 08.06.2023 N01-10/1856 (копия прилагается) Заказчик уведомил Поставщика о несоответствии поставленного Товара условиям заключенного Контракта, поскольку в его составе содержится изолированный соевый белок, концентрат сывороточного белка, в то время как по условиям Контракта должен быть - белок молока.
Согласно свидетельству о государственной регистрации СБКС "Нутримикстура Комби" в состав продукта входят: изолированный соевый белок, концентрат сывороточного белка, растительные жиры (в т.ч. источники полиненасыщенных жирных кислот), мальтодекстрин, растворимые пищевые волокна.
Данное свидетельство передавалось Заказчику при определении поставщика в составе заявки, которая была допущена к участию в определении поставщика.
При первой поставке Заказчиком Товар принят без замечаний и оплачен.
Тем не менее, <_> письмом от 21.06.2023 N 380 в качестве одного из вариантов урегулирования возникших разногласий предложил Заказчику внести изменения в Контракт, предусмотрев поставку товара с улучшенными характеристиками - СБКС "Нутримикстура".
Данный продукт не содержит соевых белков, в связи с чем себестоимость его существенно выше, однако для Заказчика в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе цена остается неизменной. Фактически такое предложение являлось для <_> экономически не выгодным.
С предложением <_> Заказчик согласился. Дополнительное соглашение к Контракту подписано 11.07.2023 ( копия прилагается).
По УПД от 08.06.2023 N388 Заказчику передано 100 кг СБКС
"Нутримикстура" (дата изготовления 28.03.2023).
Согласно пункту 5.2. Контракта на втором этапе (приемка по качеству) должностное лицо при приемке товаров по своему усмотрению осуществляет выборочную (частичную) или сплошную проверку качества товаров.
Проверка качества товаров выборочным методом, с распространением результатов проверки на весь товар, допускается в случаях, предусмотренных условиями контракта, а также требованиями нормативно-технической документации на товары.
При сплошной проверке качества товаров проверке подлежит каждая единица товаров.
Согласно пункту 5.2.1. Контракта для проведения выборочной проверки качества товаров должностным лицом при приемке товаров случайным образом отбирается не менее трех экземпляров товаров. Если имеются требования по отбору, содержащиеся в нормативно-технической документации на товары, то количество товаров отбирается в соответствии с этими требованиями. Результат отбора товаров оформляется актом выборочного отбора товаров согласно Приложению 5 к настоящему контракту.
Согласно пункту 5.2.3. Контракта при обнаружении в ходе сплошной или выборочной проверки качества товаров несоответствия качества, маркировки, тары и (или) упаковки поставляемых товаров установленным требованиям, должностным лицом при приемке товаров составляется акт рекламаций согласно Приложению 3 к настоящему контракту.
Акт рекламаций в день составления передается заказчиком поставщику для устранения выявленных несоответствий или замены товаров.
Согласно пункту 5.2.4. Контракта при получении акта рекламаций поставщик обязан в установленный актом срок, не превышающий двух рабочих дней (для поставщиков, находящихся в Чувашской Республике) и шести рабочих дней (для иногородних поставщиков):
- передать заказчику товары, соответствующие установленным требованиям, или
- представить мотивированный отказ в удовлетворении требований в целом или частично с приложением актов (заключений) независимой экспертной организации ( эксперта ).
Согласно пункту 5.3. Контракта по результатам приемки товаров в день ее окончания должностным лицом составляется заключение о приемке товаров по качеству (экспертиза) согласно Приложению 6 к настоящему контракту.
По факту приемки Товара по качеству Поставщик и Заказчик подписывают структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
В случае наличия у поставляемого товара недостатков, Заказчиком должен быть сформирован в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от приемки и подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика.
Согласно пункту 5.4. Контракта после устранения недостатков, послуживших основанием для неподписания структурированного документа о приемке, Поставщик и Заказчик подписывают структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 5.3 Контракта.
Согласно пункту 5.6. Контракта срок приемки товаров по качеству не может превышать 30 календарных дней.
При этом из размещенных Заказчиком в ЕИС документов об экспертизе СБКС "Нутримикстура" не видно, какой объем СБКС, какой партии, каким образом был направлен на исследование.
Срок приемки Товара по качеству на момент проведения экспертизы истек, Товар принят и оплачен.
Акт выборочного отбора товаров (приложение N5 к Контракту) Заказчиком не составлен, <_> не представлен.
Согласно пункту 7.1 ГОСТ 33933-2016 отбор проб СБКС и подготовка к анализу осуществляются по ГОСТ 26809, ГОСТ 26929, ГОСТ 32164.
Из представленных Заказчиком документов не видно, что при отборе образцов соблюдались требования вышеназванных документов по стандартизации.
В нарушение части 3 статьи 41 Закона о контрактной системе Уведомление о допустимости участия ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" в проведении экспертизы в адрес Поставщика не поступало.
По результатам проведения экспертизы рекламационный акт Заказчиком не составлен, <_> не направлен.
При том, что письмо ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" от 20.09.2023 N410/3-590/и-23 получено Заказчиком 28.09.2023, не сообщая о результатах исследований <_>, Заказчиком принято решение об отказе от исполнения Контракта только 05.10.2023.
С тем учетом, что <_> не известно о том, каким образом проводились исследования поставленного Товара, какой образец, кем был отобран, как передан в лабораторию, какие условия хранения предшествовали передаче товара на экспертизу (все это отражается в акте отбора образцов), оснований распространять результаты исследований, отражённые в Сводном протоколе испытаний от 20.09.2023 N458/0449/2023, письме ФИЦ "Питания и биотехнологии" от 20.09.2023, не только на все СБКС "Нутримикстура", но и даже на всю партию, поставленную по Контракту, нет (пункт 5.2. Контракта).
Количество углеводов в Сводном протоколе испытаний от 20.09.2023 N458/0449/20-23 не зафиксировано, однако данный показатель нашел свое отражение в письме ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" от 20.09.2023, как несоответствующий нормативу.
В то же время основные показатели СБКС "Нутримикстура" (белок, жир) определены лабораторным методом и соответствуют нормативу.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы.
Также, получив решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, <_> обратился к производителю Товара - ООО "Шелдонфарма" с вопросом о качестве СБКС "Нутримикстура". Согласно протоколу лабораторных испытаний от 17.10.2023 N6019/23 ( ФГАНУ "ВНИМИ") показатели образца СБКС "Нутримикстура" массой 1 кг ( дата изготовления 28.03.2023) соответствует нормативным значениям, в том числе в части углеводов и пищевых волокон (копия протокола прилагается).
Таким образом, ненадлежащее качество СБКС "Нутримикстура" (дата изготовления 28.03.2023) в результате дополнительного исследования не подтвердилось.
Комиссия Чувашского УФАС России, выслушав пояснения сторон и рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что согласно пункту 8.5.1 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случае поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
В сложившихся обстоятельствах Заказчик мог воспользоваться своим правом на односторонний отказ от исполнения контракта, если бы Поставщик не заменил товар ненадлежащего качества в приемлемый для Заказчика срок.
Получив решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, <_> сразу предложил заменить товар ненадлежащего качества, а также компенсировать расходы Заказчика на проведение экспертизы (письмо от 09.10.2023 N404).
Заказчику предложено передать <_> документы, подтверждающие расходы на проведение экспертизы, а также сообщить количество Товара на замену.
Вышеуказанное письмо направлено через ЕИС, а также Почтой России. Ответа в адрес <_> не поступало.
В связи с этим Комиссия Чувашского УФАС России решила, что основания для включения <_> в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публичноправовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав ( интересов ). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий ( выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от
07.06.2001 N 139- О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15- П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике ( подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Подрядчика были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему ( скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - <_> о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об <_> (далее - <_>), находящемся по адресу141402, Московская обл., г. Химки, ул. Репина, д. 2/27, пом. 12, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 25 октября 2023 г. N 021/10/104-852/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023