Резолютивная часть решения оглашена 25 октября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 октября 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки" (далее - Заказчик) в отношении - ИП Ч.С.И. (ИНН 564901869324), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку накопителей данных внутренних (номер извещения: 0357500000623000041),
УСТАНОВИЛА:
19 октября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении в отношении - ИП Ч.С.И. (ИНН 564901869324), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку накопителей данных внутренних (номер извещения: 0357500000623000041).
Рассмотрение сведений состоялось 25 октября 2023 года в 10 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0357500000623000041 о проведении аукциона - 29.09.2023 11:35.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 89 178,68 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.10.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 9 (девять) заявок, из них одна признана несоответствующей требованиям. Победителем признана заявка с идентификационным N36, с наименьшим предложением о цене контракта 67 270,50 рублей (снижение 24,56%).
5) 19.10.2023 Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1.
6) 20.10.2023 контракт направлен следующему участнику с заявок N34 ООО "АЙТОРГ".
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.
При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
11.10.2023 11:12 Заказчик направил ИП Ч.С.И. проект контракта.
ИП Ч.С.И. в регламентированный срок до 18.10.2023 контракт не подписало, обеспечение исполнения контракта не предоставило.
19.10.2023 Заказчик разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1.
Согласно пояснений Индивидуального предпринимателя, намерений уклоняться от заключения контракта не имелось, 18 октября 2023 на подписании также находился контракт N 0372200038323000231. В течение всего дня я находился в разъездах, т.к. был занят по рабочим делам и намеревался подписать оба контракта вечером со своего рабочего ноутбука. В 21:31 18-го октября 2023 года мною был подписан проект контракта 0372200038323000231 (оператор ЭТП "Фабрикант"), после чего я перешел к подписанию проекта контракта 0357500000623000041, однако мой рабочий ноутбук просто выключился, после чего более не запускался (зависал при загрузке). Попробовав еще какое-то время восстановить работу ноутбука (многократная перезагрузка, зарядка) я понял, что время подписания проекта контракта 0357500000623000041 истекает. После этого, я попробовал предпринять меры по нахождению другого ПК или ноутбука, для того чтобы со своим токеном ЭЦП осуществить подписание проекта контракта. Однако, т.к. время было позднее, (более 23 часов вечера) найти в ближайшем доступе компьютер с возможностью подписания контракта на ЭТП, не удалось.
19 октября 2023 года ИП отдал ноутбук в ремонтный сервис Service ON (г. Лобня, ул. Ленина д. 16), что подтверждается договором N 122 от 19.10.2023. Затем, 19.10.2023 с другого компьютера я направил скан собственноручно подписанного проекта контракта Заказчику на электронную почту. Также, на следующий день банк выпустил независимую гарантию на сумму 6 727,05 руб. (проект независимой гарантии был подписан 18 октября) и направил подписанный контракт в бумажном виде Почтой России (трек-номер: 14173087012969), а также еще раз продублировал на эл. почту Заказчика.
Индивидуальным предпринимателем также заявлено ходатайство о предоставлении антимонопольным органом возможности подписания контракта.
Законом о контрактной системе не предусмотрено продление установленного срока подписания контракта по результатам осуществления рассматриваемой закупки, в связи с чем, указанное ходатайство рассмотрено Комиссией Псковского УФАС России в качестве письменных объяснений по факту уклонения от заключения контракта.
Ранее сведения в отношении ИП Ч.С.И. не поступали, согласно ЕИС "реестр контрактов" заключено 32 контракта, их них 24 исполнено.
Заказчик не настаивал на включении в реестр недобросовестных поставщиков.
При изложенных обстоятельствах оснований для включения сведений об Обществе, в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не достаточно.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки", в отношении Индивидуального предпринимателя ЧСИ (ИНН 564901869324), в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку накопителей данных внутренних (номер извещения: 0357500000623000041), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 октября 2023 г. N РНП 060/06/104-444/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2023