Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N180" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО ЧОО "Центурион" (ИНН 0276967243) в связи с принятием поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-32340-2023 "Организация специализированной физической охраны" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123014661, далее - Запрос котировок),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителей Заказчика МБДОУ "Детский сад N180" (далее - Заказчик): <_> (на основании Приказа о назначении от 26.05.2021 N144/2п), <_> (доверенность от 19.10.2023 б/н),
в отсутствие:
ООО ЧОО "Центурион" (далее - Общество), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
12.09.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 771 560,00 рублей.
19.09.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 19.09.2023 NИЗК1 на участие в закупке поступило пять заявок на участие, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем признано ООО ЧОО "Центурион".
22.09.2023 между Заказчиком и ООО ЧОО "Центурион" заключен контракта на охранные услуги. Цена контракта установлена в размере 873 600,00 рублей.
В связи с неисполнением Заказчиком встречных обязательств по контракту, Общество приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС 28.09.2023.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
22.09.2023 между Заказчиком и ООО ЧОО "Центурион" заключен контракта, согласно которому Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту).
Согласно п. 1.2 контракта срок исполнения контракта: с 28.09.2023 г. по 31.10.2024 г., этапом оказания услуг является календарный месяц.
В соответствии с п. 2.1.4. контракта по требованию Заказчика Исполнитель обязан в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с ч. 1 ст. 11.1, ч. 7 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", пп. "ж" п. 12 и пп. "б" п. 13 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N498.
В силу п. 2.2.1 контракта Заказчик обязан обеспечить Исполнителя информацией, помещениями и техническими средствами, необходимыми для выполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, оборудовать рабочие места (посты) на объекте согласно Техническому заданию.
С момента исполнения Обществом обязательств по контракту, Заказчик составлял акты контроля соответствия качества оказываемых услуг, согласно которым были выявлены ряд нарушений положений контракта в части соответствия сотрудников ООО ЧОО "Центурион" требованиям технического задания (например, наличие формы с логотипом, удостоверения охранника и т.д.), данные акты приложены к материалам дела (акт от 28.09.2023, 29.09.2023, 30.09.2023, 01.10.2023, 02.10.2023, 03.10.2023, 04.10.2023, 05.10.2023, 06.10.2023, 07.10.2023, 07.10.2023, 08.10.2023).
Кроме того, Заказчиком были составлены Претензии о нарушении Исполнителем условий контракта от 22.09.2023 N61, от 28.09.2023 N62, от 03.10.2023 N66, от 05.10.2023 N67, согласно которым Общество нарушало требования п. 2.1.3, 2.1.6 контракта, п. 4, 5 приложения N2 к контракту "Техническое задание". Так, в силу указанных нарушений сотрудник Общества заступал на пост охраны более 24 часов; сотрудник охраны отказался предоставить документы, подтверждающие правовой статус и квалификацию охранника; мобильная группа Общества среагировала в течение 56 минут, тогда как предусмотрено реагирование в течение 20 минут; сотрудник охраны препятствовал осуществлению контроля в соответствии с п. 4.13 приложения N2 к контракту и другие нарушения.
Однако, принимая решение об одностороннем отказе, ООО ЧОО "Центурион" также указал на нарушение условий контракта со стороны Заказчика. Нарушения выразились в следующем: Заказчик не согласовал график несения службы на объекте, не предоставил документы, подтверждающие право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, а также не представлено положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на территории учреждения, планы помещения; до приемки объекта под охрану Заказчик не согласовал взаимодействие сотрудников охраны с должностными лицами Заказчика.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, а также представили в материалы дела документы, подтверждающие согласование графика несения службы сотрудниками охраны, а также письма о назначении встречи для согласования взаимодействия между сторонами контракта.
Так, 22.09.2023 Заказчик письмом N60 назначил дату оформления документов (акта принятия объекта и др.) на 25.09.2023, в соответствии с п. 1.3 контракта, позднее Заказчиком 29.09.2023 был подписан график несения службы. Таким образом, Заказчиком были выполнены обязательства по контракту, Обществом не доказаны существенные нарушения условий контракта со стороны Заказчика, позиция Заказчика также не опровергнута.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО ЧОО "Центурион".
Установлено, что согласно представленным документам Заказчика, услуги по оказанию физической охраны не исполнялись Обществом надлежащим образом: имели место нарушения условий контракта в части нарушения сотрудниками Общества технически условий контракта - заступление на пост охраны одного сотрудника более чем на 24 часа, непредставление документов, подтверждающих квалификацию сотрудника и так далее. Указанные обстоятельства не могут служить основанием, подтверждающим добросовестное поведение Общества и надлежащее исполнение взятых на себя обязательств.
С учетом изложенных обстоятельств, рассмотрев решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО ЧОО "Центурион" Комиссия Удмуртского УФАС России в силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе пришла к выводу об отсутствии оснований для одностороннего отказа исполнителя от исполнения контракта.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учтены обстоятельства того, что, во-первых, Обществом не доказаны факты существенного нарушения Заказчиком условий контракта, во-вторых, при исполнении контракта со стороны сотрудников Общества имело место ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, что свидетельствует о недобросовестном поведении ООО ЧОО "Центурион".
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО ЧОО "Центурион".
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО ЧОО "Центурион" (ИНН 0276967243) в связи с принятием поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-32340-2023 "Организация специализированной физической охраны" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123014661) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОО "Центурион" (ИНН 0276967243) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
10.10.2023 |
12.10.2023 |
16.10.2023 |
2 |
17.10.2023 |
24.10.2023 |
19.10.2023 |
0 |
24.10.2023 |
24.10.2023 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 октября 2023 г. N 018/06/104-810/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023