Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ***
Члены Комиссии: ***
При участии представителя Государственное бюджетное учреждение здравоохранения иркутская ордена "Знак почета" Областная клиническая больница (далее - Заказчик) ** (доверенность N1531/21 от 25.05.2021);
При участии представителя ООО "ПРОФЕТ ПЛЮС" (далее - Участник закупки, Общество) ***(доверенность N2 от 18.10.2023);
Рассмотрев посредством видео-конференц связи обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 16 октября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Участника закупки в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что Обществом допущены существенные нарушения условий контракт от 21 марта 2023 года N 0959-ЭА/23-01ЛР-СБ на поставку расходного материала для бактериологической лаборатории, а именно нарушения сроков поставки, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
Участником закупки представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России, согласно которым Участник закупки не подлежит включению в Реестр, поскольку Обществом приложены все возможные меры для исполнения своих обязательств по Контракту.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 27 февраля 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Извещение о проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала для бактериологической лаборатории", извещение N 0134200000123000959.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 744 350 руб.
Согласно Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2023 NИЭА1 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признается участник закупки N 69, с ценовым предложением 740 628,25 руб.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ 21 марта 2023 года между Заказчиком и Обществом заключен контракт на поставку расходного материала для бактериологической лаборатории N 0959-ЭА/23-01ЛР-СБ (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта По условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику расходные материалы для бактериологической лаборатории (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом
В соответствии с пунктом 3.5 Контракта поставка Товара осуществляется партиями по наименованию и в количестве, указанном в заявках Заказчика. Период поставки: с момента заключения Контракта до 20.12.2023 года, не чаще 1 раза в месяц. Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в Товаре. Поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение 10 (десяти) календарных дней с момента передачи ему заявки. Заявка может быть передана Заказчиком как в устной форме (по телефону), так и в письменной (нарочным, по электронной почте, по факсу).
В соответствии с пунктом 2.2 Контракта Цена Контракта составляет 740 628,25 руб.
13.07.2023 заказчиком направлена заявка на поставку товара на сумму 243 377 руб.
Таким образом, Обществу необходимо выполнить поставку в срок до 24 июля 2023 года.
Общество осуществило частичную поставку товара на сумму 156 364,25 руб. (документ о приемки N258 от 18.07.2023, документ о приемки N279 от 11.08.2023). Товар на сумму 87 012, 75 руб. не поставлен (а именно Колумбийский агар питательная среда ИВД, не содержит крови (N1 в Спецификации) в количестве 20 шт., Агар Сабуро с декстрозой для культивирования грибов питательная среда ИВД (N10 в Спецификаци) в количестве 1 шт.
05.09.2023 заказчиком направлено требование о допоставке товара согласно заявке от 13.07.2023 в срок до 12.09.2023.
По состоянию на 02 октября 2023 года Общество не выполнило предусмотренных Контрактом обязательств, допоставку не осуществило.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского Кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях (часть 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ):
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки.
В рассматриваемом случае Обществом нарушены сроки поставки, товар не поставлен.
Комиссией исследован раздел Электронные документы об исполнении реестра контрактов единой информационной системы относительно контракта с реестровым номером 2381201469023000427.
Согласно размещенным в единой информационной системы документам по контракту Исполнено на 426 755,50 руб. из 740 628,25 руб. (что составляет 57,6 %)
На основании вышеназванного 02 октября 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неисполнением участником закупки обязательств, предусмотренных контрактом.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено сформировано Заказчиком в ЕИС 02 октября 2023 года, что считается надлежащим уведомлением Общества о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 13 октября 2022 года.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что Обществом при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако Комиссия полагает, что Участником закупки часть обязательств исполнены надлежащим образом и оплачены заказчиком, что составляет 57,6 % от общей суммы контракта, что не может свидетельствовать о недобросовестности Участника закупки.
Согласно письменным пояснениям Участника закупки, причиной неисполнения возложенных на него Контрактом обязательств по поставке расходного материала для бактериологической лаборатории послужило временно отсутствие части Товаров. Общество просит учесть следующие обстоятельства:
- Большая часть товара по контракту поставлена в надлежащие сроки и надлежащего качества, принята Заказчиком без нарушений;
- У участника закупки отсутствовал умысел на уклонение от исполнения обязательств по контракту;
- Колумбийский агар питательная среда ИВД, не содержит крови (N1 в Спецификации) был закуплен Обществом в количестве 20 шт. и оплачен, однако не принят заказчиком по причине отличия в характеристиках товара (платежное поручение N1689 от 22.09.2023);
- требования заказчика об оплате неустойки (пени, штраф) за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту Обществом исполнены в полном объеме (платежное поручение N1837 от 18.10.2023 г. на сумму 10 575,1 руб.);
- Обществом предприняты все необходимые меры для исполнения обязательств по контракту: направлены запросы контрагентам (ООО "Лабораторные препараты", ООО "Пластиклаб Северо-Запад", ЗАО "Эколаб", ООО "Азимут") о предоставлении информации о наличии необходимого товара, а именно Колумбийский агар питательная среда ИВД, не содержит крови (N1 в Спецификации), Агар Сабуро с декстрозой для культивирования грибов питательная среда ИВД (N10 в Спецификации), Бульон Сабуро для культивирования грибов питательная среда ИВД (N11 в Спецификации);
- Предприняты попытки согласовать с заказчиком замену товара и иными улучшенными характеристиками.
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности Участника закупки, в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому Обществом исполнено 508 контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, 68 контрактов находится на исполнении, что свидетельствует о добросовестности Участника закупки, как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 NФ05-4878/2017 по делу NА40-157217/2016 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу NА40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу NА40-174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу NА49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу NА40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу NА58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, Определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков ООО "ПРОФЕТ ПЛЮС" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность Участника закупки.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "ПРОФЕТ ПЛЮС"
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "ПРОФЕТ ПЛЮС" (680012, Хабаровский край, Г ХАБАРОВСК, УЛ МОРОЗОВА ПАВЛА ЛЕОНТЬЕВИЧА, Д. 87, КВ. 81, ИНН: 2723204458), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа и учредителе ООО "ПРОФЕТ ПЛЮС" (*****, ИНН: 272011294194) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2023