Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 19.10.2023 N 240/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "АТОНФАРМ" (ИНН 5050146903)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - министерства здравоохранения Белгородской области (по доверенности), (по доверенности), участника закупки ООО "АТОНФАРМ" (по доверенности), рассмотрев информацию министерства здравоохранения Белгородской области о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "АТОНФАРМ", заключенного по итогам проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор (622) на 2023 г." (N закупки 0826500000923004629) (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Белгородской области (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "АТОНФАРМ" (ИНН 5050146903) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 30.06.2023 размещено извещение и его приложения (электронные документы).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 213 304 рубля 96 копеек.
Наименование объекта закупки - "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор (622) на 2023 г.".
По итогам Запроса котировок Заказчиком 13.07.2023 заключен Государственный контракт N901/23 МЗБО ЗК на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор (622) на 2023 г. с ООО "АТОНФАРМ" (далее - Поставщик) (далее - Контракт) на сумму 8 201 304 рубля 00 копеек, включая НДС 20% 1 366 884 рубля 00 копеек.
Согласно пункту 1.1. Контракта в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата для медицинского применения Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор (622), незарегистрированного на территории Российской Федерации, предназначенного для назначения пациенту по решению врачебной комиссии на 2023 г. (код ОКПД2 - 21.20.10.259) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно пункту 3.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Согласно пунктам 3.1.2 и 3.1.3 Контракта Поставщик обязан представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта, а также незамедлительно информировать Заказчика о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
Согласно пунктам 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) (Чернянский р-н, п. Чернянка, ул. Степана Разина, д.2А) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 4 к Контракту) (в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня заключения контракта).
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N15-2-7/3774 от 04.10.2023) и устным пояснениям представителя Заказчика на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта поставка товара Поставщиком не осуществлена.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно условиям Контракта, а именно пункту 12.3. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12.4 Контракта Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным на основании пунктов 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктов 12.3, 12.4 Контракта министерством принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13 июля 2023 года N 901/23 МЗБО ЗК на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор (622) на 2023 год.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 04.10.2023 размещено в ЕИС. Датой надлежащего уведомления ООО "АТОНФАРМ" о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 04.10.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям ЕИС и пояснениям представителей Заказчика на заседании Комиссии, решение о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу 17.10.2023.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "АТОНФАРМ" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 17.10.2023.
В устных и письменных пояснения представитель Заказчика пояснил, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта поставка товара Поставщиком не осуществлена.
Министерством здравоохранения Белгородской области направлялись претензии о необходимости исполнения контракта (претензия от 28 августа 2023 года N 15-2-7/3316, от 13 сентября 2023 года N 15-2-7/3496 и от 26 сентября 2023 года N 15-2-7/3664) (копии представлены в материалы дела).
Кроме того, Заказчиком в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации направлено письмо исх.N15-1/3357 от 30.08.2023 "Об оказании содействия", в соответствии с которым Заказчик попросил разъяснение о том, как обеспечивать пациентов препаратом с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) Ивакафтор+Тезакафтор+Элексакафтор и Ивакафтор.
На данное письмо министерством здравоохранения Белгородской области 11.10.2023 получен ответ от 01.09.2023 N25-5/8114, в соответствии с которым компании ООО "АТОНФАРМ" было выдано разъяснение, что назначенный врачебными комиссиями лекарственный препарат по МНН с торговым наименованием "Трикафта" для пациента зарегистрирован в установленном порядке в Российской Федерации.
Лекарственный препарат с торговым наименованием "Трикафта" зарегистрирован в Российской Федерации 13.06.2023 (дата решения 8 августа 2023) номер регистрационного удостоверения ЛП-N(002512)-(РГ-RU), однако, как пояснил представитель Заказчика, в гражданский оборот не вводился.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
На заседание Комиссии ООО "АТОНФАРМ" представлены устные пояснения и документы, согласно которым ООО "АТОНФАРМ" не осуществлена поставка товара в связи с нижеследующим.
Указанный в контракте лекарственный препарат "Трилекса" является незарегистрированным лекарственным препаратом на территории РФ.
Ввоз лекарственного препарата с торговым наименованием "Трилекса" осуществляется в соответствии с требованиями ст. 47 и 48 Федерального Закона от 12.04.2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", п. 6 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 853 "Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 853).
ООО "АТОНФАРМ" должно было осуществить ввоз лекарственного препарата "Трилекса" для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании заключения врачебной комиссии либо консилиума врачей о назначении пациенту незарегистрированного лекарственного препарата (МНН - элексакафтор/ивакавтор/тезакафтор + ивакафтор) для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям на основании заключенного Контракта.
26.07.2023 в рамках исполнения Контракта ООО "АТОНФАРМ" обратилось в Департамент регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава России по вопросу рассмотрения заявления ООО "АТОНФАРМ" от 26.07.2023 N89517 для ввоза в Российскую Федерацию незарегистрированного лекарственного средства "Трилекса", предназначенного по жизненным показаниям конкретного пациента.
В письменных пояснениях, представитель заказчика отметил, что 23.08.2023 в адрес министерства здравоохранения Белгородской области поступило письмо поставщика от 23 августа 2023 N12450 в соответствии с которым ООО "АТОНФАРМ" в целях надлежащего исполнения условий Контракта был направлен соответствующий пакет документов с целью получения разрешения на ввоз незарегистрированного лекарственного препарата "Трилекса". По результатам рассмотрения представленного ООО "АТОНФАРМ" пакета документов с целью получения разрешительных документов Министерство здравоохранения Российской Федерации отказало в выдаче разрешительных документов. Вышеуказанный факт поставщик подтвердил представленным письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.07.2023 N4259612-25-5/ЛСО.
Вместе с тем, ввиду наличия на российском рынке лекарственного препарата с торговым наименованием "Трикафта", зарегистрированного в установленном порядке в Российской Федерации, внесенного в Государственный реестр лекарственных средств и разрешенного к медицинскому применению не представляется возможным осуществить ввоз на территорию Российской Федерации лекарственного препарата с торговым наименованием "Трилекса".
В рамках исполнения Контракта также не возможно поставить зарегистрированный лекарственный препарат под торговым наименованием "Трикафта" из-за отсутствия договорных отношений с представителем завода производителя Вертекс Фармасьютикалс Инкорпорейтед США.
Более того Vertex Pharmaceuticals Incorporated (Вертекс Фармсасьютикалз Инкорпорейтед) (США) обратилось в Арбитражный суд города Москвы (Дело NА40- 63941/2023) с исковым заявлением о защите исключительных прав на изобретения, защищенные патентами РФ N 2382779,2451018,2734876 и евразийским патентом N039280, которые, как указанно Истцом, используются при изготовлении лекарственного средства под торговым наименованием "Трикафта" (международное непатентованное наименование (МНН) элексакафтор/ивакавтор/тезакафтор + ивакафтор). Данный лекарственный препарат используется для лечения муковисцидоза и реализуется Истцом на территории Российской Федерации.
В письме Заказчику от 23.08.2023 г. исх.N12450 ООО "АТОНФАРМ" изложены обстоятельства и причины, по которым Поставщик не может исполнить Контракт и предложено расторгнуть его по соглашению сторон.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия отмечает, что внесение сведений об ООО "АТОНФАРМ" в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную принудительную меру. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов лиц, размещающих заявки на участие в закупках.
В соответствии с подпунктом а) пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Так как представленные документы свидетельствуют о принятии мер к исполнению Контракта и не подтверждают намеренного уклонения ООО "АТОНФАРМ" от исполнения Контракта, Комиссия считает возможным информацию, представленную Заказчиком в отношении ООО "АТОНФАРМ", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104, Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию министерства здравоохранения Белгородской области в отношении ООО "АТОНФАРМ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 24 октября 2023 г. N 031/10/104-723/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2023