Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ИП <_> по доверенности от 31.10.2023 <_>, в присутствии в зале заседания представителя ГКУ РБ "Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия" <_>, доверенность от 30.10.2023 N 6,
рассмотрев обращение ГКУ Республики Бурятия "Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. от 27.10.2023 N 4141-эп/23) о включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>, победитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по разработке и созданию многостраничного веб-сайта, N 0802500000423000009 (далее - Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
27.10.2023 Заказчиком в адрес антимонопольного органа направлено обращение о включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП <_>. Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.10.2023 победитель признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с невыполнением участником закупки требований части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно в регламентированный срок победитель закупки не подписал проект контракта.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в уполномоченный орган для рассмотрения.
ИП <_> представил письменное пояснение, из которого следует, что он не уклонялся от заключения контракта, желал его заключить и исполнить, однако в установленный законодательством срок не подписал контракт по причине пропуска срока ответственным исполнителем по данной закупке, в связи с тем, что по результатам проведения запроса котировок на подписание контракта дается лишь один рабочий день. Ответственный сотрудник привлечен к ответственности. Указывает, что им исполняются государственные контракты, также предоставил рекомендательные письма от заказчиков в качестве подтверждения его добросовестности. Полагает, что в его действиях отсутствует недобросовестное поведение, какое-либо намерение и умысел на незаключение и неисполнение контракта, в связи с чем, просит не включать сведения об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Бурятского УФАС России, выслушав позицию сторон, рассмотрев документы, представленные сторонами, установила следующее:
16.10.2023 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Запроса котировок, N 0802500000423000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 179 333,33 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного запроса котировок от 24.10.2023 победителем Запроса котировок признан участник закупки, подавший заявку N58 - ИП <_>, с ценой контракта в размере 48 000,00, рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
24.10.2023 Заказчиком в ЕИС размещен итоговый протокол, 25.10.2023 направлен проект контракта ИП <_> на подписание. В регламентированный срок, 26.10.2023 победителем контракт не подписан, 27.10.2023 от электронной площадки поступило уведомление об уклонении победителя от заключения контракта, в связи с чем, 27.10.2023 Заказчик признает победителя Запроса котировок уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия Бурятского УФАС России выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.
Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в закупках по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения в действиях ИП <_>, выраженного в умышленном незаключении контракта в регламентированный срок.
Контракт не подписан по причине пропуска срока ответственным исполнителем по данной закупке, который приказом ИП <_> привлечен к ответственности. Из пояснений следует, что ИП <_> назначил лицо, отвечающее за организацию заключения контракта по данной закупке, предпринял определенные действия и полагался на его ответственность. Узнав о пропуске срока на подписание контракта, связался с Заказчиком, предупредив что готов подписать контракт и исполнить его, однако сроки на подписание истекли. Данные действия свидетельствует о намерении в исполнении условий контракта. Изучив официальный сайт ЕИС, установлено, что ИП <_> заключены и исполнены государственные контракты, 10 контрактов находятся на стадии исполнения, что характеризует его как добросовестного участника данного рынка. Кроме того, включение сведений в реестр при цене контракта, предложенной победителем в размере 48 000 рублей, оценивается Комиссией как мера ответственности несоразмерная совершенному нарушению.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что участник закупки осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078
р е ш и л а:
1. Отказать заказчику - ГКУ РБ "Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия" во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об индивидуальном предпринимателе <_>.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 2 ноября 2023 г. N 003/06/104-764/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023