Резолютивная часть решения оглашена 26.10.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", рассмотрела обращение администрации города Коврова Владимирской области о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Агуна" (ИНН/КПП 3327136492/332701001, адрес - 600021, г.Владимир, ул.Мира, д.2г, офис 2) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в присутствии представителей администрации города Коврова Владимирской области
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
У С Т А Н О В И Л А:
19.10.2023 во Владимирское УФАС России поступило обращение администрации города Коврова Владимирской области о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Агуна" (ИНН/КПП 3327136492/332701001, адрес - 600021, г.Владимир, ул.Мира, д.2г, офис 2) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству сквера по ул.Комсомольской в г.Ковров (2 этап).
Из обращения заказчика установлено следующее.
В соответствии с условиями контракта от 06.03.2023 N 033-ЭА ООО "Агуна" (подрядчик) приняло на себя обязательства выполнить работы по благоустройству сквера по ул.Комсомольской в г.Ковров (2 этап) согласно приложениям, и сдать их результат администрации г.Коврова (заказчик).
Срок выполнения работ - 23.08.2023.
Заказчиком неоднократно направлялись письма подрядчику с замечаниями о нарушениях, допускаемых при выполнении работ. В соответствии с частями 10, 11 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик провел экспертизу выполненной работы по контракту в части укладки асфальтобетонного покрытия с привлечением экспертной организации до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом от 10.08.2023 подрядчик уведомлен о необходимости проведения экспертизы соответствия асфальтобетонного покрытия установленным нормам и правилам и приглашен на 10.08.2023 в 14.00 для совместного отбора соответствующих проб. Актом от 10.08.2023 N 2 зафиксирован совместный отбор вырубок для дальнейшего проведения экспертизы. Между заказчиком и экспертной организацией (ФАУ "РОСДОРНИИ") заключен договор от 14.08.2023 N 1-ВЛ/2023 на оказание услуг по лабораторному испытанию асфальтобетонных смесей.
В ходе проведенной экспертизы (заключения от 16.08.2023 N 36,37,38) выяснилось следующее:
- Асфальтобетон тип марка I не соответствует требованиям таблицы 5 ГОСТ 9128-2013 по водонасыщению.
- Асфальтобетон тип Д марка III не соответствует требованиям таблицы 5 ГОСТ 9128-2013 по водонасыщению для образцов, отобранных из покрытия, и по водонасыщению для образцов переформованных вырубок, коэффициент уплотнения асфальтобетонных образцов, отобранных из покрытия, не соответствует п.6.15 СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий".
Подрядчику доведена информация о несоответствии асфальтобетонной смеси установленным нормам
и правилам (акт от 31.08.2023 с подписью представителя подрядчика). За период выявления всех недостатков до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (17.10.2023) у подрядчика была возможность устранить их в полном объеме. На данный момент недостатки подрядчиком не устранены. Заказчиком были приняты и оплачены работы по контракту в сумме 19 583 801,71 рублей, что составляет 77,23 % от общего объема работ по контракту.
На основании изложенного, заказчик просит Комиссию Владимирского УФАС России включить информацию об ООО "Агуна" в реестр недобросовестных поставщиков.
По существу обращения заказчика ООО "Агуна" пояснило следующее.
Подрядчиком фактически выполнены все предусмотренные контрактом работы. По мнению заказчика работы выполнены некачественно. Экспертиза не проводилась. Выполненные работы не исключают возможность использования результатов работ. В соответствии с пунктом 6 статьи 753 ГК РФ заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Направленное в адрес подрядчика и размещенное в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически является претензией по качеству выполненных работ, спор по которым может быть разрешен либо в досудебном, либо в судебном порядке. В соответствии с пунктом 5 статьи 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должны быть назначена экспертиза.
Заказчик воспользовался своим правом на односторонне расторжение контракта руководствуясь пунктами 7,8 контракта, частями 8-18 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Вместе ни одно из оснований, предусмотренных вышеуказанными пунктами законодательства, в сложившейся ситуации нет. Независимая экспертиза не проводилась, подрядчик не отказывается устранить выявленные нарушения или недостатки, если они будут доказаны экспертом, для чего заключен договор с лабораторией с целью проведения анализа используемых материалов при производстве непринятых заказчиком работ.
ОО "Агуна" просит отказать в удовлетворении обращения заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, при решении вопроса о включении ООО "Агуна" в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из анализа положений статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупки по размещению государственных и муниципальных закупок.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 г. N 13-П, от 21.11.2002 г. N 15-П, определения от 07.06.2001 г. N 139-О, от 07.02.2002 г. N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Антимонопольному органу, рассматривающему вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, недостаточно лишь констатировать факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий подрядчиком; необходимо дать оценку поведения подрядчика на предмет его недобросовестности, определив вину в неисполнении контракта.
Комиссия Владимирского УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО "Агуна" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. В частности Обществом предпринимались действия направленные на исполнение контракта - фактически Обществом выполнена большая часть работ на сумму 19 583 801,71 рублей, что составляет 77,23 %. от общего объема работ по контракту, а заказчиком данные работы приняты и оплачены. Данное обстоятельство подтверждается пояснением Общества, а также копиями представленных документов.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения администрации города Коврова Владимирской области о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Агуна" (ИНН/КПП 3327136492/332701001, адрес - 600021, г.Ковров, ул.Мира, д.2г, офис 2) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству сквера по ул.Комсомольской в г.Ковров (2 этап).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 октября 2023 г. N 033/06/104-769/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2023