Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей ТФОМС Кировской области по доверенностям;
- представителя ООО "ЦТБ-ЛИДЕР" по доверенности;
рассмотрев материалы ТФОМС Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ЦТБ-ЛИДЕР" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
25.10.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы ТФОМС Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ЦТБ-ЛИДЕР" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность" (извещение N 0340100013823000029).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 31.10.2023 г., в соответствии с п.п. "д" п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила) стороны извещены надлежащим образом.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений Исполнителем условий контракта, поскольку от Исполнителя поступило письмо (от 13.09.2023 N 95) о согласовании учебной программы с ФСБ России с декабря 2023 по февраль 2024 г., что не соответствует сроку исполнения контракта, в связи с чем, 12.10.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было размещено в ЕИС. Решение вступило в законную силу 24.10.2023 г.
Представитель Исполнителя пояснил, что программа переподготовки предварительно 25.08.2023 г. была направлена в ФСТЭК России для согласования, с дальнейшим отправлением данной программы на согласование с ФСБ России. Программа вернулась с письмом 22.09.2023 г. из ФАУ "ГНИИИ ПТЗИ ФСТЭК России" 22.09.2023 г. для редактирования и направления на повторное согласование. В ходе согласования ФСТЭК России оповестил о задержке, о чем проинформировал Заказчика и сообщил о переносе сроков обучения. Просит не включать Общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
05.09.2023 г. между Заказчиком и ООО "ЦТБ-ЛИДЕР" был заключен контракт N 2434701046823000032 на оказание образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность" на общую сумму 90 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность" (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение к Контракту), которое является неотъемлемой частью Контракта, и условиями Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом.
В силу п. 1.6. Контракта срок оказания услуг: начало обучения - с момента заключения Контракта, окончание обучения - 08 декабря 2023 года.
В соответствии с 2.1.3. Контракта в течение 1 (одного) рабочего дня с момента заключения Контракта предоставить Заказчику заверенную Исполнителем копию учебной программы профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность", согласованную с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ России).
Пунктом 8.5 Контракта предусмотрен односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 8.6.1.1. существенным нарушением Контракта со стороны Исполнителя является не предоставления в течение 1 (одного) рабочего дня с момента заключения Контракта заверенной Исполнителем копии учебной программы профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность", согласованной с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ России) и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
Письмом от 07.09.2023 г. Общество сообщает, что не имеет возможности предоставить информацию о согласовании учебной программы с ФСБ России, по причине задержки согласования программы в ФСТЭК России. Приглашает сотрудника на обучение. Обязуется за период обучения согласовать программу с ФСБ России.
Заказчик 08.09.2023 г. сообщает, что не может отравить сотрудника на обучения по программе, не согласованной с ФСБ России, требует принять меры к надлежащему исполнению условий контракта, а также сообщить срок начала обучения.
13.09.2023 г. Общество сообщает, что согласование программы с ФСБ России, проводиться после согласования с ФСТЭК России. Указывает, что ориентировочный срок начала обучения с декабря 2023 г. по февраль 2024 г.
02.10.2023 г. Заказчик, указывает на нарушение Исполнителем п. 2.1.3. Контракта, сообщает, что Контракт не исполняться не может, что влечет односторонний отказ Заказчика от его исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 12.10.2023 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Исполнителем 12.10.2023 10:47.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя является 12.10.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 24.10.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 25.10.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
В соответствии с пп. а). п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. а). п. 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Согласно информации из ЕИС, Общество является активным участником закупок и имеет 402 контракта, которые исполнены или находятся на стадии исполнения.
Учитывая цену неисполненных Исполнителем обязательств (90 000,00 руб.), положительный опыт участия в закупках, Комиссия Кировского УФАС России считает применение к Обществу санкции в виде включения в Реестр недобросовестных поставщиков несоразмерной.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ТФОМС Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "ЦТБ-ЛИДЕР" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность" (извещение N 0340100013823000029), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 31 октября 2023 г. N 043/10/104-1124/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023