Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием видеоконференции сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Псковской области "Псковский клинический перинатальный центр" (далее - Заказчик) в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом завода медицинских изделий" (адрес: 625517, Тюменская область, Тюменский р-н, с Мальково, Мирный проезд, д. 30 стр. 1; ИНН 7224084257), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Шприц для шприцевых насосов)-2 (регистрационный номер: 1149-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323001023),
УСТАНОВИЛА:
24 октября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом завода медицинских изделий" (адрес: 625517, Тюменская область, Тюменский р-н, с Мальково, Мирный проезд, д. 30 стр. 1; ИНН 7224084257), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Шприц для шприцевых насосов)-2 (регистрационный номер: 1149-А-ГЗ)(номер извещения: 0157200000323001023).
Рассмотрение сведений состоялось 30 октября 2023 года в 12 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157200000323001023 о проведении аукциона - 29.09.2023 15:02.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 288 800,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.10.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 2 (две) заявки. Победителем признана заявка N20 с наименьшим предложением о цене контракта 950 000,00 рублей.
5) 24.10.2023 Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1 от 23.10.2023.
6) 25.10.2023 контракт направлен следующему участнику с заявок N21 ООО "ФН-ПРОЕКТ".
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.
При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
13.10.2023 12:04 Заказчик направил Обществу проект контракта.
Общество в регламентированный срок до 22.10.2023 контракт не подписало, обеспечение исполнения контракта не предоставило.
24.10.2023 Заказчик разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1.
Согласно пояснений Обществом пропущен регламентированный срок для подписания проекта контракта в связи с высокой загруженностью сотрудницы, ответственной за контроль сроков подписания контракта. Помимо этого, сотрудница, ответственная за контроль сроков подписания контракта находится на 27 неделе беременности, приоритетными обязанностями для нее в период беременности является защита ее здоровья, а Общество обязано соблюдать положения Конституции РФ, устанавливающие гарантии прав женщины на материнство. Не подписание контракта не являлось умышленным.
23.10.2023 сразу же были приняты меры по подписанию контракта, функционал электронной площадки позволил это сделать. Так же было направлено письмо исх. N793-т от 23.10.2023 в адрес Заказчика с объяснениями и намерениями на подписание контракта и дальнейшее его исполнение. В качестве подтверждения намерения на заключение контракта Обществом внесено дополнительно обеспечение исполнения контракта в размере 10 % от суммы контракта с учетом снижения цены на аукционе ниже 25%. Хотя по условиям контракта Общество до заключения контракта подтвердило свою добросовестность тремя исполненными контрактами без штрафов и неустоек в течение последних трёх лет, используя преимущество для МСП, согласно ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
11.10.2023 года Обществом закуплен товар для поставки по выигранному аукциону в полном объёме (15000 шт., 4000 шт., 2000 шт.), что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 41 за период 11.10.2023-23.10.2023. Это также подтверждает намерение Общества заключить контракт и добросовестно его исполнять.
Также Общество просит учесть, что имеет 90 заключенных государственных контрактов на сумму 46 200 000,00 (Сорок шесть миллионов двести тысяч) рублей 00 копеек, из них исполнено обязательств в 2023 году на сумму 39 620 000,00 (Тридцать девять миллионов шестьсот двадцать тысяч) рублей 00 копеек. Деятельность Общества носит социально-ориентированной характер, организация имеет успешный опыт исполнения аналогичных сделок, в том числе с Заказчиком. По сравнению с объемом исполненных контрактов цена спорного контракта маленькая. Наказание за просрочку подписания контракта (контракт подписан на электронной площадке победителем электронного аукциона 23.10.2023) несоразмерно.
При принятии решения Комиссия учитывает, что ранее сведения в отношении Общества не поступали, согласно ЕИС "реестр контрактов" заключено 267 контрактов, их них 94 контракта на исполнении.
При изложенных обстоятельствах оснований для включения сведений об Обществе, в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не достаточно.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Псковской области "Псковский клинический перинатальный центр", в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом завода медицинских изделий" (адрес: 625517, Тюменская область, Тюменский р-н, с Мальково, Мирный проезд, д. 30 стр. 1; ИНН 7224084257), в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Шприц для шприцевых насосов)-2 (регистрационный номер: 1149-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323001023), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 30 октября 2023 г. N РНП 060/06/104-462/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023