Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - врио руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение заказчика - Управления ЖКХ Администрации г. Глазова (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ИП <_> (ИНН 183701620210) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "N зз-21644-2023 Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Город Глазов" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123008019) (далее - Контракт),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
законного представителя Заказчика <_> (выписка из ЕГРЮЛ),
в отсутствие: ИП <_>, представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
25.05.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10,00 рублей.
02.06.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.06.2023 NИЭА1 поступила одна заявка, признанная соответствующей установленным требованиям, победителем признан ИП <_>.
13.06.2023 между ИП <_> и Заказчиком был заключен контракт (далее - Контракт), согласно которому ИП принял на себя обязательство по выполнению работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Город Глазов". Цена Контракта 10,00 рублей.
В связи с неисполнением предпринимателем условий контракта Заказчиком 06.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1.6. Контракта срок исполнения контракта Подрядчиком:
Дата начала исполнения Контракта: с даты заключения контракта.
Дата окончания исполнения Контракта: 31.08.2028.
Согласно пп. 5 п. 5.4. Контракта Подрядчик обязан соблюдать режим работы на маршруте, установленный Приложением N 1 к Контракту.
13.09.2023 Заказчик направил в адрес ИП письмо, согласно которому 13.09.2023 представителями Заказчика были проведены выездные мероприятия по проверке соблюдения режима работы на муниципальном маршруте N2Б "Обратное кольцо", установленного Контрактом. В результате проведения указанных мероприятий Заказчиком установлено, что Исполнителем не соблюдается режим работы на маршруте, что подтверждается приложенным к письму актом от 13.09.2023, а также фотографиями автобусов на остановочном пункте, содержащими время съемки.
20.09.2023 ИП направил в адрес Заказчика письмо, согласно которому Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики отказало предпринимателю в предоставлении субсидии по поданной заявке на маршрут N2Б. Письмо также содержало указание на то обстоятельство, что передача информации о транспортной работе в региональную навигационно-информационную систему (РНИС) Удмуртской Республики, необходимая для получения перевозчиком субсидий, невозможна по независящим от ИП причинам. На основании изложенного, предприниматель сообщил Заказчику о невозможности исполнения условий Контракта с 01.10.2023.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.10.2023 б/н 02.10.2023 Заказчиком установлено, что ИП не осуществил ни одного рейса по муниципальному маршруту N2Б "Обратное кольцо". По состоянию на 05.10.2023 предусмотренные Контрактом обязательства ИП <_> также не исполнялись.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами. ИП <_> принял на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ИП, выразившаяся в следующем.
ИП <_> не оказал Заказчику услуг, предусмотренных Контрактом.
Заказчиком в адрес ИП направлялась претензия (13.09.2023) с требованием устранить выявленные в результате проверки нарушения соблюдения режима работы на маршруте.
В свою очередь предпринимателем в материалы дела не предоставлено каких-либо документов и доказательств, подтверждающих обязанность предоставления ему субсидий со стороны Министерства транспорта УР.
Кроме этого, оказываемые в соответствии с Контрактом услуги имеют социальную значимость, так как за счет них обеспечивается функционирование сети общественного транспорта муниципального образования "Город Глазов". Невыполнение обязательств по оказанию услуг по Контракту поставило под угрозу бесперебойное обеспечение граждан услугами общественного транспорта по муниципальному маршруту.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае ИП предпочел не исполнять условия контракта, соответственно должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта и возможность включения сведений о предпринимателе в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ИП <_>, так как ИП не предпринял мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должен был совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП <_> (ИНН 183701620210) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "N зз-21644-2023 Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Город Глазов" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123008019) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП <_> (ИНН 183701620210) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
17.10.23 |
20.10.23 |
19.10.23 |
0 |
23.10.23 |
30.10.23 |
26.10.23 |
0 |
31.10.23 |
31.10.23 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 октября 2023 г. N 018/06/104-833/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2023