Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев, с использованием системы видеоконференцсвязи, жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104200000423000226 "ЭА 233 "Поставка лекарственных препаратов", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Союзфарма" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "ЭА 233 "Поставка лекарственных препаратов".
Согласно доводам жалобы, заказчик ограничил количество участников закупки путем объединения в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с лекарственным препаратом, имеющим только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН, что является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 17 октября 2023 года было размещено извещение N0104200000423000226 о проведении электронного аукциона "ЭА 233 "Поставка лекарственных препаратов" с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 834 523,73 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 25.10.2023 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 25.10.2023; дата подведения итогов определения поставщика - 27.10.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 26.10.2023 г. на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки. На основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки является поставка лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Инсулин гларгин" с лекарственной формой: "раствор для подкожного введения", со следующими дозировками: 100 ЕД/мл и 300 ЕД/мл.
Согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств (далее - ГРЛС), ведение которого предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", на территории Российской Федерации в рамках МНН "Инсулин гларгин" раствор для подкожного введения с дозировкой 100 ЕД/мл зарегистрировано 7 лекарственных препаратов с разными торговыми наименованиями.
Согласно сведениям ГРЛС на территории Российской Федерации в рамках МНН "Инсулин гларгин" раствор для подкожного введения с дозировкой 300 ЕД/мл зарегистрировано 3 лекарственных препарата с торговыми наименованиями: "РинГларR300", "Росинсулин гларгин 300", "Туджео СолоСтарR".
Лекарственный препарат "Инсулин гларгин" раствор для подкожного введения включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный постановлениям Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.
Частью 8 статьи 61 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что не допускаются реализация и отпуск лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на которые производителями лекарственных препаратов не зарегистрирована предельная отпускная цена, реализация производителями лекарственных препаратов по ценам, превышающим зарегистрированные или перерегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные препараты с учетом налога на добавленную стоимость.
Согласно сведениям Государственного реестра предельных отпускных цен, производителями лекарственных препаратов с торговыми наименованиями "РинГларR300" и "Росинсулин гларгин 300" предельная отпускная цена не зарегистрирована, соответственно, реализация и отпуск указанных лекарственных препаратов на территории Российской Федерации не допускается.
Так, фактически в рамках МНН "Инсулин гларгин" раствор для подкожного введения с дозировкой 300 ЕД/мл на территории Российской Федерации обращается только один лекарственный препарат с торговым наименованием "Туджео СолоСтарR".
Таким образом, на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона отсутствуют лекарственные препараты в рамках МНН "Инсулин гларгин" раствор для подкожного введения с дозировкой 300 ЕД/мл, которые могут быть поставлены помимо лекарственного препарата с торговым наименованием "Туджео СолоСтарR".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление N 929) предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) - 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с МНН (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Исходя из указанного пункта Постановления N 929 не может быть предметом одного контракта (одного лота) поставка лекарственных средств с лекарственным средством с МНН, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, если НМЦК превышает 1 тыс.рублей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка лекарственных препаратов с различными дозировками, в рамках одного из которых отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Союзфарма" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся ввиду того, что на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
*Заказчику при осуществлении закупки на поставку лекарственных препаратов учитывать замечания, указанные в настоящем решении.
Рассматриваемая закупка не подлежит согласованию с контрольным органом в сфере закупок по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 30 октября 2023 г. N 007/06/42-906/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2023