Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков":
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 22.09.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на ремонт дворовой территории с расширением (стоянка) по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г. Никольское, ул. Октябрьская, д. 6,7,8 с НМЦК 6 410 196,31 рублей (далее -электронный аукцион).
В Ленинградское УФАС России поступило обращение Заказчика во исполнение статьи 104 Закона о контрактной системе о рассмотрении вопроса по включению ИП Айвазян А.А. в РНП в связи с его уклонением от заключения контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 23.10.2023 в 09:30 в формате видеоконференцсвязи.
23.10.2023 стороны предоставили письменные и дали устные пояснения, вместе с тем для подтверждения реальных усилий Участника для подписания контракта и более того для выдачи какого-либо предписания, необходимы подтверждения намерений и возможности исполнить обязательства в полном объеме с учетом установления температурных режимов на территории Ленинградской области неблагоприятных для видов работ, обозначенных в описании объекта закупка, в связи с чем, Комиссия сделала перерыв в заседании, назначив рассмотрение на 30.10.2023 в 16:30.
Вместе с тем, на заседание 30.10.2023 явился только представить Заказчика обозначив важность закупки для него, однако Предприниматель не явился, каких-либо дополнительных документов не предоставлял, о реальной возможности желания исполнить обязательства (кроме одной фразы в ранее направленных пояснениях б/н б/д на 2 листах) Ленинградскому УФАС России не представлено.
Таким образом, Участник представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
На основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком и Участником документы, пришла к следующим выводам.
22.09.2023 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Дата и время начала срока подачи заявок 22.09.2023 15:17 (МСК).
Дата и время окончания срока подачи заявок 02.10.2023 10:00 (МСК).
30.09.2023 12:26 (МСК) Участник подал заявку на участие в электронном аукционе на условиях, предусмотренных извещением.
Согласно данным ЕИС, Заказчиком размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.10.2023 NИЭА1, в котором указано, что подана 1 заявка (предпринимателя), а он признан несостоявшимся (п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
06.10.2023 15:34 (МСК) Заказчиком в адрес Участник, по средствам электронной площадки, направлен проект контракта.
10.10.2023 10:32 (МСК) Участник подписал проект контракта.
16.10.2023 16:32 (МСК) Заказчиком размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1".
Из Протокола следует, что к установленному сроку, не исполнены все обязанности победителя электронного аукциона, в связи с чем Заказчиком в ЕИС размещена "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 16.10.2023.
Комиссия Ленинградского УФАС установлено, что Участником не исполнена часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе о предоставлении обеспечения контракта.
Из пояснений Заказчика следует, что вместе с подписанным контрактом, обеспечения исполнения контракта в размере, установленным в п. 8.8. проекта контракта ни в виде платежного поручения, ни в виде независимой гарантии не представлено.
Участник предоставил Ленинградскому УФАС письменные пояснения и документы в которых сообщил, что:
- сотрудник, ответственный за подписание контракта, посчитал, что закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), в результате чего, рассчитывал, что реестра ранее исполненных контрактов достаточно;
- 18.10.2023 Участник направил обеспечение в виде платежного поручения на электронную почту Заказчика вместе с сопроводительным письмом;
- он готов исполнять контракт в случае выдачи в адрес Заказчика предписания.
Комиссия проверила вышеуказанную информацию и установила, что закупка не проводилась Заказчиком среди СМП, а требования Извещения однозначно указывали каким образом осуществляется предоставление обеспечения, а именно в п. 8.1. проекта контракта: "В качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта, гарантийных обязательств Подрядчик по своему выбору предоставляет Заказчику независимую гарантию, соответствующую требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или вносит денежные средства на счет Заказчика".
Комиссия также выявила, что платежное поручение от 18.10.2023 направлено Заказчику только после Протокола о признании его уклонившимся 16.10.2023 и не через оператора электронной площадки.
Комиссия со своей стороны, исходя из самой актуальной судебной практики, высказанной 16.10.2023 Верховным Судом в Определении N 305-ЭС23-10096 по делу N А40-47485/2022, имея информацию о том, что Участник желал подписать контракт, решила предоставить такой шанс Предпринимателю доказать при возможности выдачи предписания, сделала перерыв с 23.10.2023 на 30.10.2023.
Верховный Суд подчеркнул, что при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику. Приведенные обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения субъекта в РНП в рамках установленной процедуры.
При этом в определении отмечается, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые госорганами санкции должны соответствовать принципу юридического равенства и быть соразмерны конституционно защищаемым целям (постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П и от 21 ноября 2002 г. N 15-П).
Комиссия, видя доводы Участника о желании исполнять обязательства, решила предоставить возможность Предпринимателю подтвердить необходимость выдачи такого предписания и отложить рассмотрение.
Комиссия исходила из того, что объектом закупки является "Ремонт дворовой территории с расширением (стоянка)", при этом в Локальном сметном расчете есть такие виды работ как: "Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/м3V=1607,7/1000", "Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси с применением укладчиков асфальтобетона V=1607,7*0,03*2,4/100", "Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных песчаных типа ГД, плотность каменных материалов 2,5-2,9-3 т/м3V=365,5/1000" и другие виды работ.
Среди прочего, в описании объекта закупки имеется требование "9.1.1. Верхний слой Технология устройства верхнего слоя в соответствии с СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением N 1)".
Согласно п. 10.16 СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги": "Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже +5 С, осенью не ниже +10 С.
Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 °С при соблюдении следующих требований:
толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см;
необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками;
устраивать следует, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей;
верхний слой допускается устраивать только на свежеуложенном нижнем слое до его остывания (с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 °С).
Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами".
С учетом того, что бюджетные деньги выделены только на 2023 год, а прогноз погоды в г.Никольское Ленинградской области свидетельствует о том, что с конца октября происходят многочисленные осадки и фактически температура не превышает 5 °С, то выдача предписания и доказывание реального намерения и возможности в таких условиях исполнить обязательства должна подтверждаться соответствующими данными.
Однако на заседание 30.10.2023 Участник не явился, других материалов и доводов Ленинградскому УФАС Участник не предоставил, обоснования каким образом он сможет в данных условиях исполнить все обязательства, при требовании выдать Заказчику предписание.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
I) Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Согласие со всеми условиями документации дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки и предоставлено Участником до проведения торгов, а именно 30.09.2023 12:26 (МСК) и подписано ЭЦП Предпринимателя.
Заявка Участника по данной закупке была единственной, свою заявку он не отзывал, после того, как электронный аукцион признан несостоявшимся, Предприниматель получил статус победителя, в связи с чем для него наступили обязанности, установленные ст. 51 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе победитель должен совершить КОМПЛЕКС действий для подписания контракта (подписать контракт, предоставить обеспечение, оплатить цену за право заключения контракта, при снижении и т.д.), также для выдачи предписания, ему предоставлена возможность
подтверждения возможности реализовать предусмотренные действия соответствующими документами.
Комиссия приходит к выводу, что направив заявку 30.09.2023 на участие в электронном аукционе, Участник согласился со всеми условиями Извещения (в том числе со всеми положениями проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью).
В том числе надлежащим образом ознакомился с п. 8.1. проекта контракта: "В качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта, гарантийных обязательств Подрядчик по своему выбору предоставляет Заказчику независимую гарантию, соответствующую требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или вносит денежные средства на счет Заказчика".
В последующем, Участник достигнувший конечной цели участия в торгах, получает проект контракта от Заказчика для подписания, но осуществляет обязанности лишь частично, а именно только подписывает контракт, но не предоставляет надлежащее обеспечение.
Доводы Участник о вине сотрудника, который посчитал, что закупка осуществляется среди СМП не могут быть приняты.
Соответственно, направив заявку на участие, Участник согласился со всеми условиями Извещения.
То есть, Участник не проявил ту степень заботливости и осмотрительности при изучении положений извещения закупки.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Таким образом, в силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, Участник, достигнувший конечной цели участия в торгах, а именно выиграв их, не может ссылаться на незнание процедуры и вину сотрудников, на которые возложены такие обязанности.
Незнание законодательства и не отслеживание процедуры подписания контракта, не может являться обстоятельством непреодолимой силы и, соответственно, данные обстоятельства не могут являться доказательством добросовестности Участника.
Кроме того, от Участника не представлено доказательств в Ленинградское УФАС России документальных подтверждений вины сотрудника.
II) Вместе с тем, Комиссия Ленинградского УФАС России, не принимая довод о вине сотрудника, но учитывая последующие действия Участника, хотя и совершенные после Протокола от 16.10.2023, выраженные в предоставлении платежного поручения и электронного письма, констатировала возможность предоставления Участнику подтвердить свое требование о выдачи предписания Заказчику, сделав перерыв в заседании.
Комиссии Ленинградского УФАС России известно, что определенные представители (отказывающие "юридические услуги" и выступающие от разных юридических и физических лиц), учитывая практику, обладают знаниями и способами "сбора доказательств" для избежание соответствующей меры для включения в РНП.
Однако, в настоящем случае, у Участника была более чем реальная возможность подтвердить Комиссии заявленное "желание исполнять контракт", конкретными документальными доказательствами, чего сделано не было.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
По смыслу указанной нормы основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Как неоднократно указывал Верховный суд РФ (Определение от 07.08.2015 N305-КГ-9489), для признания поведения недобросовестным, можно как целенаправленно стремиться к уклонению, а можно путем небрежности и бездействия, в том числе путем незнания и непринятия соответствующих мер, возложенных на победителя, проявлять его.
В рассматриваемом деле Комиссия подчеркивает, что прямого проявления желания подтвердить намерение и реальные как технические, так и финансовые возможности исполнять обязательства документально не подтверждены, при том, что профессиональные участники рынка просчитывают все предпринимательские риски.
Участие в торгах, без надлежащего ознакомления с извещением, победа в аукционе и только последующее ознакомление с контрактом и понимание нереальности достижения поставленной в контракте цели, приводит к ситуации, когда Участник уклоняется от заключения государственного контракта, способами "похожими" на непреднамеренное уклонение.
С одной стороны, предоставляя антимонопольному органу пояснения, в которых Участником выражается желание и намерение исполнить контракт и выдать Заказчику предписание.
С другой стороны, когда такая возможность предоставляется действительно, от Участника не усматривается действий, подтверждающие Комиссии ранее написанное в пояснениях, поскольку на каком-то этапе, пришло понимание слишком больших финансовых рисков, но данное понимание пришло уже после подачи заявки, а фактически Заказчик остается со сорванными обязательствами по закупке.
То есть Участник именно своими действиями/бездействием создает условия, влекущие невозможность подписания контракта, для "скрытия" своих просчетов.
Принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта, при этом Участник достиг конечной цели участия, то есть был признан Заказчиком победителем.
Действуя в рамках последующего заключения контракта, Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В данном случае, Участником не проявлена предусмотрительность, Участник знал, что стал победителем, получил уведомление от площадки, следовательно, должен был учитывать обязанности, установленные статьей 51 Закона о контрактной системе для участника, который выиграл торги.
В последующем, заявляя о вине сотрудника и когда антимонопольный орган предоставил возможность, для заявленного самим же Участником желания выдачи предписания, такое желание не подтвердилось ни одним документом.
Подобное поведение и совершение изначально действий, направленных на уклонение, для скрытия просчетов, связанных с невозможностью исполнения обязательств, однозначно трактуется Комиссией в качестве недобросовестного.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к полному нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством подобного подхода, что ведет к формальному снятию ответственности с победителя, а также самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны в подобных ситуаций по формальным причинам, что не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть, Комиссия считает, что Участник по небрежности не принял необходимых мер по соблюдению норм и правил для подготовки к участию в торгах, а в дальнейшем своими действиями (бездействиями) создал условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Из этого следует, что уклонение Участника обусловлено не наличием каких-либо объективных препятствий для предоставления обеспечения и подписания контракта, а иным фактором, в частности утратой интереса к исполнению контракта.
То есть, Комиссия Ленинградского УФАС расценивает возникшую ситуацию как противоправное действие (бездействие), характеризующееся специальным уклонением от исполнения обязанностей, предусмотренных законом, произошедших по воле Участника.
III) В рассматриваемом деле, заявка Участника была единственной, что ведет к невозможности направления Заказчиком иному лицу проекта контракта, также учитывая сроки и фактическое наступление неблагоприятного осенне-зимнего сезона для большей части обозначенных работ в смете, то фактически Заказчик в 2023 не получит результат работ.
Также Закон о контрактной системе, не разделяет санкцию в виде включения в РНП по сроку нахождения в реестре в зависимости от причины (уклонение, односторонний отказ, решение суда), а из материалов дела следует, что поскольку Участник не проявил заботливости при ознакомлении со сроками исполнения своих обязательств победителя, заключение контракта с иным участником не представляется возможным в силу отсутствия иных заявок, поэтому данная закупка оказалась сорванной и в результате действий (бездействия) Участника не завершилась подписанием контракта, следовательно, Заказчик вынужден провести процедуру заново при выделении соответствующих лимитов.
Таким образом негативные последствия для Заказчика в виде уклонения Участника от подписания контракта подтверждаются материалами дела.
Комиссия отмечает, что само по себе включение лица в реестр недобросовестных поставщиков по другим закупкам не препятствует осуществлению экономической деятельности и автоматически не освобождает его от обязательств в рамках иных закупочных процедур (как по уже ранее заключенным контрактам, так и находящихся на стадии подписания) от обязательств, возложенных на него законом.
Из чего Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что в данном случае, Участник не проявлял предусмотрительность именно по данной закупке и в полной степени не учел обязательств, предусмотренными положениями статьей 51 Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия подчеркивает, что оценивала те документы, которые представлены Участником Ленинградскому УФАС России, иные документы, которые могут быть заявлены Предпринимателем не могут повлиять на настоящее решение, поскольку не были заявлены, с учетом того, что было значительное время, также для фиксации в настоящем Решении документов к письменных пояснениям на 2 листах, были предоставлены:
В материалы дела Ленинградского УФАС не представлено иных документов.
Комиссия исходит из того, что Заказчик и Участник обязаны заключить контракт в пределах срока, предусмотренного для совершения соответствующей операции на электронной площадке.
Совершение любых действий (операций) на электронной площадке технически строго регламентировано. По истечении сроков, указанных в извещениях электронной площадки, Заказчик и лицо, заключающее контракт, не смогут совершить требуемые от них Законом о контрактной системе действия в силу отсутствия технической возможности, поскольку соответствующий раздел на электронной площадке будет заблокирован. Таким образом, Заказчик и Участник могут заключить контракт только в строго регламентированные Законом сроки.
Практика сформирована Ленинградским УФАС на основании участия в следующих делах:
- Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.03.2019 по делу А56-119179/2017 (судей Савицкая И.Г., Алешкевич О.А., Соколова С.В.), при этом отменяя решение и постановление судов первой и второй инстанции, суд округа подчеркивает: "По истечении сроков, указанных в извещениях электронной площадки, заказчик и лицо, заключаемое контракт, не смогут совершить требуемые от них Законом N 44-ФЗ действия в силу отсутствия технической возможности, поскольку соответствующее "окно" на электронной площадке будет заблокировано. И наоборот, - в пределах срока (времени), указанного электронной площадкой в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, заказчик и лицо, обязанное заключить контракт, имеют право и должны совершить регламентированные Законом действия.
Общество знало и понимало правила проведения электронных торгов (в том числе и последствия несовершения необходимых операций на электронной площадке), а также действия электронной площадки и ее реакцию на нарушение сроков, обязательность соблюдения которых установлена Законом N 44-ФЗ".
- Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2023 по делу А56-49103/2022 (судей Аникина Е.А., Кудин А.Г., Савицкая И.Г.), при этом отменяя решение и постановление судов первой и второй инстанции, суд округа подчеркивает: "Участник, принявший решение об участии в закупке и претендующий на заключение с ним муниципального контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП".
Анализ вышеуказанного дела указывает на то, что все предусмотренные обязанности Участника, как победителя закупки, не соблюдены, а предоставленной возможностью для подтверждения выдачи предписания для заключения контракта и его исполнения - пренебреженно.
В связи с чем, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
включить сведения об ИП Айвазян А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 октября 2023 г. N 047/10/104-3403/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023