Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", рассмотрела обращение ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" о включении информации об индивидуальном предпринимателе Данилове Сергее Васильевиче (ИНН 290126838587, адрес - 309070, Белогородская область, г.Строитель, ул.Северная, д.33) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в присутствии представителей ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных"
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
У С Т А Н О В И Л А:
01.11.2023 во Владимирское УФАС России поступило обращение ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" о включении информации об индивидуальном предпринимателе Данилове Сергее Васильевиче (ИНН 290126838587, адрес - 309070, Белогородская область, г.Строитель, ул.Северная, д.33) ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на операционную систему специального назначения (извещение N 0328100002323000080).
Из обращения заказчика установлено следующее.
По результатам проведения электронного аукциона (извещение N 0328100002323000080 от 18.08.2023) между ФГБУ "ВНИИЗЖ" (Заказчик) и индивидуальном предпринимателе Даниловым Сергеем Васильевичем (Исполнитель) был заключен контракт N 25425БК от 31.08.2023 на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на операционную систему специального назначения.
Согласно контракту Исполнитель принял на себя обязательство по оказанию услуг по предоставлению неисключительных прав на операционную систему специального назначения в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту) на общую сумму 1 125 600 рублей. Срок оказания услуг по контракту - услуги оказываются с даты заключения контракта в течении 5 рабочих дней с момента заключения контракта.
06.09.2023 Исполнитель предоставил Заказчику результат оказанных услуг, а именно передал лицензию на право использования операционной системы Альт Рабочая станция 10. Исполнитель разместил в ЕИС в сфере закупок документ о приемке услуг от 06.09.2023 N 41: Операционная система Альт Рабочая станция (1292) Лицензия на право использования Альт Рабочая станция 10/бессрочная.
Приемочная комиссия Заказчика провела экспертизу предоставленных Исполнителем результатов оказанных в части их соответствия условиям контракта и рассмотрела документ о приемке услуг. На основании заключения приемочной комиссии 22.09.2023 Заказчик разместил в ЕИС в сфере закупок мотивированный отказ от приемки услуг.
25.09.2023 Исполнитель повторно разместил в ЕИС в сфере закупок документ о приемке услуг 25.09.2023 N 41: Операционная система Альт Рабочая станция /1292/ Лицензия на право использования Альт Рабочая станция 10/бессрочная.
Приемочная комиссия Заказчик повторно провела экспертизу предоставленных Исполнителем результатом оказанных услуг в части их соответствия условиям контракта. По результатам проведенной Заказчиком экспертизы установлено несоответствие предоставленных Исполнителем результатов положениям Описания объектам закупки (приложения N 1 к контракту) по 8 позициям.
В соответствии с выводами экспертизы приемочной комиссией Заказчика, повторно принято решение об отказе в приемке результатов оказанных Исполнителем услуг. Мотивированный отказ направлен Исполнителю в предусмотренный для приемки результатом оказанных услуг срок.
В связи с тем, что на 16.10.2023 несоответствия Исполнителем не устранены, Заказчик пришел к выводу, что поданная Исполнителем заявка на участие в электронном аукционе содержала недостоверные сведения о предлагаемой к оказанию услуге, что позволило участнику стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с этим, заказчик, реализуя свою обязанность по одностороннему отказу от исполнения Контракта, предусмотренную пунктом 9.5 Контракта, частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок 17.10.2023 принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке. 30.10.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт был расторгнут.
На основании изложенного, заказчик просит Комиссию Владимирского УФАС России включить информацию об ИП Данилове С.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
По существу обращения заказчика ИП Данилов С.В. пояснил следующее.
Услуги по контракту со стороны Исполнителя (ИП Данилова С.В.) были оказаны в полном объеме и в полном соответствии с техническим заданием. Заказчик под надуманными причинами отказал в приеме услуг, указав в заключение экспертизы дополнительные их условия, которые отсутствуют в контракте.
ИП Даниловым С.В. направлялись пояснения по функционалу операционной системы, предлагались различные варианты оказания помощи в рассмотрении функциональных возможностей операционной системы (консультации по телефону, выезд к заказчику), но ответ не был получен. Исполнителем был направлен запрос разработчику "Базальт СПО" о соответствии операционной системы условиям технического задания контракта, получен от 19.09.2023 о полном соответствии, который также был направлен заказчику.
В силу изложенного, ИП Данилов С.В. просит отказать в удовлетворении обращения заказчика о включении сведений в отношении ИП Данилова С.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, при решении вопроса о включении информации об ИП Данилове С.В. в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из анализа положений статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупки по размещению государственных и муниципальных закупок.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 г. N 13-П, от 21.11.2002 г. N 15-П, определения от 07.06.2001 г. N 139-О, от 07.02.2002 г. N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Антимонопольному органу, рассматривающему вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, недостаточно лишь констатировать факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий подрядчиком; необходимо дать оценку поведения подрядчика на предмет его недобросовестности, определив вину в неисполнении контракта.
Комиссия Владимирского УФАС России, изучив представленные документы и пояснения сторон, пришла к выводу, что в действиях ИП Данилова С.В. отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. В частности ИП Даниловым С.В. предпринимались действия направленные на исполнение контракта.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" о включении информации об индивидуальном предпринимателе Данилове Сергее Васильевиче (ИНН 290126838587, адрес - 309070, Белогородская область, г.Строитель, ул.Северная, д.33) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на операционную систему специального назначения (извещение N 0328100002323000080).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 ноября 2023 г. N 033/06/104-808/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023