Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - Администрации Павловского района Алтайского края - Нефедьев Д.А.;
от ООО "Стройград" - Пономаренко Е.В., Титова В.О., Шляков В.В.,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Администрации Павловского района Алтайского края о включении сведений об ООО "Стройград", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта N 0817200000321018075 от 17.01.2022 г. закупки N 0817200000321018075 "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Павловск Павловского района Алтайского края", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Администрации Павловского района Алтайского края о включении сведений об ООО "Стройград", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта N 0817200000321018075 от 17.01.2022 г. закупки N 0817200000321018075 "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Павловск Павловского района Алтайского края".
Согласно обращению заказчика и приложенным к ним материалам 17.01.2022 г. между заказчиком и ООО "Стройград" был заключен контракт N 0817200000321018075 на выполнение работ по строительству Спортивно-оздоровительного комплекса в с. Павловск Павловского района Алтайского края.
В ходе исполнения контракта подрядчик - ООО "Стройград", неоднократно приостанавливал строительство, что привело к срыву ввода в эксплуатацию социально значимого объекта.
В связи с вышеизложенным, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.1., 12.2. Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поскольку решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым.
Заказчик просит включить сведения об ООО "Стройград" в реестр недобросовестных поставщиков.
Ко дню рассмотрения обращения в УФАС по Алтайскому краю поступали пояснения от ООО "Стройград".
Изучив представленные в материалах дела документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
10 декабря 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000321018075 "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Павловск Павловского района Алтайского края".
Начальная (максимальная) цена контракта - 87 208 229,72 руб.
На участие в закупке было подано 5 заявок.
В соответствии с протоколом подведения итого электронного аукциона N 0817200000321018075 от 29.12.2021 наименьшая цена в размере 80 230 625, 51 руб. была предложена участником закупки N111216723 ООО "Стройград".
17.01.2022 года по итогам закупки между Администрацией Павловского района Алтайского края и ООО "Стройград" был заключен муниципальный контракт N 0817200000321018075 на выполнение работ по строительству Спортивно-оздоровительного комплекса в с. Павловск Павловского района Алтайского края.
Согласно п. 5.3 Контракта Срок окончания выполнения работы, до истечения которого должен быть передан результат работы по Контракту, - не позднее "30" ноября 2022 года.
29.11.2022 Заказчик заключил с подрядчиком Дополнительное соглашение N1, согласно которому срок окончания выполнения работ по контракту был продлен до 12 октября 2023 года.
Согласно доводам заказчика, не исполнение подрядчиком в установленный срок обязательств по контракту, привело к срыву ввода в эксплуатацию социально значимого объекта.
Из пояснений подрядчика следует, что подрядная организация правомерно приостанавливала работы, так как заказчик не передал подрядчику откорректированную (прошедшей повторную государственную экспертизу) проектную и рабочую документацию на весь объект.
Согласно п. 4.2.1 Контракта Заказчик обязан в течение 2-х рабочих дней с даты заключения контракта передать подрядчику по акту приема-передачи документацию, необходимую для выполнения работы.
Таким образом, данная документация должна была быть передана заказчиком до 19.01.2022 г.
Согласно ч. 1.2. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 48 ГрК РФ объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываться в задании на проектирование и соответствовать проектной документации (Письмо Минстроя России от 24.06.2016 N 23573-ОГ/08 "О требованиях к содержанию разделов проектной документации").
Заказчиком не представлены доказательства того, что переданные подрядчику 3 раздела рабочей документации достаточны для исполнения контракта в полном объеме.
Подрядчик, обладая в области строительства познаниями считает, что такого объема рабочей документации недостаточно для завершения строительства.
В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, исходя из анализа положений ст. 740 ГК РФ и ст. 52 ГрК РФ, заказчик обязан передать подрядчику проектно-сметную и рабочую документацию по заказанному им строительству, а подрядчик обязан выполнять строительные работы в соответствии с предоставленной им документацией.
Строительство объектов должно осуществляться в полном соответствии с требованиями проектной и рабочей документации, что в том числе необходимо в дальнейшем для оценки соответствия построенного объекта установленным законодателем требованиям.
В целях реализации строительных работ администрацией Павловского района Алтайского края разработана проектная документация объекта строительства (проектная организация ООО "Строй-Мастер"), прошедшая проверку в КАУ "Государственная экспертиза Алтайского края" в 2021 году. Всего проектная документация содержит 9 разделов.
24.02.2022 Администрацией Павловского района передана проектная документация ООО "Стройград" для реализации строительства Спортивного- оздоровительного комплекса в с. Павловск.
По состоянию на 12 октября 2023 года согласно актам о приемке выполненных работ КС-2 объем выполненных и принятых работ составил 35 709 858.71 руб. в остальной части подрядчик не исполнил в установленный срок обязательства по Контракту.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 12.1 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Пункт 12.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям.
Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
нарушение срока выполнения отдельного этапа работ Подрядчиком в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, которое составляет более семи дней с момента истечения срока выполнения отдельного этапа работ, предусмотренного Графиком выполнения строительно-монтажных работ;
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
отсутствие у Подрядчика (субподрядчика, соисполнителя) лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по Контракту;
по иным снованиям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
17.10.2023 г. Заказчиком размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Изучив представленные пояснений сторон Комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что Заказчиком в полном объеме рабочая документация, включающая иные разделы, затрагивающая технические и технологические решения строительства данного объекта, заказчиком не разрабатывались, изменения, внесенные в проектную документацию, на повторную государственную экспертизу не направлялись, подрядчику не предавались.
Выявленные нарушения являются существенными, поскольку несвоевременное принятие мер к разработке рабочей документации, проведении повторной государственной экспертизы привело к затягиванию сроков исполнения контракта.
Кроме того, Комиссией установлено, что 09.08.2023 г. по данной закупке прокуратурой Павловского района Алтайского края проведена проверка, заказчику выдано Представление об устранении нарушений требований федерального закона.
В Представлении прокуратуры Павловского района Алтайского края от 09.08.2023 г. указано, что проектная документация Администрацией Павловского района передана ООО "Стройград" для реализации строительства Спортивного- оздоровительного комплекса в с. Павловск 24.02.2022 года.
вопреки требованиям ст.ст. 48, 52 Градостроительного кодекса РФ заказчиком в целях реализации в процессе данного строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разработан и передан 29.03.2022 только 4 раздел рабочей документации по конструктивным и объемно планировочным решениям (12/ЭА/01-2012-КР).
Полная рабочая документация, включающая иные разделы, затрагивающая технические и технологические решения строительства данного объекта, заказчиком не предоставлена, что затрудняет исполнение работ.
Кроме того, установлены изменения в рабочей документации на 2023 год.
В соответствии с 4.2.2 ст.49 ГрК РФ в случае, если объекты капитального строительства относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика, проектной документацией, требованиями технических регламентов.
Однако вопреки требованиям ст. 49 ГрК РФ заказчиком государственная экспертиза не проведена.
В свою очередь, ООО "Стройград" на 12 октября 2023 года были выполнены работы: земляные работы, фундаменты и ростверк, конструкции металлические, стены, кровля, проемы, наружные отделочные работы, тепловые сети, молниезащита, водосточная система.
Фактически, подрядной организацией выполнено 53% работ.
Заказчиком оплачено за выполненные работы 35 709 858,71 рублей.
Таким образом, Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчиком, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестном поведении.
В связи с вышеизложенным, сведения в отношении ООО "Стройград" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.
Руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Стройград" (ИНН 2223627381).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________________ А.В. Кочетков
Члены комиссии: _____________________________ О.В. Тетерина
_____________________________ В.Г. Дедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 7 ноября 2023 г. N 022/10/104-1343/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2023