Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - врио руководителя управления;
члены Комиссии: <_> .- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> . - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии:
представителя Заказчика - ФГБУН "Удмуртский Федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 06.09.2023 N 38),
в отсутствие:
ООО "Станрем" (далее - Общество), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - ФГБУН "Удмуртский Федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Станрем" (ИНН 7743410539) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку "Анализатор инфракрасный" (номер извещения в ЕИС - 0313100014723000019, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
04.07.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере - 1 945 740,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.07.2023 NИЭА1 было подано две заявки на участие. Победителем признано ООО "Станрем".
25.07.2023 был заключен Контракт N 16 между ООО "Станрем" и Заказчиком - ФГБУН "Удмуртский Федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук" (далее - Контракт), согласно которому Поставщик принял на себя обязательство по поставке "Анализатор инфракрасный".
Цена контракта - 1 870 271,30 рублей.
Общество не обеспечило присутствие на заседании комиссии, пояснений в адрес Управления не представил, ходатайств не заявлял.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, с момента заключения Контракта Общество не исполнило своих обязательств. Кроме того, в адрес Заказчика не поступали документы и пояснения от Общества о невозможности исполнения обязательств по контракту.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В силу п. 12.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до 31.12.2023 г.
Согласно п. 4.1.4. Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
В соответствии с п. 4.1.5. в течение 15 календарных дней с даты заключения Контракта предоставить Заказчику письма завода-изготовителя оборудования, подтверждающего принятие заказа на изготовление оборудования по Контракту. Если Поставщик является заводом-изготовителем оборудования по Контракту, то таковой Поставщик представляет собственное письмо, подтверждающее принятие им заказа на изготовление оборудования по Контракту;
25.07.2023 г. Заказчик направил в адрес Поставщика письмо N 338/01-15/869 с просьбой о предоставлении до 29.09.2023 г.:
1) информации, указанной в п. 4.1.5. Контракта;
2) информации, предусмотренной п. 4.1.4. Контракта (наличие/отсутствие договора, заключенного с производителем оборудования, этап исполнения договора, планируемые сроки изготовления оборудования).
16.10.2023 г. Заказчик направил в адрес Поставщика уведомление N 338/01-15/940 о расторжении контракта в одностороннем порядке.
23.10.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо N 338/01-15/967 с требованием об уплате штрафа за нарушения сроков исполнения обязательств.
24.10.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо N338/01-15/995 с требованием о возврате аванса.
16.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата вступления в силу решения - 27.10.2023 г.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Станрем".
Поставщик не предоставил Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, а также не предоставил в течение 15 календарных дней с даты заключения Контракта письма завода-изготовителя оборудования, подтверждающего принятие заказа на изготовление оборудования по Контракту (Если Поставщик является заводом-изготовителем оборудования по Контракту, то таковой Поставщик представляет собственное письмо, подтверждающее принятие им заказа на изготовление оборудования по Контракту), чем нарушил существенные условия Контракта (п. 4.1.4. и п. 4.1.5. Контракта).
Поставщик на связь с Заказчиком не выходил, с момента заключения Контракта к исполнению обязательств не приступил, информации о наличии объективных причин, которые не позволяют исполнить взятые на себя обязательства по контракту, ни в адрес Заказчика, ни в адрес антимонопольного органа не представил.
Таким образом, Заказчик результат работ не получил, цель закупки не реализована, объективные потребности заказчика оказались не удовлетворенными.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении со стороны Общества, халатном отношение к взятым на себя обязательствам по контракту.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям, фактически Поставщик не выполнил условия Контракта, документов и ответов на запросы Заказчика информацию не предоставил;
- ООО "Станрем" не представило доказательств, опровергающих доводы Заказчика, а также не представил информацию, документы, подтверждающие исполнение взятых на себя обязательств в установленные сроки, Общество не обеспечило участие представителей при рассмотрении настоящего дела, не предоставило доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнить условия Контракта в установленном порядке.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Станрем" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Станрем" (ИНН 7743410539) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку "Анализатор инфракрасный (номер извещения в ЕИС - 0313100014723000019) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Станрем" (ИНН 7743410539) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
27.10.2023 |
01.11.2023 |
27.10.2023 |
0 |
31.10.2023 |
03.11.2023 |
03.11.2023 |
0 |
09.11.2023 |
08.11.2023 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии: ___________<_>
Члены Комиссии ___________ <_>
___________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 3 ноября 2023 г. N 018/06/104-857/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023