Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение ФГБОУ "ВДЦ "Океан" о включении сведений об ООО "ЦМИК" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по изготовлению канцелярской и печатной продукции с символикой ФГБОУ "ВДЦ "Океан" (извещение N 0320100011223000126).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
12.04.2023 Заказчиком размещено извещение N 0320100011223000126 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению канцелярской и печатной продукции с символикой ФГБОУ "ВДЦ "Океан".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2023 N ИЭА1 победителем признано ООО "ЦМИК".
05.05.2023 года между ФГБОУ "ВДЦ "Океан" (далее - Заказчик) и ООО "ЦМИК" (далее - Исполнитель) был заключен государственный контракт N 0320100011223000126 на оказание услуг по изготовлению канцелярской и печатной продукции с символикой ФГБОУ "ВДЦ "Океан" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Исполнитель принял на себя обязательства оказать услуги по изготовлению канцелярской и печатной продукции с символикой ФГБОУ "ВДЦ "Океан" (далее - Услуги) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1) и Технической частью (Приложение N 2), являющимися неотъемлемыми частями Контракта.
В соответствии с пунктом 5.1. Контракта, срок оказания Услуг:
- дата начала исполнения контракта: 22.05.2023
- срок оказания услуг: 30.06.2023.
Согласно Технической части (приложение N 2 к Контракту), разработка Исполнителем дизайн-макета товара, поставляемого при оказании услуг (далее - Товар), согласование Заказчиком вариантов дизайн-макетов Товара, исправление Исполнителем замечаний Заказчика, предоставление Исполнителем цветопробы и образца Товара, предоставление Исполнителем сигнального экземпляра и доставка Товара осуществляется в рамках срока, установленного в п. 5.1 Контракта.
Исполнитель исполнил Контракт в части оказания услуг по изготовлению ручек и блокнотов с нарушением сроков (23.10.2023), в связи с чем была выставлена претензия от 12.09.2023 N 2128-с о просрочке исполнения обязательств по Контракту.
Исполнитель неоднократно нарушал сроки исполнения обязательств по контракту. С задержкой отправлял по адресу электронной почты Заказчика исправленные варианты макета буклета "Океан - Территория Детства!", учитывая не все правки Заказчика. Заказчик неоднократно направлял Исполнителю письма с требованиями от 05.07.2023 N 1420-с, от 15.08.2023 N 1839-с, от 29.08.2023 N 2007-с, от 15.09.2023 N 2187-с, от 21.09.2023 N 2324-с, от 09.10.2023 N 2492-с (приложение 2-7).
Двенадцатого октября 2023 года Исполнителем по адресу электронной почты Заказчика было отправлено письмо от 12.10.2023 N 1012/1 о прекращении Исполнителем обязательств по Контракту (приложение 8).
До настоящего времени обязательства Исполнителя по Контракту исполнены не в полном объеме, У услуги по изготовлению Исполнителем буклета "Океан - Территория Детства!" не оказаны.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 13.1. Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, в судебном порядке, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
20.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
31.10.2023 - дата расторжения контракта.
Согласно пояснениям ООО "ЦМИК", Контракт исполнен частично на 135 585,00 руб. из 289 589,50 руб.
Неполное исполнение контракта обусловлено ненадлежащим исполнением заказчиком своей обязанности по согласованию макетов продукции.
Согласно приложению N 2 Контракта, изготовление товара осуществляется в соответствии с утвержденным Заказчиком оригинал-макетом. Исполнитель при оказании услуг не вправе отступать от согласованного заказчиком оригинал-макета.
Таким образом, обязательство поставщика по изготовлению и поставке товара является встречным и обусловлено исполнением заказчиком обязательства по согласованию макета. Исполнитель не вправе приступать к изготовлению продукции до согласования заказчиком макета.
Макеты были изготовлены и направлены заказчику в полном соответствии с требованиями контракта, однако не согласованы им своевременно по причине неоднократного внесения правок. При этом необходимость исправлений, за редким исключением, не была связана с недостатками в работе исполнителя или его виной и вызвана несогласованностью действий должностных лиц заказчика и постоянным изменением позиции заказчика относительно дизайна продукции.
Макеты блокнота и ручки с символикой "ВДЦ "Океан" были направлены Заказчику 01.06.2023, а согласованы им с просрочкой 23.06.2023 и 27.06.2023 соответственно.
Макет товара "Буклет "Океан - Территория Детства!" разрабатывался исполнителем и направлялся заказчику постранично, начиная с 26.05.2023, в связи с ненадлежащим форматом информации, предоставленной заказчиком согласно приложения N 2.
Последние правки были направлены заказчиком 06.09.2023, 07.09.2023 работа по внесению правок в макет Исполнителем была завершена, текст макета направлен заказчику на согласование.
При этом сообщение о согласовании заказчиком макета товара "Буклет "Океан - Территория Детства!" получено исполнителем лишь 09.10.2023 по истечение более одного месяца после внесения последних правок.
Исполнитель неоднократно (исх. N 0626/1 от 26.06.2023, N 0706/3 от 06.07.2023, N 0816/1 от 16.08.2023) извещал заказчика о том, что просрочка в согласовании макета влечет нарушение предусмотренных контрактом сроков.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия приходит к вводу о том, что Общество не уклонялось от исполнения взятых на себя обязательств. Напротив, Исполнитель своевременно направлял Заказчику макеты и вносил в них правки, что доказывает добросовестность ООО "ЦМИК".
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ЦМИК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 7 ноября 2023 г. N 25-384/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2023