Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение ФГБУН "Федеральный научный центр биоразнообразия наземной биоты восточной Азии" ДВО РАН о включении сведений об ООО "Единый центр утилизации" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по утилизации автомобилей (извещение N 0320100010423000006).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
04.09.2023 Заказчиком размещено извещение N 0320100010423000006 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по утилизации автомобилей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.09.2023 N ИЭА1 победителем было признано ООО "Единый центр утилизации".
25.09.2023 года ФГБУН "Федеральный научный центр биоразнообразия наземной биоты восточной Азии" ДВО РАН (далее - Заказчик) и ООО "Единый центр утилизации" (далее - Исполнитель) заключили государственный контракт N 175-2023 на оказание услуг по утилизации автомобилей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Исполнитель принял на себя обязательства оказать Заказчику услуги по утилизации автомобилей (далее - услуги) в объеме и с характеристиками согласно спецификации (приложение N 1), в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта, оказание услуг осуществляется в течение 30 календарных дней с даты заключения Договора.
Заказчик направил Исполнителю письмо о необходимости провести транспортировку АТС 04.10.2023 г. (письмо N16147/692 от 02.10.2023 г.), ответа на данное письмо не поступало.
Кроме вышеуказанного, Исполнителем в адрес Заказчика были направлены запросы о предоставлении фото СТС, ШС, машин, указание состояния АТС (запрос от 28.09.2023 г. N б/н) и предоставлении инвентарных номеров машин, датах покупки АТМ (запрос от 10.10.2023 г. N б/н). На данные запросы были отправлены запрашиваемые сведения письмами от 05.10.2023 г. N 16147/704 и от 11.10.2023 г. N 16147/717, также было указано, что при необходимости дополнительную информацию требуется запрашивать в письменной форме. Также было направлено письмо от 05.10.2023 г. N 16147/705 о необходимости сообщить о дате и времени вывоза АТС не менее чем за 2 (Двое) суток с учетом времени по г. Владивостоку.
Также согласно техническому заданию (приложение N 2 к Договору) установлено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности в части сбора по отходам, указанным в техническом задании, должен быть объект, расположенный на территории Приморского края.
В связи тем, что у Исполнителя в лицензии указан иной регион в части сбора по отходам, Исполнителем посредством электронной почты согласно п. 5.2.6 Договора были направлены копии документов субподрядной организации (ООО "Регионтрейд"), которую Исполнитель планирует привлечь в оказываемой услуге.
Компания имеет Лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, с правом сбора, транспортирования и обработке тех видов отходов, которые указаны в техническом задании. Однако, это право не распространяется на Приморский край.
Согласно п.5.2.5 и техническому заданию Договора исполнитель обязан соблюдать требования экологического законодательства, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные правила и нормы. Поэтому Исполнителю была направлена справочная информация о том, что автотранспорт, который перевозит какие-либо виды отходов, должен иметь соответствующее экспертное заключение, заключение СЭС. Водители данного транспортного средства должны иметь дополнительное разрешение на право работы с отходами производства и потребления, и иметь сертификат по обученной программе "Обеспечение экологической безопасности при работах с отходами производства и потребления 1-IV классов опасности, в количестве 112 часов".
В случае непредставления соответствующих документов при передаче ТС, отсутствия Лицензии с перечнем отходов и местом нахождения на территории Приморского края с правом обработки/обезвреживания/утилизации отходов, речь идет о полном нарушении законодательной базы в области охраны окружающей среды, отходов производства и потребления, нарушения условия Договора и как следствие передача ТС для утилизации будет невозможной.
Кроме того, Исполнитель обязан незамедлительно предоставлять Заказчику информацию об обстоятельствах, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных настоящим Договором, влияющих на их своевременное и надлежащее выполнение (п. 5.2.2 Договора).
Фактически по состоянию на 20 октября 2023 года информация о дате и времени вывоза автомобилей не поступила, информация в соответствии с пунктом 9.2 Договора о наличии обстоятельств, влияющих на надлежащее и своевременное исполнение обязательств, Исполнителем не представлена; срок исполнения обязательств, взятых на себя Исполнителем истекает 24 октября 2023 г.
В связи с чем, Заказчик считает, что Исполнитель существенно нарушил условия Договора.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.4. Контракта, расторжение договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
20.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
31.10.2023 - дата расторжения контракта.
Помимо указанных Заказчиком обстоятельств, Комиссией Приморского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 4.2. Контракта, оказание услуг осуществляется по месту нахождения Исполнителя.
27.09.2023, 28.09.2023 Исполнитель направил Заказчику запрос о предоставлении информации по дате вывоза и наличию т/с.
Ответ от Заказчика поступил 04.10.2023.
После получения информации Исполнитель готов был осуществить сбор отходов. Также Исполнитель запрашивал у Заказчика паспорта отходов, но Заказчик до настоящего времени не предоставил их.
Представитель Заказчика сообщил, что до 18.10.2023 ответственный на площадке, откуда должен был произойти сбор отходов, отсутствует, находится в отпуске.
19.10.2023 от Заказчика поступило письмо Исполнителю, о том, что их не устраивает лицензия Исполнителя и привлекаемый им соисполнитель, и запросил ряд документов, которые не требовались в соответствии с закупкой. Исполнитель предоставил запрашиваемые документы в этот же день.
Рассмотрев представленные документы, Комиссией установлено, что намерения Исполнителя исполнить свои обязательства по контракту подтверждаются немедленным запросом Исполнителя в адрес Заказчика о предоставлении необходимой информации после заключения контракта, Исполнитель связывался с Заказчиком после получения заявки для вывоза отходов, предоставлял запрашиваемые Заказчиком документы в кратчайшие сроки.
Документы, подтверждающие обратное или опровергающие доводы Исполнителя, в частности о том, что ответственное лицо со стороны Заказчика отсутствовало до 18.10.2023 на площадке, Заказчиком в материалы дела не представлены.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Единый центр утилизации" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 8 ноября 2023 г. N 25-389/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023