Резолютивная часть решения объявлена 09.11.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10.11.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ***;
Члены Комиссии: ****;
При участии представителей Государственного казенного учреждения Иркутской области "Центр комплексного обеспечения Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области" (далее - Заказчик) ****(доверенность N 200), **** (доверенность N199), при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "О2" (далее - Участник закупки, Общество) - **** (доверенность от 07.11.2023 г.);
Рассмотрев посредством видео-конференц связи обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "О2" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 01 ноября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "О2" допущены существенные нарушения условий контракта от 10 мая 2023 года N97/1775-ОЭЗ/23, заключенного по результатам электронного аукциона извещение N0134200000123001775 "Капитальный ремонт по замене оконных блоков в административном здании по ул. Ленина, 1а в г. Иркутске", в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "О2" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России, согласно которым к увеличению сроков выполнения работ по контракту привели действия Заказчика по длительному согласованию всех необходимых условий контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 13 апреля 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Извещение N 0134200000123001775 о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт по замене оконных блоков в административном здании по ул. Ленина, 1а в г. Иркутске".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 579 286,60 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 4 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям Извещения. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный N 114102379, предложивший цену контракта 9 280 742,72 руб. (снижение составило 44%).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ 10 мая 2023 года между Заказчиком и Обществом заключен контракт N N97/1775-ОЭЗ/23 на проведение капитального ремонт по замене оконных блоков в административном здании по ул. Ленина, 1а в г. Иркутске (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту по замене оконных блоков в административном здании по ул. Ленина, 1а в г. Иркутске (далее - Работы), в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 3.1 Контракта предусмотрено, что Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: с момента заключения контракта до 31 августа 2023 года.
Пунктом 5.4.1 Контракта предусмотрено, что подрядчик исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также обязан своевременно и надлежащим образом выполнить Работы в соответствии с условиями Контракта и представить Заказчику документы (информацию), указанные в пункте 4.3 Контракта.
Как следует из представленных документов и пояснений Заказчика, Общество не приступило к выполнению работ по Контракту.
14.07.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо с просьбой представить график выполнения работ по контракту с указанием даты выполнения работ по замене окон и номера кабинета в срок не позднее 21.07.2023 г.
28.07.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено повторное письмо с просьбой представить график выполнения работ по контракту с указанием даты выполнения работ по замене окон и номера кабинета в срок не позднее 04.08.2023 г.
08.08.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено повторное письмо с просьбой представить график выполнения работ по контракту с указанием даты выполнения работ по замене окон и номера кабинета.
Ответов на указанные письма от Общества не поступало.
11.08.2023 Заказчиком получен запрос от Общества о согласовании подлежащих замене оконных блоков (месте их расположения).
24.08.2023 Заказчиком согласованы подлежащие замене оконные блоки (месте их расположения) и повторно истребован график выполнения работ.
28.08.2023 Обществом направлен запрос заказчику о замене алюминиевого профиля КПТ70 на КПТ71 для оконных конструкций и КПТ 74 для дверных конструкций.
28.08.2023 Обществом направлен в адрес Заказчика график выполнения работ.
11.09.2023 Заказчиком согласован алюминиевый профиль СТ-71, цвет внутри снаружи RAL8011, цвет внутренний RAL9016.
12.10.2023 Заказчиком направлено в адрес Общества уведомление о расторжении контракта в связи с нарушением Обществом договоренности о предоставлении в адрес заказчика информации о ходе выполнения работ.
19.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, по состоянию на 19.10.2023 Общество не выполнило работы, предусмотренные контрактом, не приступило к выполнению работ.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 9.8 Контракта предусмотрено, что Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта сформировано Заказчиком в ЕИС 20 октября 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "О2" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 31 октября 2023 года.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "О2" проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Из пояснений общества следует, что во исполнение условий контракта представителем общества определены места замены оконных блоков и произведены замеры в количестве 142 блока. В результате проверки данных выявлено, что сметной документацией предусмотрена замена 135 блоков, о чем направлен запрос Заказчику на согласование мест замены блоков. Указанное согласование получено только 24.08.2023 г. Таким образом, длительное согласование Заказчиком данного условия повлекло затягивание сроков исполнения контракта.
Согласно п. 1.1 Технического задания (Приложение 1 к Контракту) Подрядчику необходимо уточнить размеры оконных блоков по месту до начала проведения работ.
Из устных пояснений представителя Общества и Заказчика следует, что замеры оконных блоков были произведены в мае 2023 г., т.е. непосредственно сразу после заключения контракта. Таким образом, заказчик предоставил доступ в здание и обеспечил участие своего представителя в производстве замеров еще в мае 2023 г. Запрос на согласование мест расположения оконных блоков, подлежащих замене, поступил в адрес заказчика только 11.08.2023, таким образом в период времени с 10.05.2023 по 11.08.2023 г., т.е. на протяжении 93 дней, Обществом не было предпринято ни одного действия в целях выполнения работ, предусмотренных контрактом. После поступления соответствующего запроса Заказчиком были согласованы места расположения оконных блоков в течение 13 календарных дней. При условии общего срока исполнения контракта в 113 дней (с 10.05.2023 г. по 31.08.2023 г.). Таким образом, комиссий установлено, что запрос от Общества о выявленных разночтениях в количестве оконных блоков поступил заказчику за 20 дней до истечения срока выполнения работ, при условии бездействия Общества на протяжении 93 дней (82% времени отведенного на исполнение контракта).
Согласно условиям контракта:
5.1. 3 Заказчик вправе запрашивать у Подрядчика информацию о ходе выполняемых Работ по Контракту.
5.2.9 Заказчик обязан: Обеспечить контроль за исполнением Контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения.
В обеспечение указанных положений контракта в период времени с 10.05.2023 г. по 11.08.2023 г. заказчиком неоднократно направлялись запросы (14.07.2023, 28.07.2023, 08.08.2023) в адрес общество о необходимости представить график выполнения работ по контракту с указанием даты выполнения работ. Однако ответов на указанные письма Обществом не представлено.
Из устных пояснений представителя Общества в указанный период времени Общество направляло многочисленные письма в адрес Заказчика, однако ни одного из писем на обозрение комиссии не представлено, Комиссией самостоятельно не добыто.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Федеральный закон N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позволяют продлевать сроки рассмотрения таких обращений.
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных документов и информации.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России принимает решение на основании представленных сторонами документов, подтверждающих обоснованность их доводов. Обществом никаких документов, подтверждающих наличие какой-либо переписки с заказчиком до 11.08.2023 не представлено.
Из пояснений общества следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не направлено Обществу.
Однако согласно положения ст. 95 Федерального закона N44 Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). В ходе рассмотрения обращения комиссией установлено, что решение о расторжении контракта сформировано Заказчиком в ЕИС 20 октября 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "О2" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке. Таким образом, нарушений Заказчиком процедуры расторжения Контракта не установлено.
Из пояснений общества следует, что к увеличению сроков выполнения работ по контракту привели действия Заказчика по длительному согласованию всех необходимых условий контракта.
Комиссией исследованы положения контракта, и установлено, что Контрактом не предусмотрено никаких условий, необходимых к соблюдению для того, чтобы Подрядчик мог приступить к выполнению контракта, за исключением необходимости Подрядчиком уточнить размеры оконных блоков по месту до начала проведения работ. Т.е. договором предусмотрена обязанность именно Подрядчика предпринять определенные действия перед началом выполнения работ. Иных обязанностей (провести какие-либо согласования, предоставить материалы, документы или иное) для Заказчика контрактом не установлено. В ходе заседания комиссии установлено, что Заказчик обеспечил возможность произвести замеры (а именно предоставил доступ в здание и участие своего представителя). Таким образом, указанный довод Общества признается необоснованным.
Из пояснений общества следует, что контрактом предусмотрено использование профиля КПТ 70 мм, однако после произведения замеров выяснилось, что такой профильной системы нет, не выпускается сейчас (ответы на запросы от ООО "Деметра", ООО "ЛПЗ Сегал", ООО "Новолит" представлены). В результате длительных согласований заказчиком согласован иной профиль только 11.09.2023 г., что привело к нарушению сроков исполнения контракта.
Комиссия, исследовав представленную переписку между сторонами установила, что Обществом направлен запрос заказчику о замене алюминиевого профиля 28.08.2023, ответ о согласовании получен 11.09.2023, таким образом согласование Заказчиком профиля произведено в течение 14 календарных дней и существенного влияние на увеличение сроков исполнения контракта не оказало.
Согласно письму ООО ТК "АлСтрой" от 05.06.2023 срок производства архитектурно-строительных профилей Завод "КраМЗ" составляет 2-3 месяца, Завод ЛПЗ - 1,5-2 месяца.
Обществом представлено платежное поручение N681 от 12.09.2023 г. на сумму 1 500 000 руб. (получатель ООО "СОТ", примечание за ал. профиль).
Изучив указанные документы, Комиссия отмечает следующее:
- Из представленного платежного поручения не представляется возможным идентифицировать профиль и установить надлежащим образом, что данный профиль закуплен Обществом с целью исполнения обязательств по настоящему контракту, а именно установить, качественные, количественные характеристики и их соответствие условиям контракта;
- профиль приобретен у ООО "СОТ", при этом на обозрение комиссии представлены письма о невозможности изготовления необходимого профиля фирмами ООО "Деметра", ООО "ЛПЗ Сегал", ООО "Новолит" и письмо о сроках изготовления профиля от ООО "СОТ", таким образом, установить, когда и какой профиль будет получен Обществом и когда профиль будет доставлен на объект производства работ по контракту не представляется возможным;
- оплата профиля Обществом произведена уже после истечения сроков выполнения работ по контракту;
- запрос заказчику о замене алюминиевого профиля направлено Обществом за 3 календарных для до окончания срока, отведенного контрактом для выполнения соответствующих работ.
Согласно пояснениям представителя Общества, в ходе участия в указанной закупки Обществом был направлен запрос Заказчику о разъяснении информации об использовании данного профиля.
Комиссией исследован раздел "Разъяснения положений извещения о проведении закупки" для закупки N0134200000123001775 "Капитальный ремонт по замене оконных блоков в административном здании по ул. Ленина, 1а в г. Иркутске" на официальном сайте Единой информационной системы https://zakupki.gov.ru/. Согласно данному разделу на закупку поступило 4 запроса.
Рассмотрев запрос N 100789489 на капитальный ремонт по замене оконных блоков в административном здании по ул. Ленина, 1а в г. Иркутске (реестровый номер закупки N 3429-ЭА/23, номер на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок N 0134200000123001775), министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, на основании письма заказчика, разъясняет следующее:
Запрос: Согласно, технического задания, для изготовления окон, требуется алюминиевый профиль КПТ 70. По официальным данным с завода, данная серия снята с производства. Возможно ли произвести замену профиля на КПТ 74? Монтажная ширина данного профиля 74 мм, что является более улучшенной характеристикой, чем заявленный.
Разъяснения: Указанные характеристики алюминиевого профиля КПТ 70 в электронных документах извещения удовлетворяют потребности Заказчика.
Рассмотрев запрос N 100790284 на капитальный ремонт по замене оконных блоков в административном здании по ул. Ленина, 1а в г. Иркутске (реестровый номер закупки N 3429-ЭА/23, номер на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок N 0134200000123001775), министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, на основании письма заказчика, разъясняет следующее:
Запрос: Уважаемый заказчик! Серию КПТ 70 завод снял с производства, её не выпускают. Теперь у завода только КПТ 71 и КПТ 74. Какую серию возможно применить для выполнения заказа?
Разъяснения: Указанные характеристики алюминиевого профиля КПТ 70 в электронных документах извещения удовлетворяют потребности Заказчика. Проведя анализ рынка по средствам информационно - коммуникационной сети (интернет) были найдены производители данного профиля такие как: Группа Компаний "МеталлЭнергоХолдинг", Завод пластиковых окон "Деметра" и другие. Следовательно, не имеет смысла вносить изменения в аукционную документацию.
Содержательные ответы об отсутствии необходимого профиля от нескольких поставщиков (ООО "Деметра", ООО "ЛПЗ Сегал", ООО "Новолит") не свидетельствует о безусловной невозможности исполнения обязательств по контракту. Вместе с тем, заказчик в разъяснениях указывал на наличие необходимого профиля у поставщика ООО "МеталлЭнергоХолдинг", доказательств обратного сторонами не представлено, запросы в ООО "МеталлЭнергоХолдинг" Обществом не осуществлялись.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу о том, что Общество заведомо знало о факте снятия с производства профиля, указанного в характеристиках материалов, которые необходимо было использовать для производства работ, знало об отказе Заказчика внести извещение в извещение о закупке, однако вопреки этому приняло участие в закупки, произвело снижение цены более чем на 40%, после чего заключило указанный контракт, но переговоры относительно замены материалов были инициированы Обществом за 3 дня до истечения срока выполнения работ по контракту, спустя 3 месяца после его заключения. Комиссией также учитывается представленная информация о сроках изготовления указанных профилей (минимум 1,5 месяца), что также должно было учитываться Обществом при заключении контракта и оценки возможности Обществом исполнить все условия контракта, в том числе и характеристики материалов, используемых при выполнении работ, и сроки, установленные контрактом. Таким образом на момент истечения сроков исполнения контракта Обществом не предпринято никаких мер для исполнения контракта, что свидетельствует о недобросовестности данного участника закупки.
Участник закупки самостоятельно принимает решение участвовать в закупочных процедурах в соответствии с требованиями Федерального закона N44 на условиях, предложенных заказчиком, а потому, ознакомившись с документацией и проектом Договора, он должен осознавать все последствия его неисполнения.
В соответствии с частью 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
Таким образом, соответствующие требования к материалам были внесены в проект контракта и указаны в Извещении.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ООО "О2" несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика и Участника закупки, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Обществом выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "О2" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "О2" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ООО "О2", при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "О2" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "О2" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "О2", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "О2" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Проанализировав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принятии решения о направлении обращения в Иркутское УФАС России о включении сведений в отношении ООО "О2" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "О2" (630008, Новосибирская обл., город Новосибирск г.о., Новосибирск г., Новосибирск г., Сакко и Ванцетти ул., д. 77, офис 604, ИНН: 5405069948), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа и учредителе ООО " О2" (****, ИНН: 421703121653) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
3. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 10 ноября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023