Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Гурского Ю.А. на действия Заказчика ГБУ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ Г. САРАТОВА" при проведении электронного аукциона N 0360200010523000009 "Монтаж системы автоматической пожарной сигнализации по адресу: г. Саратов, ул. Зенитная, д. 14",
УСТАНОВИЛА:
01.11.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Гурского Ю.А. на действия Заказчика ГБУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ Г. САРАТОВА" при проведении электронного аукциона N 0360200010523000009 "Монтаж системы автоматической пожарной сигнализации по адресу: г. Саратов, ул. Зенитная, д. 14" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что описание объекта закупки, составленное Заказчиком, не соответствует нормам статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель и его представитель, присутствующие при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
22.09.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ГБУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ Г. САРАТОВА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 495 645,74 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно извещению, объектом закупки является монтаж системы автоматической пожарной сигнализации.
В приложении N1 к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены характеристики применяемых материалов и оборудования для прибора приемно-контрольный и управления охранно-пожарный адресный Рубеж-МК1: "Наличие сертификата соответствия ТР ЕАЭС 043/2017 как прибора приемно-контрольного и управления охранно-пожарного: да".
Согласно доводам жалобы, данное требование Заказчика неправомерно, так как Технический регламент ЕАЭС 043/2017 содержит помимо наименований товара "прибор", так же наименование товара "устройство". Установление Заказчиком требований о предоставлении сертификата исключительно на прибор ограничивает возможность поставки оборудования.
Согласно п.29 перечня средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, установленного Техническим регламентом Евразийского экономического союза 043/2017 "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения", к техническим средствам, функционирующим в составе систем пожарной автоматики (систем пожарной сигнализации, систем передачи извещений о пожаре, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) относятся приборы приемно-контрольные и управления пожарные и прочие устройства, предназначенные для расширения функциональных возможностей прибора.
Согласно пояснению Заказчика, Заказчику к поставке требуется именно прибор, а не вспомогательное устройство, расширяющие функции основного, в связи с этим установлено вышеизложенное требование.
С данным объяснением нельзя согласиться в связи со следующим.
Нормативно-правовыми актами не регламентировано, какое именно название товара включается в сертификат соответствия ТР ЕАЭС 043/2017. Таким образом, сертификат может быть выдан на устройство, средство, прибор и т.п.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в описании объекта закупки установлены необоснованные характеристики товара.
В приложении N1 к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены характеристики для огнестойкой кабельной линии ОКЛ-ПР ЦСБ:
"Полиимидная пленка в составе: да.
Время огнестойкости: не менее 29 мин.".
Также согласно доводу жалобы, Заказчиком не предусмотрены в описании объекта закупки крепежи для трубы ПНД 20 мм., необходимые для крепления.
Согласно пояснениям Заказчика, решение о применении кабельной продукции входит в зону ответственности компетентных специалистов, Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещен проект, разработанный для Заказчика и являющийся частью извещения. Комплект ОКЛ предусматривает весь необходимый крепеж и аксессуары для монтажа в соответствии с инструкцией по монтажу производителя. Нормативно-технической документацией установлена нижняя граница условий, выполняющих требования пожарной безопасности на объекте. Проектом предусмотрено решение, выполняющее все требования нормативно-технической документации, наличие полиимидной пленки в составе является улучшающим характеристики элементом.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является оказание услуг по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации, а не ее изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком не установлены технические характеристики для оборудования, применяемого в системе автоматической пожарной сигнализации, что ограничивает возможность участников закупки в использовании оборудования другого товарного знака.
Заявителем не представлено доказательств невозможности поставки и монтажа оборудования другого товарного знака, характеристики оборудования установлены Заказчиком в описании объекта закупки. Данный довод был рассмотрен Саратовским УФАС России в жалобе Заявителя по указанной закупке на редакцию извещения от 28.09.2023 (Решение Саратовского УФАС России от 13.10.2023 N064/06/33-1340/2023).
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлен в п.8 описания объекта закупки извещатель пожарный дымовой адресно-аналоговый ИП 212-64-R3 W1.02, тогда как на сайте производителя "Рубеж" извещатель с винтовым контактом под экранированный кабель должен обозначаться маркировкой ИП 212-64- R3 W1.03.
Согласно пояснениям Заказчика, применение экранированного кабеля в проекте не обязывает исполнителя принять специализированное оборудование с клеммами (контактами) для соединения экрана кабеля, проектом подключения к адресным устройствам не предусматривалось. Защита от помех и наводок предусматривается для кабельных линий. Данные клеммы необходимы для монтажа. Согласно п.2.1.21 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке. Что является расходным материалом и учитывается монтажной организацией перед началом работ.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в приложении к извещению "проект АПС" указано на использование в построении системы ИВЭПР RS-R3, как самостоятельной единицы, тогда как в локально-сметном расчете системе данный прибор отсутствует.
Согласно пояснениям Заказчика, ИВЭПР RS-R3 описан проектом в составе описания алгоритма работы системы пожарной сигнализации, что необходимо при производстве пуско-наладочных работ. Из готового устройства выделить электронные компоненты для описания отдельной позицией в локально-сметном расчете не представляется возможным.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Гурского Ю.А. на действия Заказчика ГБУ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ Г. САРАТОВА" при проведении электронного аукциона N 0360200010523000009 "Монтаж системы автоматической пожарной сигнализации по адресу: г. Саратов, ул. Зенитная, д. 14" обоснованной в части требования о наличии сертификата на приемно-контрольный прибор.
2. Признать в действиях Заказчика ГБУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ Г. САРАТОВА" нарушение
п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В связи с тем, что материалы по нарушениям переданы на основании решения от 13.10.2023 по делу N064/06/33-1340/2023, соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 9 ноября 2023 г. N 064/06/33-1447/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023