Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ---------- - заместитель руководителя Мордовского УФАС России;
члены комиссии:
----------- - старший государственный инспектор отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
---------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в присутствии представителей:
государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" - ---------, действующей на основании доверенности N 23/23 от 02.02.2023 года, со сроком действия до 31.12.2023 года; -------------, действующего на основании приказа Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия N 221 от 01.09.2023 года;
директора государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ---------, действующего на основании приказа Министерства финансов Республики Мордовия N 43-л от 22.04.2022 года;
акционерного общества "Дирекция строящихся объектов" - -----------, действующей на основании доверенности б/н от 10.10.2023 года, со сроком действия 1 (один) год, участвующая в заседании комиссии 07.11.2023 года; -------------------, действующего на основании доверенности б/н от 26.09.2023 года со сроком действия 1 (один) год, участвующего в заседании комиссии посредством видео-конференсвязи,
рассмотрев 08 ноября 2023 года обращение государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении акционерного общества "Дирекция строящихся объектов", генерального директора акционерного общества "Дирекция строящихся объектов" ---------- в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1078 от 30.06.2021 г. "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 31 октября 2023 года (вх.N5491-ЭП/23 от 01.11.2023 года) посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступило обращение государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" (далее - Заказчик, ГКУ "Управление капитального строительства Республики Мордовия") о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении акционерного общества "Дирекция строящихся объектов" (далее - АО "Дирекция строящихся объектов", АО "ДСО", Общество) (ИНН: -----; КПП: --------; ОГРН: ------) адрес (место нахождения юридического лица): ---------, генерального директора АО "ДСО" -----(ИНН: -------) в связи с уклонением АО "ДСО" от заключения контракта по результатам электронного аукциона N 0809500000323003544 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства в сфере образования "Новый корпус на 165 мест в МБОУ "Белозерьевская СОШ" Ромодановского муниципального района" (далее - Аукцион).
Мордовское УФАС России, изучив обращение от 31 октября 2023 года (вх.N5491-ЭП/23 от 01.11.2023 года) о включении сведений в отношении АО "ДСО", генерального директора АО "ДСО" в реестр недобросовестных поставщиков, приняло его для дальнейшего рассмотрения.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр АО "ДСО", генерального директора АО "ДСО" ------ письмом от 01 ноября 2023 года N ДМ/4349/23 назначено на 07 ноября 2023 года на 16 часов 00 минут.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - АО "ДСО" и его генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-714/2023, а также возможности использования систем видео-конференцсвязи (номер реестровой записи: 202300109157000628).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв, заседание Комиссии продолжилось в прежнем составе в 16 часов 30 минут 08 ноября 2023 года.
В результате осуществления проверки факта уклонения АО "ДСО" от заключения контракта по результатам проведения Аукциона и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
10.10.2023 17:24 (МСК) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) по заявке Заказчика размещено извещение N 0809500000323003544 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 340 062 360 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 18.10.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 18.10.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 20.10.2023.
Код бюджетной классификации Российской Федерации: 8040702027E152392414.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Образование" (федеральный проект "Современная школа").
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.10.2023 года N 1798-ЭА-23/ВР по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 18.10.2023 поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 1986210, 1984946, признанные соответствующими требованиям об осуществлении закупки. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1, предложившего цену контракта 340 062 360,00 руб. (триста сорок миллионов шестьдесят две тысячи триста шестьдесят рублей ноль копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства Республики Мордовия" во исполнение требований части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проект контракта в единой информационной системе и на электронной площадке размещен 23.10.2023 10:42 (МСК). Следовательно, АО "ДСО", руководствуясь положениями части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, надлежало в срок до 23:59 30.10.2023 года разместить подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта, либо протокол разногласий, либо отказ от заключения контракта.
Однако АО "ДСО" в регламентированный срок - до 23:59 30.10.2023 года не совершены действия, указанные в части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу частей 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Из протокола о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 31.10.2023 года следует, что 23.10.2023 года в реестре независимы гарантий размещена независимая гарантия АО "Альфа-Банк" номер ----- от 23.10.2023 года (реестровая запись N ------), выданная качестве обеспечения исполнения контракта. Однако в нарушении требований пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе АО "ДСО" не подписало усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и не разместило одновременно на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта в течении пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта.
Учитывая изложенное, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в связи с невыполнением в установленные сроки АО "ДСО" требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, на основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе АО "ДСО" правомерно признано Заказчиком, уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 31.10.2023 NППУ20_1, размещен на сайте Единой информационной системе - 31.10.2023 14:33 (МСК)).
Участвующие в заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика настаивали на включении сведений в отношении АО "ДСО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
На основании части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе вышеуказанная информация направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок - 31.10.2023 года.
Участвующий в заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель АО "ДСО" пояснил, что АО "ДСО" не намеревалось уклоняться от заключения контракта по результатам Аукциона ввиду следующего.
В ходе заседания Комиссии Мордовского УФАС России представитель АО "ДСО" сообщил, что в целях подписания государственного контракта Обществом 23.10.2023 года была получена независимая гарантия N ----- АО "Альфа-Банк". При этом проект государственного контракта не был подписан АО "ДСО" в установленный законом срок в связи с приостановкой заключения контракта по требованию контролирующего органа, так как в ФАС России рассматривалась жалоба ООО "----" (реестровый номер жалоба: -----).
В подтверждение своей позиции представитель АО "ДСО" ссылается на позицию, отраженную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.08.2020 года N 309-ЭС20-10797 по делу N А60-37585/2019.
Между тем, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе (в редакции Закона о контрактной системе, действовавшей с 01.01.2022 года) контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. При проведении электронных процедур такое приостановление (в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется контрольным органом в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок при размещении информации в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Кроме того, представитель АО "ДСО" сообщил, что 07.11.2023 года Обществом посредством электронной почты в адрес Заказчика gosuks@e-mordovia.ru направлен подписанный со стороны АО "ДСО" экземпляр контракта с приложениями. 08.11.2023 года подлинный экземпляр контракта, подписанный со стороны АО "ДСО" также был направлен по Почте России.
Между тем Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что по результатам Аукциона подписание контракта возможно исключительно с использованием функционала ЕИС (статья 51 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, представитель АО "ДСО" сообщил, что в настоящее время Общество является исполнителем/подрядчиком/поставщиком по контрактам для федеральных нужд на общую сумму более 7 млрд.рублей, включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может негативно сказаться на его деятельности (реестр контрактов представлен в материалы дела).
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных АО "ДСО" возражений, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках). Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 года), разъяснено, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом "б" части 14 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Принимая во внимание сведения о получении независимой гарантии, имеющиеся в материалах дела, пояснения представителя АО "ДСО", а также основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает возможным не включать сведения об АО "ДСО", генеральном директоре АО "ДСО" ------- в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки закупки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупок согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В извещении о проведении Аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при выполнении работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, предъявляется требование о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Как отмечалось ранее, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 19.10.2023 года N 1798-ЭА-23/ВР по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 18.10.2023 поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 1986210 (АО "-----"); 1984946 (ООО "-----").
Согласно дополнительным сведениям участниками закупки в качестве подтверждения опыта выполнения работ в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению N 2571 были приложены следующие документы:
1) государственный контракт N ----- от 29.12.2015 года на оказание услуг по осуществлению функций Технического заказчика (в том числе строительного контроля и авторского надзора) с выполнением строительно-монтажных работ и поставки оборудования по объекту: "Реконструкция научно-производственной базы и строительство корпуса для размещения клинико-токсикологического центра химической безопасности Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства" (г. Санкт-Петербург)", заключенный между федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства" и федеральным государственным унитарным предприятием "Дирекция строящихся объектов" на сумму 985 100 000 рублей (реестровый номер контракта: -----);
2) договор генерального подряда N 3-С21 от 01.09.2021 года, заключенный между ООО "----" и ООО "-----" на выполнение работ на объекте среднего общего образования на 400 мест, по адресу: Кингисеппский район, г. Ивангород, ул. Пасторова, д. 10, включая разработку проектной документации, подготовку рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ, поставку необходимых материалов, изделий, выполнение иных действий Генерального подрядчика, необходимых для выполнения работ по договору на сумму 355 818 915, 88 рублей (далее - Договор генерального подряда N ----- от 01.09.2021 года)
В ходе подготовки дела к заседанию комиссии Мордовским УФАС России 03.11.2023 года в адрес муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "---" (далее - МБОУ "----"), общества с ограниченной ответственностью "----" посредством электронной почты были направлены запросы (исх.NNДМ/4387/23, ДМ/4404/23) о подтверждении факта выполнения работ в соответствии с Договором генерального подряда N ---- от 01.09.2021 года.
03.11.2023 года (вх.N5562-ЭП/23) в адрес Мордовского УФАС России от МБОУ "----" поступил ответ, согласно которому работы в соответствии с Договором генерального подряда N --- от 01.09.2021 года не проводились.
Вместе с тем, представителем Уполномоченного учреждения на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представлено письмо МКУ "----" МО "Кингисеппский район" Ленинградской области от 25.10.2023 года N 372/ТЕ, из содержания которого следует, что согласно результатам обследования, капитальный ремонт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ивангородская основная общеобразовательная школа N 2" с момента постройки, в 1963 году, не проводился.
Кроме того, представитель Уполномоченного учреждения сообщил, что указанную в письме МКУ "-----" МО "Кингисеппский район" Ленинградской области от 25.10.2023 года N 372/ТЕ информацию направил в адрес Заказчика письмом от 07.11.2023 года N 437-РМ/24.
Участвующий в заседании Комиссии Мордовского УФАС России исполняющий обязанности начальника ГКУ "Управление капитального строительства Республики Мордовия" ------ подтвердил получение данной информации в адрес Заказчика.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 2, пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства Республики Мордовия" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении акционерного общества "Дирекция строящихся объектов" (ИНН: ----; КПП: ----; ОГРН: ----) адрес (место нахождения юридического лица): -----, генерального директора АО "ДСО" ------ (ИНН: -----) в связи с уклонением АО "ДСО" от заключения контракта по результатам электронного аукциона N 0809500000323003544 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства в сфере образования "Новый корпус на 165 мест в МБОУ "Белозерьевская СОШ" Ромодановского муниципального района", в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
5. Передать материалы дела в правоохранительные органы для проведения проверочных мероприятий в рамках наделенных полномочий.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражном суде в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 8 ноября 2023 г. N 013/06/104-714/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023