Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- и. о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
рассмотрев материалы ФГБОУ ВО "Кировский государственный медицинский университет" о включении сведений об ИП. (далее - Победитель, ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
07.11.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы ФГБОУ ВО "Кировский государственный медицинский университет" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по стирке и обработке белья (извещение N 0340100010923000119).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 13.11.2023 г., откладывалось на 14.11.2023 г., стороны уведомлены надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что Победителем электронного аукциона - ИП в регламентированный срок не был подписан проект контракта. Информация и документы о причинах невозможности подписания контракта в силу непредвиденных обстоятельств Заказчику от участника не поступали. Необоснованный срыв участником сроков заключения контракта повлиял на ожидания Заказчика в части оперативного заключения контракта, на основании вышеизложенного просит включить сведения об ИП в реестр недобросовестных поставщиков. Направлено ходатайство с просьбой рассмотреть материалы в отсутствии представителя.
ИП письменно сообщил, что уклонился от заключения контракта в связи с тем, что в период подписания контракта арендодатель помещения, в котором выполняются работы, уведомил ИП о намерении продать помещение и решил с 1 января 2024 года расторгнуть договор (представлено уведомление о расторжении договора аренды в одностороннем порядке от 27.10.2023 г.). ИП начал поиск нового помещения, но в связи с тем, что подходящих помещений мало, поиск до сих пор ни к чему не привел. Просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
В результате осуществления проверки факта уклонения ИП от заключения контракта установлено следующее:
16.10.2023 г. Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0340100010923000119 на оказание услуг по стирке и обработке белья. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 420 400,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 26.10.2023 NИЭА1, Победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N 115164254 (ИП), с ценовым предложением 490 038,00 руб. (снижение на 65,5 %).
В соответствии с п. 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
27.10.2023 года Заказчиком размещен проект контракта без своей подписи и направлен Победителю электронного аукциона на подписание.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий. При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи).
Согласно п.п. а) п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Учитывая, что в регламентированный срок (не позднее 03.11.2023 23:59) проект контракта не был подписан, от площадки получено "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта", в связи с чем 07.11.2023 16:06 Заказчик признал ИП уклонившимся от подписания контракта.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России - 07.11.2023 г.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет ИП, принявший решение об участии в закупке.
Значительное снижение цены контракта (на 65,5 % от НМЦК) могло привести к умышленному не подписанию контракта.
Представленное в материалах Победителем Уведомление о расторжении договора аренды в одностороннем порядке от 27.10.2023 г. не может быть расценено как подтверждение добросовестности участника, так как без представления договора аренды помещения нельзя установить местонахождение выполнения работ Победителем, нельзя утверждать, что данное помещение не арендуется Победителем для других целей.
Заявленные ИП пояснения о поиске нового помещения не подкреплены документально, в связи с чем невозможно их расцениваться как действие, подтверждающее намерение Победителя заключить контракт.
Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП не представил документы и сведения, позволяющие сделать вывод о его намерении заключить контракт на условиях, предусмотренных извещением, а также объективные причины, по которым контракт не заключен в установленный законом срок.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ИП несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
С учетом изложенного, ИП на стадии заключения контракта не предпринял меры, направленные на подписание проекта контракта, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли данного лица в части заключения контракта, и, следовательно, добросовестного исполнения обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения участником закупки добросовестного исполнения обязательств, принятых на себя в рамках контрактной системы.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Согласно пп. б) п. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
ИП явку представителя не обеспечил, не предоставил сведений, подтверждающих отсутствие умысла на уклонение от заключения контракта, а также иных документов, подтверждающих его добросовестность.
Таким образом, подтвержден факт недобросовестного поведения участника закупки, выразившийся в неисполнении требований извещения об электронном аукционе и Закона о контрактной системе о подписании контракта, что, по мнению Комиссии Кировского УФАС России, является основанием для включения сведений об ИП Сандалова Е.А. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ИП.:
1) наименование: ИП;
2) ИКЗ: 231434601015143450100100170019601244.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 14 ноября 2023 г. N РНП 043/10/104-1179/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023