Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический диагностический центр" (далее - БУЗОО "КДЦ", заказчик) обращение о включении информации в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) об индивидуальном предпринимателе Ахметове Иване Фаритовиче (далее также ИП Ахметов И.Ф., предприниматель, победитель) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения казенным учреждением Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения Омской области" (уполномоченное учреждение) аукциона в электронной форме на поставку реагентов для автоматического коагулометра Sysmex CS 5100 (Реестровый номер 232715)" (извещение 0852500000123002585) (далее - аукцион, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - Колотиловой Елены Александровны (доверенность N 7 от 23.12.2022),
заказчика - Макушиной Марии Валерьевны (доверенность N 06-01-09-04 от 06.02.2023), Власова Ивана Владимировича (доверенность N 06-01-09-38 от 22.09.2023),
предпринимателя - Кириллова Василия Сергеевича (доверенность от 01.09.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение (вх. N 10131-ЭП/23 от 24.10.2023) и протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 28.09.20233 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000123002585 о проведении закупки в форме электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 5 669 160 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 20.10.2023.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 20.10.2023 следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 3 участника закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям извещения, участник закупки с идентификационным номером 115146098 (ИП Ахметов И.Ф.) с ценовым предложением 53 857,02 руб. за единицу товара (снижение начальной суммы цен единиц товара составило 33,50 %) признан победителем.
Информация о процедуре заключения контракта заказчика с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
01.11.2023 13:38 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 01.11.2023 |
01.11.2023 13:38 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 01.11.2023 |
01.11.2023 13:38 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 08525000001230025850001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
31.10.2023 20:11 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Проект контракта, подписанный поставщиком" от 31.10.2023 |
24.10.2023 08:54 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 24.10.2023 |
24.10.2023 08:54 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 08525000001230025850001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
24.10.2023 08:54 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 24.10.2023 |
01.11.2023 ИП Ахметов И.Ф. был признан уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчиком на официальном сайте ЕИС и электронной площадке был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
01.11.2023 на основании части 7 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заказчиком был направлен для подписания проект контракта участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей сторон, в результате внеплановых проверок, Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Ахметове Иване Фаритовиче не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС следует, что проект контракта был направлен победителю 24.10.2023 в 08:53 час. (МСК+3).
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки размер обеспечения исполнения контракта составлял 566916 руб.
При этом по результатам проведения электронного аукциона снижение начальной суммы цен единиц товара составило 33,5 %.
Комиссия отмечает, что пунктом 8.2 раздела 8 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта заказчиком неверно установлен размер обеспечения исполнения контракта в соответствии со статьями 96 и 37 Федерального закона о контрактной системе "575 419,74 руб." вместо "850 374 руб.".
На основании частей 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с таким законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурса или аукциона регламентирован статьей 37 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 такого закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 такой статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 данной статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе).
Кроме того, согласно части 5 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса, аукциона информация, предусмотренная частью 3 такой статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 данной статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В данном случае также необходимо учитывать, что электронный аукцион проводился для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.
При этом согласно определению, данному в пункте 8.3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе, под контрактом на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан понимается контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
На основании части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Пунктом 2 части 10 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе установлено, что обоснование, указанное в части 9 данной статьи, представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Таким образом, с момента признания ИП Ахметова И.Ф. победителем аукциона у него возникли фактически три самостоятельные обязанности:
подписать проект контракта,
представить надлежащее обеспечение исполнения контракта (с учетом действия антидемпинговых мер),
обоснование предлагаемой цены единиц товара (в связи с осуществлением закупки товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан).
На обязанность участника закупки предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены единицы товара, сниженной более чем на 25 % (в данном случае на 33,5 %), при закупке товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, дополнительно обращено внимание в письме Минфина России от 16.06.2020 N 24-02-08/51678, что также подтверждается арбитражной практикой (например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.03.2017 N Ф05-1208/2017 по делу N А40-62497/2016, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.03.2022 N Ф10-421/2022 по делу N А83-8514/2021).
Необходимо учитывать, что неисполнение каждой из вышеприведенных обязанностей является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.
Обязательные антидемпинговые меры направлены на соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок и на защиту заказчика в случае искусственного занижения цен при проведении конкурса или аукциона. В противном случае, при непредоставлении документов, предусмотренных статьей 37 Федерального закона о контрактной системе, теряется смысл антидемпинговой нормы.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 такой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 такой статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 такой статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 такой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Материалами дела подтверждено, что в срок, установленный частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, победителем выполнены обязанности по подписанию проекта контракта и предоставлению обеспечения исполнения контракта в повышенном размере в виде независимой гарантии ПАО "Абсолют Банк" от 31.10.2023 N 10697675 на сумму 850374 руб., при этом в обоснование предлагаемой суммы цен единиц товара (с учетом антидемпинговых мер) предоставлены:
- гарантийное письмо поставщика ИП "Service" (исх. N 481 от 25.10.2023),
- договор поставки N 034/2023 от 01.08.2023, заключенный между ИП "Service" в лице Егизбаевой В.К. и ИП Ахметовым И.Ф. на поставку медицинских изделий,
- письмо (исх. N 196 от 23.10.2023) ИП Ахметова И.Ф. без приложения, адресованное поставщику ИП "Service", следующего содержания: "В продолжение наших переговоров по вопросу поставки реагентов сообщаем, что 20.10.2023 по закупке извещение N 0852500000123002585 я признан победителем.
Прошу выставить счет на объем товара согласно приложению и сообщить срок поставки.
Приложение: 1 часть заявки по закупке N 0852500000123002585";
- счет на оплату N 173 от 25.10.2023, выставленный ИП "Service", на основании договора поставки N 034 от 01.08.2023 с указанием товара: "Набор ИННОВАНС Д-димер (INNOVANCE D-Dimer) 300 тестов" в количестве 105 упаковок по цене за единицу товара 45 778 руб. на общую сумму 4 806 690 руб.
Заказчик, осуществив проверку документов, предоставленных предпринимателем в обоснование предлагаемых суммы цен единиц товара, установил их несоответствие части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе:
"Снижение цены было осуществлено на 33.5%, в связи с чем, на основании ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - если аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен единиц товара, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Участником закупки не было предоставлено ни гарантийное письмо от производителя, ни документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки. На основе анализа статьи "иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара" могут толковаться Заказчиком субъективно.
В качестве обоснования предлагаемых сумм цен единиц товара участником представлены следующие документы:
- договор поставки от 01.08.2023 г. N 034, заключенный между ИП Ахметов И.Ф. (ИНН 890203243600) и ИП "Service", в п. 1.2 которого наименование товара, ассортимент, его количество, стоимость согласовываются сторонами на основании выставленных Покупателю счета и универсального передаточного документа;
- гарантийное письмо от 25.10.2023 г. N 481 от ИП "Service", в котором последний гарантирует поставку товара в течении 5 календарных дней с даты получения заявки;
- счет на оплату от 25.10.2023 г. N 173.
Изучив представленные документы Заказчик не находит основания для принятия их в качестве надлежащего обоснования предлагаемых сумм цен единиц товара по следующим основаниям:
- договор поставки от 01.08.2023 г. N 034 не содержит существенных условий договора поставки, предусмотренных пунктом 1 статьи 432 ГК РФ, и из него не следует, какой конкретно товар и по какой цене будет поставляться;
- гарантийное письмо от 25.10.2023 г. N 481 от ИП "Service" представлено лицом, не являющимся производителем товара;
- счет на оплату от 25.10.2023 г. N 173 не подтверждает возможность участника закупки осуществить поставку товара.
Кроме того, на всех представленных документах стоят подписи и печати ИП "Service", выполненные в графическом редакторе (форма подписи и место печати на подписи совпадает на всех документах), что противоречит п. 1 ст. 158 ГК РФ (сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
На основании изложенного, комиссией принято решение о признании предложенной суммы цен единиц товара необоснованной, а также об отказе в заключении контракта с ИП Ахметов И.Ф.".
Информация, размещенная в ЕИС, свидетельствует о том, что протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта был сформирован и размещен заказчиком 01.11.2023 в 13:38 час. (МСК).
В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России 02.11.2023 (исх. N ТШ/6834/23) в адрес предпринимателя направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 06.11.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 09.11.2023 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос предпринимателем были представлены возражения (вх. N 10363-ЭП/23 от 09.11.2023), в том числе следующего содержания:
"Согласно Протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20 1, ИП Ахметов И. Ф. признан уклонившимся от заключения Контракта в связи с нарушением части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе "44-ФЗ".
ИП Ахметов И. Ф. не уклонялся от заключения Контракта, а также считает Протокол признания участника уклонившимся от заключения Контракта незаконным, по следующим основаниям:
В соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе "44-ФЗ" -
Если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены, контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены, контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены, и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
В соответствии с названной статьей, ИП Ахметов И. Ф. при подписании Контракта приложил:
Договор поставки от 01.08.2023 N 034, заключенный между ИП "Service" (Поставщик) и ИП Ахметов И. Ф. (Покупатель);
Запрос от 23.10.2023 N 196 (Заявка);
Гарантийное письмо ИП "Service" от 25.10.2023 N 481;
Счет от 25.10.2023 N 173;
Исходя из толкования части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе "44- ФЗ", Поставщик обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, т.е. документы подтверждающие возможность исполнения обязательств по заявленной Поставщиком цене контракта.
Из представленных документов следует, что у ИП Ахметова И.Ф. и ИП "Service" заключен Договор поставки, в рамках которого подана заявка на поставку Товара Продавцу и получен ответ о возможности поставки Товара (гарантийное письмо), указана цена и сроки поставки. Более того, приложен счет на оплату Товара (ст. 435 ГК РФ Оферта).
На основании вышеизложенного, у Заказчика отсутствуют объективные доказательства невозможности исполнения ИП Ахметовым И. Ф. Контракта по указанной цене.
В подтверждение возможности приобретения Товара, прилагаем выписку со счета ИП Ахметова И. Ф. от 23.10.2023.
Так же прилагаем скан Банковской гарантии, прикрепленной при подписании контракта, в качестве обеспечения исполнения обязательств по Контракту.
Учитывая вышеизложенное, действия Поставщика, направленные на заключение Контракта (Контракт подписан, обеспечение приложено, требования части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе "44-ФЗ" выполнены), просим не включать сведения в отношении ИП Ахметове И Ф. в реестр недобросовестных поставщиков, на основании части 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078".
В подтверждение изложенных в пояснениях фактов приложены копии следующих документов:
- гарантийное письмо поставщика ИП "Service" (исх. N 481 от 25.10.2023),
- договор поставки N 034/2023 от 01.08.2023, заключенный между ИП "Service" в лице Егизбаевой В.К. и ИП Ахметовым И.Ф. на поставку медицинских изделий,
- письмо (исх. N 196 от 23.10.2023) ИП Ахметова И.Ф. без приложения, адресованное поставщику ИП "Service", следующего содержания: "В продолжение наших переговоров по вопросу поставки реагентов сообщаем, что 20.10.2023 по закупке извещение N 0852500000123002585 я признан победителем.
Прошу выставить счет на объем товара согласно приложению и сообщить срок поставки.
Приложение: 1 часть заявки по закупке N 0852500000123002585";
- счет на оплату N 173 от 25.10.2023, выставленный ИП "Service", на основании договора поставки N 034 от 01.08.2023 с указанием товара: "Набор ИННОВАНС Д-димер (INNOVANCE D-Dimer) 300 тестов" в количестве 105 упаковок по цене за единицу товара 45 778 руб. на общую сумму 4 806 690 руб.
Относительно предоставленных ИП Ахметовым И.Ф. документов Комиссия считает необходимым отметить следующее:
1). В части по договора поставки N 034/2023 от 01.08.2023.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Представленный предпринимателем договор поставки N 034 от 01.08.2023 не содержит всех существенных условий договора поставки, в частности условия о товаре: наименование и количество товара (пункт 5 статьи 454, пункт 3 статьи 455 ГК РФ).
Пунктом 1.2 раздела 1 "Предмет договора" договора поставки N 034/2023 от 01.08.2023 дословно предусмотрено: "Наименование, ассортимент, его количество, стоимость согласовываются сторонами на основании выставленных Покупателю счета и универсального передаточного документа, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора", из чего следует, что для подтверждения возможности осуществления поставки товара по предлагаемой предпринимателем сумме единиц товара, им должно быть представлено в совокупности два документа: счет, содержащий информацию о величине платежа и о товаре, подлежащем оплате, и универсальный передаточный документ, фиксирующий передачу груза, с содержанием реквизитов должности лица, получившего груз или уполномоченного на принятие товара от имени покупателя.
Предпринимателем представлен только - счет на оплату N 173 от 25.10.2023, выставленный ИП "Service", на основании договора поставки N 034 от 01.08.2023 с указанием товара: "Набор ИННОВАНС Д-димер (INNOVANCE D-Dimer) 300 тестов" в количестве 105 упаковок по цене за единицу товара 45 778 руб. на общую сумму 4 806 690 руб., который не позволяет произвести расчет в отношении требуемых заказчику количества наборов реагентов для автоматического коагуломера Sysmex CS 5100).
2). В части гарантийного письма ИП "Service" (исх. N 481 от 25.10.2023).
Вопреки требованиям части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе данное гарантийное письмо представлено лицом, не являющимся производителем товара.
На основании анализа совокупности документов, представленных предпринимателем в обоснование предлагаемой суммы цен единиц товара (с учетом антидемпинговых мер), невозможно сделать вывод о том, что у победителя закупки имеется реальная возможность осуществить поставку товара по предложенной им цене. Каких-либо иных документов и расчетов, подтверждающих возможность ИП Ахметовым И.Ф. осуществить поставку товара по предлагаемой им цене единицы товара, предусмотренных частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, при заключении контракта и в адрес Омского УФАС России не представлено.
Комиссия отмечает, что рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому ИП Ахметов И.Ф., принимая решение об участии в закупках, несёт повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Непредставление надлежащих документов и расчетов в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В связи с невыполнением ИП Ахметовым И.Ф. требований, предусмотренных частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, заказчик правомерно признал его уклонившимся от заключения контракта.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом Комиссия не усматривает в действиях (бездействии) предпринимателя недобросовестного поведения, поскольку материалами дела подтверждено, что в регламентированный частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе срок предпринимателем подписан проект контракта и представлено повышенное обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии ПАО "Абсолют Банк" от 31.10.2023 N 10697675 на сумму 850374 руб., а также совершены действия, направленные на предоставление документов в обоснование предлагаемой цены единиц товара.
Установленные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют об отсутствии реального намерения у участника закупки на уклонение от заключения контракта, следовательно, информация об индивидуальном предпринимателе Ахметове Иване Фаритовиче не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об индивидуальном предпринимателе Ахметове Иване Фаритовиче (ИНН 890203243600).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.В. Страхолетова
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 ноября 2023 г. N 055/10/104-1201/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023