Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пневмоприбор" (далее - ООО "Пневмоприбор", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Усть-Ишимская центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - БУЗОО "Усть-Ишимская ЦРБ", заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку кислородного ингалятора (Реестровый номер 2023.066375) (извещение N 0352300002823000037) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 10221-ЭП/23 от 07.11.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 398400 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 09.10.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы четырьмя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 161008 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 115074495 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 59,59 %.
В соответствии с размещенным протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.10.2023 победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "Пневмоприбор").
23.10.2023 Комиссией по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_", победитель) заказчику и его комиссии по осуществлению закупок было выдано Предписание N 055/06/106-1139/2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым надлежало:
- отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.10.2023 и разместить на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информацию об отмене протокола;
- повторно рассмотреть заявки участников закупки с учетом Решения от 23.10.2023 N 055/06/106-1139/2023.
27.10.2023 заказчиком размещено извещение об отмене документа "протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.10.2023".
30.10.2023 заказчиком размещен новый протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки (ООО "Пневмоприбор") была отклонена. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ИП "_").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений заказчика установлено следующее.
Согласно жалобе комиссией по осуществлению закупок неправомерно признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки заявка победителя, содержащая, по мнению заявителя, недостоверные сведения:
- о наличии в комплекте у предлагаемого к поставке товара лицевых масок анестезиологических для взрослых и детей,
- о стране происхождения товара (его комплектующих).
БУЗОО "Усть-Ишимская ЦРБ" были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 10436-ЭП/23 от 10.11.2023), согласно которым победителем аукциона было признано лицо, заявке которого присвоен следующий порядковый номер после пересмотра заявок участников закупки в соответствии с выданным предписанием антимонопольного органа.
Рассматривая настоящую жалобу по существу, Комиссия учитывает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Комиссия отмечает, что жалоба ООО "Пневмоприбор" не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов. Формальное обжалование действий комиссии по осуществлению закупок, являющееся предметом настоящей жалобы, не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителя, заявка на участие в закупке которого была отклонена.
При таких обстоятельствах жалоба общества признается необоснованной.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки выступает поставка кислородного ингалятора.
Характеристики товара были конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
Позицией 5 описания объекта закупки раскрывалось содержание комплекта поставки, в который, в том числе были включены лицевая маска анестезиологическая для взрослых (пункт 5.4), лицевая маска анестезиологическая для детей (пункт 5.5).
Согласно подпунктам "б" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи,
- документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктами "б" и "в" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
В частности, документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, являлась:
"копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного в соответствии с ч. 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с приложениями на всех листах) на предложенный участником в его заявке Товар".
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
В частности, согласно пункту 8 данной нормы при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 10297-ЭП/23 от 08.11.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/6907/23 от 07.11.2023) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, следует, что участником закупки с идентификационным номером заявки 115082651 (ИП "_") к поставке был предложен товар "РИК "СПАС-ЛАЙФ".
В интерактивной части заявки участника закупки страной происхождения товара указана Российская Федерация.
Оценивая правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из следующего.
Комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Таким образом, в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявках участников закупок, заказчику необходимо было осуществить совокупность действий, направленных на такую проверку.
В соответствии с частями 4 и 10 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Правила ведения государственного реестра медицинских изделий).
Согласно подпункту "о" пункта 6 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий реестр содержит электронный образ регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Пунктом 9 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий также предусмотрено, что сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети "Интернет". Сведения, содержащиеся в реестре, обновляются ежедневно с сохранением всех редакций реестра.
Исходя из Правил и формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16.01.2013 N 40-Пр/13, при регистрации медицинских изделий в соответствующем разделе указываются сведения о месте производства медицинских изделий.
При этом понятия "место производства товара" и "страна происхождения товара" не являются идентичными.
Согласно пункту 3 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 года N 49 (далее - Правила), товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:
1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;
2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил.
В пункте 6 Правил перечислены операции, выполнение которых как отдельно, так и в сочетании друг с другом не отвечает критериям определения происхождения товаров, а именно:
- простые сборочные операции или разборка товаров по частям;
- смешивание материалов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученного товара от исходных материалов (компонентов).
Остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить страну происхождения товаров в подавляющем большинстве случаев, содержатся в пункте 14 Правил. В частности, если при производстве товара использовались материалы, происходящие более чем из одной страны, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного товара на условиях EXW*(1).
При этом в пункте 1 "Критерии определения происхождения товаров" раздела I Памятки о правилах определения происхождения товаров при импорте в Евразийский экономический союз, утвержденной Коллегией Евразийской экономической комиссии, указано:
"Если при производстве товара использовались материалы, происходящие более чем из одной страны, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного товара на условиях EXW.
Например, в стране А при производстве товара "смесь сухофруктов" (код товара 0813, стоимостью 100 долларов) используется иностранные материалы "сушеный абрикос" (код товара 0813, стоимостью 60 долларов) (из страны Б) и "сушеный чернослив" (код товара 0813, стоимостью 30 долларов) (из страны В), а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов.
Критерии достаточной переработки в данном случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенного товара "смесь сухофруктов" будет определено по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т.е. страна Б".
Комиссией установлено, что ИП "_" в составе заявки на участие в закупке для целей подтверждения соответствия товара требованиям законодательства Российской Федерации была представлена копия регистрационного удостоверения от 02.10.2023 N РЗН 2021/15261 на медицинское изделие "Редуктор-ингалятор кислородный "СПАС-ЛАЙФ" по ТУ 32.50.21-001-16973727-2017", выданного ООО "НТЦ МЧС".
Место производства медицинского изделия согласно регистрационному удостоверению от 02.10.2023 N РЗН 2021/15261 указано в приложении к нему.
Из приложения к регистрационному удостоверению следует, что местом производства медицинского изделия выступают такие страны, как Россия, Czech Republic.
При этом регистрационное удостоверение содержит приложения на 9 листах с указанием на них медицинского изделия в 9 вариантах исполнения.
В каждом из вариантов пункт 12 состава редуктора-ингалятора закрепляет наличие анестезиологической маски EcoMask Mk.II, производства компании "Intersurgical Ltd.", (Великобритания), РУ N ФСЗ 2009/03551 от 11.05.2011 г. - (при необходимости), не более 6 шт.
Действующей датой регистрации медицинского изделия по регистрационному удостоверению N ФСЗ 2009/03551 согласно сведениям о внесении изменений в документы, содержащимся в регистрационном досье государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), является 08.06.2021.
Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/03551 от 08.06.2021 подтверждает производство медицинского изделия "Устройства и дыхательные системы для наркозно-дыхательных аппаратов, аэрозольной и кислородной терапии" (выдано "Интерсерджикал Лтд.", Великобритания).
Пункт 23 приложения к регистрационному удостоверению N ФСЗ 2009/03551 от 08.06.2021 включает анестезиологические маски, размерами 00, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6: QuadraLite, EcoMask II, ароматизированные/неароматизированные лицевые маски, экономичные.
В свою очередь, место производства для такого медицинского изделия: UK, India, China, Taiwan, USA, Lithuania.
На основании вышеизложенного, с учетом имеющейся в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей) информации Комиссия считает, что указанное ИП "_" в заявке на участие в закупке наименование страны происхождения предложенного товара "Российская Федерация" при условии простой комплектации такого товара готовыми отдельными медицинскими изделиями, произведенными в иных странах, считаться достоверным не может.
Иной подход к рассмотрению заявок участников закупок нивелирует принципы предоставления преференций в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установленным в извещении об осуществлении рассматриваемой закупки.
Кроме того, Комиссия также обращает внимание заказчика на то, что участником закупки с идентификационным номером заявки 115078287 при предложении к поставке аналогичного товара страной происхождения также была указана исключительно Российская Федерация.
Принимая во внимание указанное, Комиссия усматривает в действиях БУЗОО "Усть-Ишимская ЦРБ" при признании заявки победителя соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки нарушение пункта 8 части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пневмоприбор" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Усть-Ишимская центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку кислородного ингалятора (Реестровый номер 2023.066375) (извещение N 0352300002823000037).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Усть-Ишимская центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 8 части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Усть-Ишимская центральная районная больница", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
-------------------------------------------
*(1) Согласно пункту 2 Правил материал - это любое вещество, ингредиент, сырье, часть товара или товар, используемые или потребляемые при производстве товара или физически включенные в товар.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 ноября 2023 г. N 055/06/106-1221/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023