резолютивная часть решения оглашена 09.11.2023,
решение изготовлено 13.11.2023 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 02.11.2023 N 366/23, на основании обращения заказчика ГБСУСОН Брянской области "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (вх. N 7330/23 от 01.11.2023) о включении сведений в отношении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом подрядчика ИП "___.." от исполнения контракта N 0127200000223002130_164118 от 02.05.2023 на капитальный ремонт кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная д. 61,
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя Инспекции: "___.."
Членов Инспекции: "___.."
в присутствии:
"___.." - представителя ИП "___..", действующей на основании доверенности N 1/7 от 07.11.2023,
"___.." - представителя ИП "___..", действующего на основании доверенности N 1/7 от 07.11.2023,
"___.." - представителя заказчика ГБСУСОН Брянской области "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов", действующей на основании приказа о приёме работника на работу N 324-к от 30.11.2016,
в результате рассмотрения обращения заказчика ГБСУСОН Брянской области "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (вх. N 7330/23 от 01.11.2023) о включении/невключении сведений в отношении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом подрядчика ИП "___.." от исполнения контракта N 0127200000223002130_164118 от 02.05.2023 на капитальный ремонт кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная д. 61, заключенного по итогам проведения электронного аукциона за N 0127200000223002130;
установила:
1) 06.04.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведение электронного аукциона на капитальный ремонт кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная д. 61 за N 0127200000223002130.
2) Начальная (максимальная) цена контракта 6 099 071,00 рублей.
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признан ИП "___.." с ценой контракта 4 619 255,04 рублей.
4) 02.05.2023 между заказчиком ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ИП "___.." заключён контракт N 0127200000223002130_164118 от 02.05.2023 на капитальный ремонт кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная д. 61.
В соответствии с п.1.1 контракта заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная, д. 61 (далее - работа), в установленный настоящим Контрактом срок, а Заказчик обязуется обеспечить оплату по настоящему Контракту.
Согласно п. 5.2 контракта 5.2. Календарные сроки выполнения работ: Количество этапов - 1(один этап). Начало работ - следующий день после дня заключения Контракта. Завершение работ - 31 октября 2023года.
5) в период с 06.06.2023 по 31.10.2023 между сторонами ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ИП "___.." осуществлялась переписка в рамках исполнения контракта N 0127200000223002130_164118 от 02.05.2023 на капитальный ремонт кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная д. 61.
6) 06.06.2023 подрядчиком ИП "___.." в адрес заказчика ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" направлено письмо (б/н) о том, что в локально-сметном расчёте выявлены ошибки и неучтённые виды работ. Подрядчик просит заказчика устранить выявленные замечания и сообщить о принятом решении.
7) 07.06.2023 заказчиком направлено письмо (исх. N 326 от 07.06.2023) в адрес МУП "АПБ" г. Брянска (разработчика проектно-сметной документации) о том, что у подрядчика возникла необходимость проведения дополнительных работ, неучтенных в ПСД. Заказчик просит проектировщика рассмотреть замечания, отражённые в письме и дать письменный ответ.
8) 23.06.2023 ИП "___.." в адрес заказчика ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" направлено письмо (б/н) с просьбой согласовать конструктивы кровли - брус, узел устройства стропильной системы, расход профильного листа покрытия кровли.
9) 23.06.2023 заказчиком направлено письмо (исх. N 351 от 23.06.2023) в адрес МУП "АПБ" г. Брянска (разработчика проектно-сметной документации) с просьбой согласовать конструктивы кровли - брус, узел устройства стропильной системы, расход профильного листа покрытия кровли.
10) 26.06.2023 МУП "АПБ" г. Брянска (разработчиком проектно-сметной документации) в адрес заказчика ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" направлено письмо с согласованием бруса, узла устройства стропильной системы, расхода профильного листа покрытия кровли.
11) 19.07.2023 заказчиком в адрес ИП "___.." направлено письмо (исх.N 394 от 19.07.2023) о том, что по состоянию на 19.07.2023 года подрядчиком выполнено около 20 % предусмотренных контрактом работ. Заказчик просит ускорить темпы выполнения работ.
12) 19.07.2023 ИП "___.." в адрес заказчика направлено письмо о том, что 06.06.2023 подрядчик информировал заказчика о наличии неучтённых работ. Кроме того, подрядчик сообщает о необходимости учесть стоимость по использованию автовышки. Подрядчик просит сообщить о принятом решении и сообщает, что до момента поступления ответа работы буду приостановлены до момента согласования.
13) 26.07.2023 заказчиком в адрес подрядчика ИП "___.." направлено письмо (исх. N 408 от 26.07.2023) о том, что в письме от 06.06.2023 заказчик указал только виды неучтённых работ, но не указал их объёмы. Заказчик просит предоставить информацию с указанием видов и объёмов работ, которые выполнены по состоянию на 26.07.2023, указать перечень выявленных неучтённых проектно-сметной документацией работ и перечень необходимых дополнительных работ для внесения изменений в проектно-сметную документацию, а также представить документы, на основании которых на объекте присутствуют представители индивидуального предпринимателя.
14) 25.07.2023 подрядчиком ИП "___.." в адрес заказчика направлено письмо (б/н) о том, что объём выполненных работ на 23.07.2023 составляет 35 % от проектно-сметной документации. Подрядчик просит сообщить о принятом решении о дополнительных работах.
15) 27.07.2023 заказчиком в адрес ИП "___.." направлено письмо (исх. N 407 от 27.07.2023) с указанием на то, что 01.08.2023 в 10:00 подрядчик приглашается на выверку объёмов выполненной работы с последующим составлением акта контрольного обмера фактически выполненной работы.
16) 01.08.2023 заказчиком и подрядчиком составлен акт контрольного обмера фактически выполненной работы. По итогам обмера выявлено, что некоторые виды работ выполнены, некоторые не выполнены, выполнение некоторых видов работ не требуется.
17) 01.08.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (б/н) с предложением изменить конструктив стропильной системы существующих встроенных архитектурных решений.
18) 01.08.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (б/н) о том, что необходимые изменения в проектную документацию и смету заказчиком не внесены. Подрядчик сообщает, что с 01.08.2023 приостанавливает работы до получения от заказчика указаний по факту выявленных несоответствий.
19) 02.08.2023 заказчиком в адрес МУП "АПБ" г. Брянска (разработчика проектно-сметной документации) направлено письмо (исх. N 418 от 02.08.2023) подрядчиком выявлен ряд видов и объемов работ, неучтённых в ПСД - не учтены работы автовышки, выявлен ряд "непонятных" сметных решений, выявлен ряд расхождений в сметной документации значений "наименование работ и затрат" и "количество единиц". Заказчик просит проектировщика дать ответ и направить на объект представителя для устранения выявленных недостатков.
20) 02.08.2023 заказчиком в адрес МУП "АПБ" г. Брянска (разработчика проектно-сметной документации) направлено письмо (исх. N 419 от 02.08.2023), содержащее письмо подрядчика для согласования конструктива капитального ремонта кровли.
21) 04.08.2023 заказчиком в адрес МУП "АПБ" г. Брянска (разработчика проектно-сметной документации) направлено письмо (исх. N 427 от 04.08.2023) с просьбой в срок до 11.08.2023 дать ответ на обращения заказчика N 418, 419 от 02.08.2023 и направить на объект своего представителя.
22) 07.08.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 429) с ответом от МУП "АПБ" г. Брянска по замене кровли.
23) 07.08.2023 заказчиком в адрес МУП "АПБ" г. Брянска (разработчика проектно-сметной документации) направлено письмо (исх. N 430 от 07.08.2023) с просьбой выслать информацию об изменении конструктива мягкой кровли на официальном бланке организации.
24) 17.08.2023 составлен протокол проведения оперативного совещания в присутсвии представителей подрядчика. Принято решение о том, чтобы МУП "АПБ" г. Брянска согласовало изменение конструкции стропильной системы существующих архитектурных форм, а подрядчик возобновил проведение работ по капитальному ремонту.
25) 18.08.2023 заказчиком получено письмо от МУП "АПБ" г. Брянска (разработчика проектно-сметной документации) (исх. б/н от 08.08.2023) о согласовании конструкции стропильной системы существующих архитектурных форм.
26) 18.08.2023 заказчик направил в адрес подрядчика письмо (исх. N 447 от 18.08.2023) с согласованием изменений конструкции кровли.
27) 22.08.2023 заказчик направил письмо подрядчику (исх. N 448 от 22.08.2023) с просьбой сообщить дату возобновления работ.
28) 22.08.2023 подрядчик направил заказчику письмо (б/н) с просьбой направлять всю корреспонденцию по указанным в письме электронным адресам и взаимодействовать по возникающим вопросам с представителем подрядчика.
29) 28.08.2023 заказчик направил в адрес подрядчика письмо (исх. N 458 от 25.08.2023) с просьбой сообщить о дате выполнения работ.
30) 28.08.2023 заказчик направил в адрес подрядчика претензию о невыполнении условий контракта (исх. N 459 от 28.08.2023) с требованием незамедлительно приступить к выполнению работ.
31) 29.08.2023 подрядчик направил в адрес заказчика письмо о том, что представленное 18.08.2023 письмо проектировщика не может повлиять на возобновление работ, поскольку не является проектно-сметной документацией. Подрядчик просит заказчика направить в адрес подрядчика согласованную проектно-сметную документацию и дополнительное соглашение, предусматривающее продление срока выполнения работ на срок согласования ПСД. Также подрядчик сообщает, что не имеет возможности в настоящее время возобновить работы.
32) 01.09.2023 заказчик направил в адрес подрядчика претензию о невыполнении обязательств по контракту (исх. N 464 от 01.09.2023). В претензии заказчик просит приступить к исполнению контракта.
33) 05.09.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (б/н) о том, что требуется внести изменения в ПСД.
34) 07.09.2023 заказчиком в адрес МУП "АПБ" г. Брянска (разработчика проектно-сметной документации) направлено письмо (исх. N 468 от 07.09.2023) с просьбой разъяснить включена ли в проектную стоимость работа специальных механизмов на определённые виды работ.
35) 08.09.2023 заказчиком в адрес МУП "АПБ" г. Брянска (разработчика проектно-сметной документации) направлено письмо (исх. N 472 от 08.09.2023) о том, что 14.09.2023 в 11:00 состоится совещание по вопросу проведения капитального ремонта кровли.
36) 08.09.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх.N 471 от 08.09.2023)) о том, что 14.09.2023 в 11:00 состоится совещание по вопросу проведения капитального ремонта кровли.
37) 07.09.2023 МУП "АПБ" г. Брянска в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 4-384 от 07.09.2023) с информацией о том, что в сметную стоимость вошли все машины и механизмы.
38) 14.09.2023 составлен протокол оперативного совещания, по итогам которого принято решение, что подрядчик гарантирует выполнение работ в срок до 06.10.2023.
39) 21.09.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 483 от 21.09.2023) с просьбой сообщить о сроках завершения работ.
40) 09.10.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо с просьбой внести изменения в ПСД.
41) 13.10.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 549 от 13.10.2023) с просьбой предоставить акты фактически выполненных работ для оплаты.
42) 16.10.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 11 от 16.10.2023) с техническим заключением, подготовленным ООО "ТехСтройЭкспертиза".
43) 18.10.2023 подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0127200000223002130_164118 от 02.05.2023 на капитальный ремонт кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная д. 61. В основу решения об одностороннем отказе положен факт необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию.
Указанное решение сформировано подрядчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 18.10.2023 18:35 (МСК), получено заказчиком 18.10.2023 18:35 (МСК).
44) 23.10.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 602 от 23.10.2023) с просьбой предоставить акты фактически выполненных работ для оплаты.
45) 25.10.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 625 от 26.10.2023) о том, что в представленных приёмочных документах выявлены нарушения.
46) 30.10.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 631 от 30.10.2023) с просьбой предоставить акты фактически выполненных работ для оплаты.
47) 31.10.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (б/н) о том, что для того, чтобы осуществить приёмку не требуется разработка дополнительной сметы с исключением из нее невыполненных работ.
48) 31.10.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия (исх. N 633 от 31.10.2023) об оплате штрафа в связи с неисполнением обязательств по контракту.
49) 31.10.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 638 от 31.10.2023) о том, что дополнительное соглашение N 1 было подписано со стороны заказчика и направлено в адрес подрядчика.
До рассмотрения обращения заказчика по существу, ИП "___.." направлены в адрес Брянского УФАС России письменные пояснения (вх. N 7492-ЭП/23 от 08.11.2023), а также даны пояснения Инспекции Брянского УФАС России, согласно которым, у подрядчика имелись объективные препятствия по своевременному выполнению, а именно: наличие, не предусмотренных имеющейся проектно-сметной документацией, видов и объемов работ; отсутствие оперативного согласования стороной заказчика дополнительных видов и объемов работ, что препятствовало своевременному выполнению работ на объекте. При этом, в материалах дела имеется информация о том, что заказчик не отрицал наличие указанных препятсвий, а также имеется техническое заключение ООО "ТехСтройЭкспертиз" (экспертиза ПСД произведена силами подрядчика) о том, что проектно-сметная документация действительно требует доработки.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
18.10.2023 года подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0127200000223002130_164118 от 02.05.2023 на капитальный ремонт кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная д. 61. В основу решения об одностороннем отказе положен факт необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию.
В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 13.2 контракта определено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, контрактом предусмотрено право подрядчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанное решение сформировано подрядчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 18.10.2023 18:35 (МСК), получено заказчиком 18.10.2023 18:35 (МСК). Решение вступило в законную силу 31.10.2023, 01.11.2023 контракт считается расторгнутым.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к следующему выводу:
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в ст. 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно п. 2 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Решение ИП "___..". об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 31.10.2023 года.
При этом, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что решение подрядчика ИП "___.." об одностороннем отказе от исполнения контракта на момент заседания инспекции в судебном порядке заказчиком не обжалуется.
С момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным Законом.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа стороны от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
На момент рассмотрения обращения о включении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков обязательства сторон по контракту были прекращены, а контракт прекратил свое действие в связи с вступлением в законную силу решения подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о недоказанности заказчиком ГБСУСОН Брянской области "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в рамках заключенного контракта N 0127200000223002130_164118 от 02.05.2023 на капитальный ремонт кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная д. 61, недобросовестного поведения подрядчика.
Данный вывод подтверждается следующим:
02.05.2023 между заказчиком ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и ИП "___.." заключён контракт N 0127200000223002130_164118 от 02.05.2023 на капитальный ремонт кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная д. 61.
В соответствии с п.1.1 контракта заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная, д. 61 (далее - работа), в установленный настоящим Контрактом срок, а Заказчик обязуется обеспечить оплату по настоящему Контракту.
Согласно п. 5.2 контракта 5.2. Календарные сроки выполнения работ: Количество этапов - 1(один этап). Начало работ - следующий день после дня заключения Контракта. Завершение работ - 31 октября 2023года.
Таким образом, победителем проводимой закупки ИП "___.." при подаче заявки выражено согласие на выполнение видов и объемов работ, определенных имеющейся проектной документацией в установленные контрактом сроки.
Однако, согласно имеющихся в материалах дела информации и документов, при выполнении работ ИП "___.." выявлен значительный объем дополнительных, не предусмотренных имеющейся проектной документацией, видов работ, подлежащих выполнению. При этом, представителем ИП "___.." пояснено, что без выполнения дополнительных видов работ, не представляется возможным приступить к работам, определенным проектной документацией.
Подрядчиком ИП "___.." неоднократно направлялись в адрес Заказчика письма о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию в связи с несоответствием фактических объемов работ. Данное обстоятельство подтверждено также протоколами рабочих совещаний о ходе выполнения работ на объекте, согласно которым сторонами подтверждалась необходимость увеличения объемов работ, подлежащих выполнению и последующее их согласование. Кроме того, подрядчиком проведена экспертиза ПСД, по результатам которой выявлены ее недочёты.
Таким образом, значительное увеличение видов и объемов работ, подлежащих выполнению, предусматривало заключения соглашений между сторонами, закупки дополнительных строительных материалов, оборудования и как следствие продление сроков выполнения работ по контракту.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что возникшие и не решенные в ходе исполнения контракта разногласия сторон об объемах работ, подлежащих выполнению, не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении подрядчика ИП "___..", направленном на намеренный срыв исполнения контракта N 0127200000223002130_164118 от 02.05.2023 на капитальный ремонт кровли пристройки к спальному корпусу на 100 мест ГБСУСОН "Жуковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Заречная д. 61.
Кроме того, оценивая приведенные выше действия подрядчика, Брянское УФАС России полагает, что эти действия направлены на действительное урегулирование возникших с заказчиком разногласий относительно внесения изменений в проектную документацию, что, соответственно, свидетельствует о намерении общества сдать результат выполненных работ заказчику.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что в данном случае в качестве добросовестного поведения общества следует рассматривать конструктивное взаимодействие с заказчиком, ведение претензионной работы с заказчиком, относительно внесения изменений в проектную документацию, приостановку работ на объекте до внесения изменений в проектную документацию.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что ч. 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, что и было сделано Управлением в настоящем случае.
Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом необходимо также отметить, что оценка всех фактических обстоятельств дела и поведенческих аспектов сторон в ходе исполнения Контракта отнесена именно к компетенции антимонопольного органа и является его исключительной дискрецией.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений, и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
- заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
- участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Таким образом, по смыслу вышеуказанного положения, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения, а необходимым условием подобного включения является наличие в представленных Заказчиком материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклониться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, определить вину нарушителя, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Инспекции в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.
Таким образом, совокупность документов и сведений, представленных в материалы дела сторонами по контракту, не позволяют Инспекции Брянского УФАС России сделать однозначный вывод о том, что действия ИП "___.." были направлены исключительно на намеренное уклонение общества от выполнения условий заключенного контракта или на несоблюдение его условий.
Кроме того, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по контракту.
Необходимо отметить, что бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено.
По основаниям, изложенным выше, у Инспекции Брянского УФАС России отсутствуют правовые основания для включения сведений в отношении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
Сведения в отношении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть решения оглашена 09.11.2023, текст решения изготовлен 13.11.2023
Руководитель инспекции "___.."
Члены инспекции "___.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 13 ноября 2023 г. N РНП-32-809
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023