Резолютивная часть решения оглашена 14.11.2023
В полном объеме решение изготовлено 17.11.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Инженерные сети-Проект", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения запроса котировок в электронной форме N 0869200000222002739 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации (далее - запрос котировок), в присутствии:
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Абрамовских И.Ю., действующего на основании доверенности N 21 от 29.09.2023,
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Бронского А.В., действующего на основании доверенности N 14 от 31.05.2023,
в отсутствии ООО "Инженерные сети-Проект", надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Инженерные сети-Проект".
Согласно представленным документам 07.06.2022 ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 720 000, 00 рублей.
Согласно сведениям и документам, представленным заказчиком, решением от 23.10.2023 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения подрядчиком обязательств по контракту, в том числе ввиду нарушения сроков выполнения работ, а также непредставления результатов выполненных работ ввиде положительного заключения экспертизы проектно-сметной документации, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Представители общества на заседании Комиссии явку не обеспечили, документы и сведения, запрошенные в уведомлении не представили.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент расторжения контракта), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 10.1 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 23.10.2023 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения исполнителем является 23.10.2023, в связи с чем контракт является расторгнутым 03.11.2023.
Cведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 07.11.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 20.06.2022 заключен контракт N 3-ЗК-ПСД-2022 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается сведениями, размещенными в единой информационной системе.
Предметом контракта является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, объем и порядок выполнения которой определен в задании на проектирование, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 1.3 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: в течение 90 дней с даты заключения контракта, то есть с учетом срока заключения контракта - не позднее 20.09.2022.
В пунктах 10, 12 технического задания к контракту указано, что результатом выполненных работ является прошедшая экспертизу сметной стоимости проектная документация, а именно:
- пояснительная записка;
- технологические и конструктивные решения;
- смета на ремонт объекта капитального строительства";
- ведомость объёмов работ;
- конъюнктурный анализ, прайс листы на применяемые материалы, изделия и оборудование, не учтенное СЦМ (согласовывается с заказчиком).
При этом в пункте 12 технического задания указанно, что подрядчик обеспечивает прохождение и получение положительного заключения государственной экспертизы в ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" (по доверенности заказчика) в срок, предусмотренный государственным контрактом. Предмет экспертизы: проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ.
Как следует из договорной переписки, представленной заказчиком, подрядчик 25.10.2023 предоставил заказчику проектную документацию в объеме, предусмотренном техническим заданием, при этом 31.10.2023 заказчиком направлено письмо в адрес подрядчика с указанием замечаний в части отсутствия подписи подрядчика на проектной документации, отсутствия обозначения тяговых подстанций NN 5, 9, 15 на схемах, не представлена ведомость объемов работ, спецификация, а также указаны замечания в части сметной стоимости экспертизы.
При этом, из переписки следует, что 01.11.2023 подрядчик повторно направил проектную документацию, пояснив что проектная документация (пояснительная записка и технологические конструктивные решения) заверена главным инженером проекта, схемы с обозначением тяговых подстанций являются отдельным приложением к заданию на проектирование, ведомости объемов работ и спецификация выделены в отдельный раздел.
Так, из письма общества от 20.01.2023 следует, что сметная документация загружена в государственную экспертизу, при этом ОГАУ "Госэкспретиза Челябинской области" выставила ряд замечаний, в связи с чем общество просит предоставить технические отчеты о состоянии тяговых подстанций, документы на земельный участок, задание на выполнение инженерных изысканий, утвержденное заказчиком и иные документы, указанные в письме.
В ответ на указанное письмо заказчик 26.01.2023 указал, что не имеет части документов, а именно: отчетов о техническом состоянии тяговых подстанций 4,5,9,23; задание на выполнение инженерных изысканий и документы, подтверждающие передачу проектной документации и результатов инженерных изысканий, так как объекты были переданы в собственность учреждения без данной документации.
Следует отметить, что письменные замечания ОГАУ "Госэкспретиза Челябинской области", как пояснил заказчик, ему не передавались, подрядчик также не представил перечень указанных замечаний, в связи с чем Комиссия не обладает достоверными и достаточными данными, указывающим на то, что проектная документация была загружена в государственную экспертизу.
Впоследствии заказчик 15.06.2023 исх. 3530, 03.10.2023 исх. 6283 направлял письма в адрес подрядчика о необходимости предоставления результатов выполненных работ, предоставив конечный срок для устранения недостатков до 13.10.2023, вместе с тем на дату расторжения контракта проектная документация, прошедшая экспертизу не передана заказчику.
Так, 23.10.2023 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом обязательств по разработке проектно-сметной документации, и непредставлением результатов государственной экспертизы, а также нарушением срока выполнения работ.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком, Комиссией установлено, что общество в ходе исполнения обязательств предлагало замену вакуумных выключателей в части типа с выкатного на стационарный, разработало проектно-сметную документацию и передало заказчику, осуществляло переписку с заказчиком в части устранения выявленных недостатков, запрашивало у заказчика документы, необходимые для прохождения государственной экспертизы. При этом из переписки также следует, что общество явно не выражало отказ от выполнения работ.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Инженерные сети-Проект", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" в отношении ООО "Инженерные сети-Проект" (ИНН 7452065380), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 ноября 2023 г. N 074/06/104-2608/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023