Основания для проведения проверки: статья 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N1576), приказ Белгородского УФАС России от 14.11.2023 N 270/23, информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившая от ООО "Медикал лизинг-консалтинг".
Инспекция Белгородского УФАС России, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 14.11.2023 N 270/23, в составе:
при участии представителя уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (доверенность N ЦЗ 1-06-543 от 03.08.2023), в отсутствии представителя - ООО "Медикал лизинг-консалтинг", проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Левофлоксацин на 2023 год (N закупки 0826500000923007783) (далее - Электронный аукцион).
УСТАНОВИЛА:
10.11.2023 в Белгородское УФАС России по средствам единой информационной системы поступила жалоба (вх. N 4975-ЭП от 13.11.2023) от ООО "Медикал лизинг-консалтинг" на действия аукционной комиссии при осуществлении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Левофлоксацин на 2023 год (N закупки 0826500000923007783).
Из жалобы следует, что Заказчиком неправомерно применен пункт 1.4 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), в связи с тем, что представленный к поставке победителем Электронного аукциона лекарственный препарат не имеет подтверждения того, что все стадии производства, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
13.11.2023 жалоба ООО "Медикал лизинг-консалтинг" была отозвана посредством единой информационной системы в соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Инспекция, проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1576 внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 26.10.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка лекарственного препарата для медицинского применения Левофлоксацин на 2023 год.
Начальная (максимальная) цена контракта - 260 000,00 рублей.
На момент вынесения решения по результатам проведения внеплановой проверки по результатам Электронного аукциона контракт не заключен.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Извещением о проведении Электронного аукциона установлены ограничение допуска и условия допуска для участников закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2015 года N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289), а также условие допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации в рамках приказа Министерства финансов РФ от 04 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 1(1) Постановления N 1289 в случае, если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Приказом N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н.
Пунктом 1.4. Приказа N 126н установлено, что в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
В ходе проведения проверки Инспекцией Белгородского УФАС России было установлено, что для участия в электронном аукционе, подано девять заявок, в которых участниками задекларированы следующие страны происхождения товара:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Страна происхождения товара |
Представленный в составе заявки документ (информация) о подтверждении страны происхождения товара |
1 |
115243181 |
Российская Федерация |
Сертификат СТ-1; Документ СП-0002103/03/2023 от 29.03.2023 (п.1.1 - химический синтез, п.2.А.1. - прочерк) |
2 |
115232024 |
Российская Федерация |
Сертификат СТ-1; Сертификат GMP; Документ СП-0002286/07/2023 от 12.07.2023 (п.1.1 - химический синтез, п.2.А.1. - прочерк) |
3 |
115244585 |
Российская Федерация |
Сертификат СТ-1 |
4 |
115244212 |
Российская Федерация |
Сертификат СТ-1; Сертификат GMP: GMP/EAEU/RU/00095-2021; Декларирование документа СП-0001959/01/2023 от 12.01.2023 |
5 |
115232293 |
Российская Федерация |
Сертификат СТ-1; Сертификат GMP; Документ СП-0002222/06/2023 от 13.06.2023 (п.1.1 - химический синтез, п.2.А.1. заполнен) |
6 |
115245742 |
Российская Федерация |
Сертификат СТ-1 |
7 |
115231302 |
Российская Федерация |
Сертификат СТ-1 |
8 |
115244032 |
Российская Федерация |
- |
9 |
115233366 |
Индия |
- |
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.11.2023 NИЭА1 семь заявок признаны соответствующими требованиям извещения, две отклонены.
Как следует из письменного пояснения уполномоченного учреждения, заявка N 115244032 отклонена по основаниям, предусмотренным пунктом 1 Постановления N 1289. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в случае отсутствия в заявке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Заявка N115233366 отклонена по основаниям, предусмотренным пунктом 1 Постановления N 1289, т.к. заявка содержала предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства - Индия.
Согласно результатам подведения итогов определения поставщика победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 115244212 (ООО "А-ФАРМ"), представивший к поставке лекарственный препарат - Левофлоксацин-НИКА в дозировке 5 мг/мл, производства АО "Алтайвитамины", Россия.
Указанный выше участник соответствует требованиям подпункта "г" пункта 1.4 Приказа N 126н, в составе заявки представлены копии следующих документов: регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения ЛП-006397 от 11.08.2020, СТ-1 N 3016000550 от 04.04.2023, сертификат GMP: GMP/EAEU/RU/00095-2021, а также задекларирован документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза СП-0001959/01/2023 от 12.01.2023.
Ввиду отсутствия документа СП-0001959/01/2023 от 12.01.2023, задекларированного победителем Электронного аукциона, в открытом доступе, аукционная комиссия по осуществлению закупок (уполномоченное учреждение) во исполнение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе приняла решение о необходимости направления запроса N ЦЗ 1-06-750 от 08.11.2023 производителю лекарственного препарата "Левофлоксацин-НИКА" - АО "ФНПЦ "Алтай" о предоставлении копии документа СП-0001959/01/2023 от 12.01.2023.
10.11.2023 АО "ФНПЦ "Алтай" письмом N 20-8175 в адрес уполномоченного учреждения была предоставлена копия документа СП-0001959/01/2023 от 12.01.2023, в пункте 2.А.1. "Стадии производства до получения молекулы" которого, отсутствуют данные, т.е. стоит прочерк.
Как следует из ответа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 24.11.2021, данное на обращение управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, выдача документа СП носит заявительный характер и прочерк в подпункте 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы" документа СП в случае производства фармацевтической субстанции методом химического синтеза, означает, что заявитель не указал эту стадию в заявлении. В этом случае документ СП не подтверждает наличие всех стадий производства лекарственного средства, в том числе синтез молекулы фармацевтической субстанции.
Таким образом, проанализировав полученную информацию, аукционная комиссия Заказчика сделала вывод, что участником закупки - ООО "А-ФАРМ", ставшего победителем электронного аукциона, представлены недостоверные сведения о том, что документ СП-0001959/01/2023 от 12.01.2023, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства подтверждает, что все стадии производства, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Следовательно, данный участник закупки (115244212) не попадает под условия пункта 1.4 Приказа N 126н, однако аукционная комиссия не располагала достоверной информацией на момент подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 08.11.2023.
При этом участником закупки с идентификационным номером 115232293 в составе заявки, в том числе, представлена копия документа СП-0002222/06/2023 от 13.06.2023, в пункте 2.А.1. которого указано синтез - РФ с указанием адреса, следовательно, такой документ подтверждает соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно применила требования Приказа N 126н при осуществлении Электронного аукциона N 0826500000923007783.
Однако Комиссия Белгородского УФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
На момент размещения итогового протокола аукционная комиссия принимала решение о допуске участников закупки и определении победителя электронного аукциона, исходя из имеющихся документов и информации, представленной участниками закупки в своих заявках.
Учитывая вышеизложенное, обстоятельства указанные в жалобе заявителя нашли свое подтверждение в части предоставления участником закупки с идентификационным номером 115244212 неполной информации в отношении предлагаемого к поставке лекарственного препарата, повлиявшей на неверное принятие решения о победителе Электронного аукциона.
При таких обстоятельствах, Комиссия признает нарушение пункта 1.4 Приказа N 126н, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Однако Комиссия Белгородского УФАС России отмечает, что у аукционной комиссии отсутствовала возможность на момент рассмотрения заявок участников Электронного аукциона установить полноту сведений, указанных ООО "А-ФАРМ" в заявке, что исключает признаки административного правонарушения в действиях членов аукционной комиссии.
Руководствуясь статьей 99, Постановлением N1576 Инспекция Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Инспекцией Белгородского УФАС России по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченным органом - ОГКУ Белгородской области "Центр Закупок" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Левофлоксацин на 2023 год выявлено нарушение пункта 1.4 Приказа N 126н, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2) Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 16 ноября 2023 г. N 62 (ключевые темы: лекарственные средства - участники закупок - электронный аукцион - евразийский экономический союз - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023