Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- и. о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы;
Членов комиссии:
. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя по доверенности ООО "Профис";
- директора МБУК Санчурский исторический музей;
рассмотрев материалы МБУК Санчурский исторический музей (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Профис" (далее - Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
09.11.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение МБУК Санчурский исторический музей (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Профис" в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция здания Муниципального бюджетного учреждения культуры Санчурский исторический музей по адресу: Кировская область, пгт. Санчурск, ул. Ленина д. 2" (извещение N 0340200003322003216).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 16.11.2023 г., в соответствии с п.п. "д" п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила) стороны извещены надлежащим образом.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом Подрядчика на основании ст. 716, ст. 719 ГК РФ. Представитель Заказчика пояснил, что Подрядчиком обязательства по контракту не были выполнены в срок. В ходе выполнения проектных и изыскательных работ Заказчик неоднократно направлял в адрес Подрядчика необходимую дополнительную информацию и доработки. Также неоднократно направлялись претензии с требованием оплаты пени и штрафов.
На рассмотрении материалов РНП представитель Общества сообщил, что приняты все необходимые меры для исполнения Контракта, а к пропуску срока исполнения и одностороннему отказу привели нарушения со стороны Заказчика. Заказчик не представил Подрядчику градостроительный план земельного участка. Технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения не соответствовали техническому заданию. Отмечает, что указанные обстоятельства не зависят от Подрядчика и могут быть устранены только Заказчиком. 09.08.2022 г. Подрядчик письмом N 205 уведомил Заказчика о наличии препятствия для выполнения работ и сообщил о приостановлении работ. В ответ Заказчик заверил, что все препятствия будут устранены и предложил продлить срок выполнения работ до 31.03.2023 г. (дополнительное соглашение от 26.12.2023 г.). Однако Заказчиком обстоятельства, препятствующие выполнению работ устранены не были. 19.12.2022 г. Подрядчик передал проектную документацию в КОГАУ "Управление госэкспертизы" (скриншот с Единой цифровой платформы госэкпертизы). В результате проверки экспертами были выданы замечания, большая часть которых могла быть устранена только после внесения Заказчиком изменений в техническое задание на проектирование и приведение исходных данных в соответствие исправленному техническому заданию и нормативно-правовой документации. 30.03.2023 г. письмом N 55 Подрядчик в очередной раз уведомил Заказчика о наличии препятствий для выполнения работ. 26.04.2023 г. Подрядчик уведомил Заказчика о приостановлении работ, до устранения Заказчиком препятствий для их выполнения. Так как Заказчиком не были устранены препятствия, стало невозможным качественно выполнить проектные работы в разумные сроки. В связи с чем, письмом от 26.10.2023 г. N 189 Подрядчик уведомил Заказчика об отказе от исполнения контракта и о его расторжении.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
30.03.2022 г. Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение N 034010000302300098 о размещено извещение N 0340100003023000098 о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция здания Муниципального бюджетного учреждения культуры Санчурский исторический музей по адресу: Кировская область, пгт. Санчурск, ул. Ленина д. 2". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 787 900,00 рублей.
По результатам проведенного открытого конкурса в электронной форме была подана только одна заявка (ООО "Профис"), которая была признана соответствующей.
04.05.2022 г. между Заказчиком и Победителем - ООО "Профис" был заключен контракт на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция здания Муниципального бюджетного учреждения культуры Санчурский исторический музей по адресу: Кировская область, пгт. Санчурск, ул. Ленина д. 2" на сумму 3 690 000,00 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция здания Муниципального бюджетного учреждения культуры Санчурский исторический музей по адресу: Кировская область, пгт. Санчурск, ул. Ленина д. 2" (далее - работы) в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта и передать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их.
Согласно п. 1.2. Контракта работы, предусмотренные контрактом, выполняются Подрядчиком в следующие сроки:
- начало работ - с момента подписания контракта;
- окончание работ - 30.09.2022 года. По согласованию с Заказчиком допускается досрочное выполнение работ.
Дополнительным соглашением от 29.09.2022 г. срок исполнения контракта продлен до 31.12.2022 г.
Дополнительным соглашением от 26.12.2022 г. изменен срок окончания работ до 31.03.2023 г.
В силу п. 2.3.1. Контракта Заказчик обязан предоставить исходные данные по объекту, установленные в Техническом задании, в течение 5 дней с момента заключения контракта.
В соответствии с п. 9.4. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом N 44-ФЗ.
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном положениями частей 8 - 23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1статьи 716 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с п. 3 ст. 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 1,2 ст. 719 ГК РФ).
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что Заказчик не устранил препятствия для выполнения работ, Подрядчиком на основании ст. 716, 719 ГК РФ, 26.10.2023 г. было принято решение об одностороннем расторжении контракта. Подрядчик реализовал свое право на односторонний отказ от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Заказчиком 26.10.2023 года в 15:35 ч. Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчиком Заказчика является 26.10.2023 года.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 21 статьи 95 Закона вступило в законную силу 08.11.2023 г.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России - 09.11.2023 г.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Пунктом 15 Порядка установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства (проведение госэкспертизы, уведомление заказчика о выявленных экспертами нарушениях со стороны Заказчика (письма от 30.03.2023 г. N 54,55, от 31.03.2023 г. N 56, от 27.04.2023 г. N 60, от 03.05.2023 г. N 62)) свидетельствуют о наличии у Подрядчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации об ООО "Профис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МБУК Санчурский исторический музей о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "Профис" в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция здания Муниципального бюджетного учреждения культуры Санчурский исторический музей по адресу: Кировская область, пгт. Санчурск, ул. Ленина д. 2" (извещение N 0340200003322003216), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16 ноября 2023 г. N 043/10/104-1196/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2023