Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_..,
_..,
_..,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический диагностический центр" (далее - БУЗОО "КДЦ", заказчик) обращение о включении информации в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) об индивидуальном предпринимателе Мельникове Андрее Игоревиче (далее также ИП Мельников А.И., предприниматель, победитель) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения казенным учреждением Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения Омской области" (уполномоченное учреждение) аукциона в электронной форме на поставку реагентов для автоматического коагулометра Sysmex CS 5100 (Реестровый номер 232715)" (извещение 0852500000123002585) (далее - аукцион, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - _.,
заказчика - _..,
__,
предпринимателя - __.
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение (вх. N 10486-ЭП/23 от 13.11.2023) и протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 28.09.20233 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000123002585 о проведении закупки в форме электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 5 669 160 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 20.10.2023.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 20.10.2023 следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 3 участника закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям извещения, участник закупки с идентификационным номером 115146098 (ИП Ахметов И.Ф.) с ценовым предложением 53 857,02 руб. за единицу товара (снижение начальной суммы цен единиц товара составило 33,50 %) признан победителем.
01.11.2023 ИП Ахметов был признан уклонившимся от заключения контракта.
01.11.2023 заказчиком на основании части 7 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе был направлен для подписания проект контракта участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку (ИП Мельников А.И. идентификационный номер заявки 1155150994 с ценовым предложением 54 261,96 руб. за единицу товара)
Информация о процедуре заключения контракта заказчика с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
13.11.2023 09:39 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 13.11.2023 |
13.11.2023 09:39 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 13.11.2023 |
13.11.2023 09:39 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 08525000001230025850002 переведена на этап "Контракт не заключен" |
08.11.2023 20:42 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Проект контракта, подписанный поставщиком" от 08.11.2023 |
01.11.2023 13:49 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 01.11.2023 |
01.11.2023 13:49 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 08525000001230025850002 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
01.11.2023 13:49 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 01.11.2023 |
13.11.2023 ИП Мельников А.И. был признан уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчиком на официальном сайте ЕИС и электронной площадке был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
13.11.2023 на основании части 7 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заказчиком был направлен для подписания проект контракта участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей сторон, в результате внеплановых проверок, Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Мельникове Андрее Игоревиче не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС следует, что проект контракта был направлен победителю 01.11.2023 в 13:49 час. (МСК+3).
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки размер обеспечения исполнения контракта составлял 566916 руб.
При этом по результатам проведения электронного аукциона снижение начальной суммы цен единиц товара составило 33 %.
Комиссия отмечает, что пунктом 8.2 раздела 8 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта заказчиком неверно установлен размер обеспечения исполнения контракта в соответствии со статьями 96 и 37 Федерального закона о контрактной системе "575 419,74 руб." вместо "850 374 руб.".
На основании частей 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с таким законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурса или аукциона регламентирован статьей 37 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 такого закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 такой статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 данной статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе).
Кроме того, согласно части 5 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса, аукциона информация, предусмотренная частью 3 такой статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 данной статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В данном случае также необходимо учитывать, что электронный аукцион проводился для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.
При этом согласно определению, данному в пункте 8.3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе, под контрактом на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан понимается контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
На основании части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Пунктом 2 части 10 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе установлено, что обоснование, указанное в части 9 данной статьи, представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Таким образом, с момента признания ИП Мельникова А.И. победителем аукциона у него возникли фактически три самостоятельные обязанности:
подписать проект контракта,
представить надлежащее обеспечение исполнения контракта (с учетом действия антидемпинговых мер),
обоснование предлагаемой цены единиц товара (в связи с осуществлением закупки товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан).
На обязанность участника закупки предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены единицы товара, сниженной более чем на 25 % (в данном случае на 33%), при закупке товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, дополнительно обращено внимание в письме Минфина России от 16.06.2020 N 24-02-08/51678, что также подтверждается арбитражной практикой (например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.03.2017 N Ф05-1208/2017 по делу N А40-62497/2016, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.03.2022 N Ф10-421/2022 по делу N А83-8514/2021).
Необходимо учитывать, что неисполнение каждой из вышеприведенных обязанностей является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.
Обязательные антидемпинговые меры направлены на соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок и на защиту заказчика в случае искусственного занижения цен при проведении конкурса или аукциона. В противном случае, при непредоставлении документов, предусмотренных статьей 37 Федерального закона о контрактной системе, теряется смысл антидемпинговой нормы.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 такой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 такой статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 такой статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 такой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Материалами дела подтверждено, что в срок, установленный частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, победителем выполнены обязанности по подписанию проекта контракта и предоставлению обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии ПАО "Банк Уралсиб" от 08.11.2023 N 9991-4R1/1382826 на сумму 575 419,74 руб. (в соответствии с размером указанном в пункте 8.2 проекта контракта направленного обществу) при этом в обоснование предлагаемой суммы цен единиц товара (с учетом антидемпинговых мер) предоставлен расчет цены.
Заказчик, осуществив проверку документов, предоставленных предпринимателем в обоснование предлагаемых суммы цен единиц товара, установил их несоответствие части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе:
"12.10.2023 г. был размещен аукцион на поставку реагентов для автоматического коагулометра Sysmex CS 5100 (Реестровый номер 232715) N 0852500000123002585.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 01.11.2023 контракт был направлен индивидуальному предпринимателю Мельникову Андрею Игоревичу, идентификационный номер заявки, присвоенный оператором - 2.
Снижение цены было осуществлено на 33%, в связи с чем, на основании ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - если аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен единиц товара, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Участником закупки не было предоставлено ни гарантийное письмо от производителя, ни документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки. На основе анализа статьи "иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара" могут толковаться Заказчиком субъективно.
В качестве обоснования предлагаемых сумм цен единиц товара участником представлен расчет, однако иные документы, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по сумме цен единиц товара не предоставлены.
Таким образом, Заказчик не находит основания для принятия данного документа в качестве надлежащего обоснования предлагаемых сумм цен единиц товара.
На основании изложенного, комиссией принято решение о признании предложенной суммы цен единиц товара необоснованной, а также о признании ИП Мельникова А.И. уклонившимся от заключения контракта".
Информация, размещенная в ЕИС, свидетельствует о том, что протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта был сформирован и размещен заказчиком 13.11.2023 в 09:39 час. (МСК).
В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России 14.11.2023 (исх. N ТШ/7052/23) в адрес предпринимателя направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 17.11.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 20.11.2023 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос предпринимателем были представлены возражения (вх. N 10680-ЭП/23 от 20.11.2023), на доводы заказчика при оценке документов, предоставленных им во исполнение части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, в частности следующего содержания:
"ИП Мельников А.И. в качестве "иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара" предоставил в пакете документов, направленных заказчику 08.11.2023 г. документ Исх. N 20 от 08/11/2023 "Обоснование цены контракта", который содержит в себе:
а) гарантийное обязательство участника закупки поставить товар по предложенной в ходе аукциона цене - в соответствии с требованиями закупочной документации, Спецификации к контракту;
б) расчет предлагаемой цены единицы товара в отдельной табличной форме.
То есть ИП Мельников в одном документе предоставил заказчику и расчет цены единицы товара, и документ, подтверждающий возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене.
Положения ч. 9 ст. 37 Закона N44-ФЗ не содержат запретов, ограничений или регламентированных требований к составу и содержанию "иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара".
Таким образом, Заказчик получил от победителя закупки Гарантийное письмо с обоснованием цены N20 от 08.11.2023 г., при этом обосновал свою позицию по отказу в принятии данного документа в качестве надлежащего обоснования предлагаемых сумм цен единиц товара абстрактным оценочным выводом о том, что требования ч. 9 ст. 37 Закона N44-ФЗ "могут толковаться Заказчиком субъективно". Считаем данные действия злоупотреблением заказчиком своими полномочиями.
В-третьих, поскольку заказчик своими действиями фактически признал необоснованной предложенную победителем цену, считаем данные действия незаконными по нижеизложенным основаниям.
В соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона N44-ФЗ, "обоснование предлагаемой цены контракта может включать в себя:
гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара,
документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки,
иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене".
Как видно из содержания данной статьи Закона N44-ФЗ, перечень документов, предоставляемых участником в целях подтверждения предлагаемой цены контракта, не является закрытым.
Однако это не должно приводить к злоупотреблениям со стороны заказчика в оценке обоснованности предлагаемой заказчиком цены, то есть в оценке подтверждающих документов, не имеющих никакой регламентированной законом формы.
Поскольку производителем товара, указанного в предмете закупки, является Германия, то есть европейское государство, активно поддерживающее антироссийские санкции, производитель отказывается предоставлять гарантийные письма с указанием цены и количества поставляемого товара, опасаясь санкций в отношении своей компании.
04.11.2023 г., с целью получения сведений, подтверждающих поставку товара с обоснованием гарантированной цены, ИП Мельников Андрей Игоревич направил своему польскому контрагенту Sp. z o.o. DIP GROUP, осуществляющему закупку у производителя и поставку данного товара в Калининград, запрос гарантийного письма от производителя (Приложение N5).
04.11.2023 г. от Sp. z o.o. DIP GROUP был получен ответ исх. N44, в котором руководитель по продажам товаров в Россию сообщает: "Уважаемые коллеги, Медпартс, Андрей Игоревич!
В ответ на запрос гарантийного письма от производителя INNOVANCE D-Dimer для анализаторов Siemens Healthcare Diagnostics на заказанную вами партию товаров в количестве 104 упаковок, Sp. z o.o. DIP GROUP как подрядчик ИП Мельникова А.И., сообщает следующее.
Производитель отказывается предоставлять гарантийные письма покупателям на товар, который в дальнейшем будет перевезен на территорию Российской Федерации. Этот отказ связан с ужесточением политических санкций против России после принятия девятого пакета санкций Евросоюза.
Со своей стороны сообщаем, что мы также не в состоянии предоставить вам таких гарантийных писем, а также предоставить информацию для расчета стоимости поставки, поскольку должны соблюдать конфиденциальные условия заключенных сделок, и учитывать риски применения оборотных штрафов, в том числе конфискации имущества компаний, занимающихся поставками товаров российским поставщикам.
Тем не менее, мы подтверждаем сохранение наших обязательств по отгрузке ИП Мельникову А.И. товара по заказу на поставку продукции, в том числе INNOVANCE D-Dimer для анализаторов Siemens Healthcare Diagnostics, по запросу N 314 с 04.11.2023 по 31.12.2023 г." (Приложение N6).
Таким образом, по причинам, не зависящим от участника торгов, предоставить гарантийное письмо от производителя товара с указанием цены и количества не представляется возможным.
В связи с вышеизложенным, участник торгов предоставил заказчику единственный возможный для него в сложившейся ситуации документ - Обоснование цены Контракта с расчётом цены контракта N20 от 8 ноября 2023 года и подтверждением заказа товара в количестве 100 % от необходимого в рамках исполнения Контракта (Приложение N2) от ИП Мельникова Андрея Игоревича с указанием расчёта гарантированной цены в качестве "иных документов и расчетов, подтверждающих возможность осуществить поставку товара по предлагаемой цене".
Игнорирование данного документа заказчиком нарушает положения ч. 9 ст. 37 Закона N44-ФЗ.
В-четвертых, действиями заказчика по его необоснованному уклонению от подписания контракта с победителем аукциона нарушается принцип обеспечения конкуренции, предусмотренный ст. 8 Закона N44-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N44-ФЗ, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вследствие незаконных действий комиссии заказчика по отклонению заявок участников их количество сокращено до одного, что нарушает принцип обеспечения конкуренции.
В-пятых, обращаем внимание комиссии УФАС, что в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона N44-ФЗ закупочная процедура проводилась заказчиком для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, а именно для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
Предметом закупки является поставка наборов реагентов к автоматическому коагулометру Sysmex CS 5100 (Реестровый номер 232715) (Набор ИННОВАНС Д-димер (INNOVANCE D-Dimer) ФСЗ 2010/07059), которые согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам являются медицинскими изделиями.
В данном конкретном случае заказчиком осуществляется закупка товара, задержка в поставке которого приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
Однако заказчик пренебрегает данными рисками, производит затягивание сроков подписания контракта, что соответственно отодвинуло сроки его исполнения на 20 дней. На текущий момент заказчик, вследствие произвольного толкования требований ч. 9 ст. 37 Закона N44-ФЗ, заново запустил процедуру заключения контракта с третьим участником закупки.
Данные действия заказчика несут угрозу некачественного (несвоевременного) оказания услуг населению.
В-шестых, исходя из информации в ЕИС, следующим участником аукциона, с которым подлежит заключению контракт, является ООО "Лабсервис" ИНН 5404002242.
По сведениям из ЕИС у данного заказчика с данным участником закупки за последние 2 года имеется 12 заключенных контрактов на общую сумму 19 981 319 рублей 60 копеек (Приложение N7 - сведения из "Сбис").
Данная информация свидетельствует о долгосрочных взаимоотношениях с указанным поставщиком, что может свидетельствовать о предвзятом отношении к новым поставщикам, а также о возможных переговорах с конкретным поставщиком до выявления победителя аукциона, что нарушает п. 1 ст. 46 Закона N44-ФЗ.
Таким образом, у заказчика отсутствовали законные основания для признания ИП Мельникова Андрея Игоревича, уклонившимся от заключения контракта, а также для направления проекта контракта на подписание ООО "Лабсервис" ИНН 5404002242".
В подтверждение фактов, изложенных в вышеуказанных пояснениях, предпринимателем приложены копии следующих документов:
- независимая гарантия ПАО "Банк Уралсиб" от 08.11.2023 N 9991-4R1/1382826 на сумму 575 419,74 руб. (в соответствии с размером, указанном в пункте 8.2 проекта контракта, направленного заказчиком предпринимателю);
- обоснование цены контракта:
"Обоснование цены Контракта
Настоящим Индивидуальный предприниматель Мельников Андрей Игоревич подтверждает заказ товара в количестве 100% от необходимого в рамках исполнения Контракта N 2023.112 Идентификационный код закупки 232550400189155040100100590772120244
Поставка товара будет осуществляться в соответствии с требованиями закупочной документации, в соответствии со Спецификацией к контракту в следующих объемах и гарантированной цены:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением (при наличии), товарный знак (при наличии) |
Страна происхождения товара |
Характеристики товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Цена за 1 ед. товара, руб. |
|
Наименование показателя |
Значение показателя, единица измерения |
||||||
1 |
D-димер ИВД, набор |
Набор ИННОВАНС Д- димер (INNOVANCE D- Dimer) ФСЗ 2010/07059 от 28.05.2010 года. Siemens "Сименс Хелскеа Диагностикс Продактс ГмбХ |
Германия |
Метод: иммунотурбидиметрический анализ с латексным усилением |
Соответствие |
Набор |
54261,96 |
Диапазон измерения, мг/л ФЭЕ |
0,17 - 4,4 |
||||||
Совместимость с анализатором автоматическим коагулометрическим CS 5100, имеющимся у заказчика |
Соответствие |
Расчет цены представлен в таблице:
Наименование товара |
Закупочная цена |
Закупочная стоимость |
Таможенное оформление |
Склад |
Транспортировка |
Налоги |
Итоговая себестоимость |
|
D-димер ИВД, набор |
20000 |
20000 |
2000 |
1000 |
2000 |
4000 |
29000 |
|
29000 |
- запрос от 04.11.2023, направленный обществом Sp. Z o.o. DIP GROUP, следующего содержания:
"Доброе утро! Просим выставить счет на Innovance D-dimer OPBP07 (Siemens Healthcare Diagnostics Inc) - 104 упаковки. Просим выслать в наш адрес гарантийное письмо производителя о готовности к отгрузке на данную продукцию в количестве 104 упаковок или предоставить гарантированные цены на ее продукты";
- ответ Sp. Z o.o. DIP GROUP (N44 2023/11/04) на запрос общества, следующего содержания:
"N 44 2023/11/04
Уважаемые коллеги, Медпартс, Андрей Игоревич! В ответ на запрос гарантийного письма от производителя INNOVANCE D-Dimer для анализаторов Siemens Healthcare Diagnostics на заказанную вами партию товаров в количестве 104 упаковок, Sp. Z o.o. DIP GROUP как подрядчик ИП Мельникова А.И.., сообщает следующее.
Производитель отказывается предоставлять гарантийные письма покупателям на товар, который в дальнейшем будет перевезен на территорию Российской Федерации. Этот отказ связан с ужесточением политических санкций против России после принятия девятого пакета санкций Евросоюза.
Со своей стороны сообщаем, что мы также не в состоянии предоставить вам таких гарантийных писем, а также предоставить информацию для расчета стоимости поставки, поскольку должны соблюдать конфиденциальные условия заключенных сделок, и учитывать риски применения оборотных штрафов, в том числе конфискации имущества компании, занимающихся поставками товаров российским поставщикам.
Тем не менее, мы подтверждаем сохранение наших обязательств по отгрузке ИП Мельникову А.И. товара по заказу на поставку продукции, в том числе INNOVANCE D-Dimer для анализаторов Siemens Healthcare Diagnostics, по запросу N 314 с 04.11.2023 по 31.12.2023 г.
Александр Рудницкий
Менеджер по продажам DIP Group Россия
DIP GROUPE";
-информация о заключенных контрактах заказчика с ООО "Лабсервис" (исполненных/на исполнении).
Относительно предоставленных ИП Мельниковым А.И. документов Комиссия считает необходимым отметить следующее.
На основании анализа совокупности документов, представленных предпринимателем в обоснование предлагаемой суммы цен единиц товара (с учетом антидемпинговых мер), невозможно сделать вывод о том, что у победителя закупки имеется реальная возможность осуществить поставку товара по предложенной им цене. Каких-либо иных документов и расчетов, подтверждающих возможность ИП Мельниковым А.И. осуществить поставку товара по предлагаемой им цене единицы товара, предусмотренных частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, ни при заключении контракта, ни в адрес Омского УФАС России не представлено.
Комиссия отмечает, что рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому ИП Мельников А.И., принимая решение об участии в закупках, несёт повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Непредставление надлежащих документов и расчетов в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Комиссия не усматривает в действиях (бездействии) предпринимателя недобросовестного поведения, поскольку материалами дела подтверждено, что в регламентированный частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе срок предпринимателем подписан проект контракта и представлено обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии ПАО "Банк Уралсиб" от 08.11.2023 N 9991-4R1/1382826 на сумму 575 419,74 руб. (в соответствии с размером указанном в пункте 8.2 проекта контракта направленного обществу), а также совершены действия, направленные на предоставление документов в обоснование предлагаемой цены единиц товара.
Установленные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют об отсутствии реального намерения у участника закупки на уклонение от заключения контракта, следовательно, информация об индивидуальном предпринимателе Мельникове Андрее Игоревиче не подлежит включению в Реестр.
3. Комиссией при осуществлении внеплановой проверки в рамках рассмотрения настоящего дела были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3.1. В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Заказчиком на официальном сайте ЕИС был размещен проект контракта с неверным указанием размера обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер (пункт 8.2 раздела 8 "Обеспечение исполнения контракта" контракта), что повлекло предоставление ИП Мельниковым А.И. обеспечения исполнения контракта в меньшем размере.
3.2. В нарушение части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе протокол признания ИП Мельникова А.И. уклонившимся от заключения контракта был сформирован с использованием единой информационной системы и подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, размещен в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) с нарушением процессуального срока (регламентированный срок 09.11.2023, протокол об уклонении размещен заказчиком 13.11.2023).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об индивидуальном предпринимателе Мельникове Андрее Игоревиче (ИНН 390503384180).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический диагностический центр" нарушения статьи 7, частей 2 и 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
3. Выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клинический диагностический центр", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
__
__
__ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 ноября 2023 г. N 055/10/104-1242/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023