Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены
Комиссии:
в присутствии представителей от:
- заказчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края - Плахотник Н.А. представитель по доверенности от 09.01.2023 N04.18-1;
- поставщика - ИП Кисель Ирины Александровны - представитель не явился о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев материалы дела N 7-3/632 по обращению заказчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Кисель Ирине Александровне (ИНН 780709831608) (далее - ИП Кисель И.А., Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 29.05.2023 N 16.ЭА.2023 (реестровый номер контракта 22721242680 23 000017) на оказание услуг по организации удаления затонувшего имущества, заключенного по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0122200002523002023 от 05.05.2023) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ИП Кисель И.А.,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Уполномоченным органом - Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края для заказчика - министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края проведен электронный аукцион на оказание услуг по организации удаления затонувшего имущества.
Извещение N 0122200002523002023 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) - 05.05.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 15 000 000, 00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.05.2023 N0122200002523002023 победителем торгов признана заявка N114216412 (ИП Кисель И.А.), направивший в ходе торгов наименьшее ценовое предложение 5 968 500, 00 рублей (снижение составило 60,21 %) среди других участников закупки.
Контракт от 29.05.2023 N 16.ЭА.2023 на оказание услуг по организации удаления затонувшего имущества между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и ИП Кисель И.А. заключен по результатам проведения электронного аукциона N0122200002523002023 (далее - контракт), с ценой контракта 5 968 500,00 рублей, без НДС (п. 2.1 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта предмет контракта: Оказание услуг по организации удаления затонувшего имущества (далее - Услуги). Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Услуги в соответствии с Технической частью (Приложение 1), Спецификацией (Приложение 2), являющимися неотъемлемыми частями контракта, а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Пунктом 2.1 контракта установлено, что цена контракта составляет 5 968 500,00 (пять миллионов девятьсот шестьдесят восемь тысяч пятьсот) рублей 00 копеек, без НДС.
Приложением N 1 к контракту Стороны согласовали Техническую часть контракта.
Приложением N 2 к контракту Стороны согласовали Спецификацию.
П.п. 1.1, 1.2 Технической части определено затонувшее имущество, место оказания услуг (далее - затонувшее имущество, объект):
- Буксир "Капитан Федоров" водоизмещение 300 т, вне акватории морского порта Ванино, 480 58' 15" северной широты, 1400 22' 15" восточной долготы, район затопления - южный берег мыса Красный Партизан, в стороне от судоходный путей, на мелководье, со стороны суши скалистый, обрывистый берег.
П. 2 Технической части установлен порядок и условия оказания услуг и в частности установлено следующее:
- Исполнитель при содействии Заказчика направляет Капитану морского порта Ванино заявление в произвольной форме о проведении обследования затонувшего имущества, включая водолазное обследование (при необходимости) После получения письменного разрешения от капитана морского порта Исполнитель организует и проводит обследование затонувшего имущества, включая водолазное обследование (при необходимости), в течении 14 дней с даты заключения контракта. Исполнитель осуществляет оценку технического состояния объекта, степень физического износа, способов его подъема (с привлечением соответствующих специалистов при необходимости). По результатам обследования Исполнитель предоставляет Заказчику акт согласно приложению N 1 к Технической части (п. 2.1).
- на основании данных обследования Исполнитель разрабатывает документацию по удалению затонувшего имущества в соответствии со статьей 112 КТМ РФ, приказом Минтранса России от 12.05.2022 N 176 "Об установлении требований к составу и содержанию документации по удалению затонувшего имущества, а также критериев оценки такой документации". Документация включает в себя: определение способа (метода) и средств оказания услуг по удалению затонувшего имущества; расчет необходимого состава сил и средств, привлекаемых к удалению затонувшего имущества (в случае необходимости привлечения судов); составление описания последовательности действий с предварительной оценкой объемов оказания услуг и сроков их выполнения в зависимости от способов подъема; описание требований к безопасности оказания услуг по удалению затонувшего имущества, в том числе условий удаления, обеспечивающие безопасность судоходства и надлежащую работу порта (причала); оценку потенциальных рисков, связанных с удалением затонувшего имущества (п. 2.2).
- Исполнитель на основании доверенности, представленной Заказчиком, согласовывает разработанную документацию: с Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; с Капитаном морского порта Советская Гавань (п. 2.3).
- Исполнитель предоставляет Заказчику согласованную документацию на объект не позднее 60 дней с даты заключения контракта (п. 2.4).
- организация услуг по удалению затонувшего имущества. Исполнитель осуществляет организацию мероприятий по удалению затонувшего имущества в соответствии с согласованной документацией (п. 2.5).
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п.п. 4.4.1-4.4.3 контракта Исполнитель обязан оказать Услуги, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии с Технической частью и в сроки, установленные в Разделе 5 "Сроки, место и условия оказания Услуг" контракта. Своевременно представить Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникших при исполнении контракта. По окончании оказания Услуг передать результаты оказанных Услуг Заказчику в порядке и в сроки, определенные Разделом 6 "Порядок сдачи-приемки Услуг" настоящего контракта.
В силу п.п. 6.1, 6.8 контракта приемка оказанных Услуг по настоящему контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем контракте, осуществляется на основании подписанного Сторонами документа о приемке. Датой приемки оказанных Услуг считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Согласно п. 5.1 контракта срок оказания услуг - в соответствии с Технической частью, а именно: с даты заключения контракта по 30.11.2023.
Дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта: 29.12.2023.
В соответствии с п 5.2 контракта место оказания Услуг - Российская Федерация, в соответствии с Технической частью.
Настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по настоящему Контракту (п.11.1 контакта).
В силу п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 13.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с п. 13.4 контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как следует из обращения заказчика, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 утверждена государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", реализация которой в том числе направлена на социально-экономическое развитие приоритетных территорий, включающая Дальневосточный федеральный округ посредством реализации федерального проекта "Генеральная уборка", в рамках которой с 2022 по 2024 год Хабаровскому краю установлен показатель "Количество утилизированного затонувшего имущества" в количестве 24 единиц.
Во исполнение требований раздела VII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.10.2022 N 404 утвержден перечень затонувшего имущества, удаление которого является обязательным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 109 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.03.2023 N 113-пр "Об осуществлении отдельных полномочий Хабаровского края по удалению затонувшего имущества" (далее - постановление Правительства края N 113-пр) полномочия по удалению затонувшего имущества осуществляет министерство транспорта и дорожного хозяйства края.
Реализация мероприятия "удаление имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации предусмотрена государственной программой Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05.05.2012 N 146-пр.
Министерством в соответствии с постановлением Правительства края 05.05.2023 N 113-пр в ЕИС размещено извещение N 0122200002523002023 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации удаления затонувшего имущества, указана начальная максимальная цена контракта 15 000 000,00 рублей.
По итогам электронного аукциона с победителем ИП Кисель И.А. заключен государственный контракт от 29.05.2023 N 16.ЭА.2023, согласно условиям которого ИИ Кисель И.А. приняты обязательства по оказанию услуги по организации удаления затонувшего имущества в соответствии с Технической частью, являющейся Приложением N 1 к контракту, Спецификацией, являющейся Приложением N 2 к контракту.
Однако, как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту ИП Кисель И.А. исполнялись ненадлежащим образом.
Исполнителем нарушены предусмотренные контрактом сроки подготовки и согласования документации на подъем и утилизацию затонувшего имущества с Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, капитаном морского порта Ванино. Исполнителем по запросам Министерства от 15.09.2023 N 04.20-5934, от 20.09.202 N 04.20-6029, от 25.09.2023 N 04.20-6082 не были предоставлены сведения о начале проведения работ по подъему и удалению затонувшего Буксира "Капитан Федоров".
В нарушение условий, предусмотренных п. 2.4 Технической части, ИП Кисель И.А. согласованная документация в срок до 30.07.2023 не представлена.
В направленных на электронную почту Министерства 02.08.2023 сведениях об обследовании затонувшего имущества отсутствуют подписи водолазных специалистов, подтверждающие проведение водолазного осмотра затонувшего имущества Буксира "Капитан Федоров", Исполнителя в лице индивидуального предпринимателя. Не представлена программа обследования подводного объекта, технический отчет, фотоматериалы обследования в соответствии с п. 2.1 Технической части.
ИП Кисель И.А. за разрешением на проведение работ в морском порту к капитану порта Ванино не обращалась, что подтверждается письмами капитана порта от 11.10.2023 N А-02/2676, от 24.10.2023 N А-02/2805.
ИП Кисель И.А., в нарушение п. 4.4.2 контракта, информация о ходе исполнения обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникших при исполнении контракта, не предоставлялась.
Согласно проекту производства работ по выполнению комплекса работ по объекту: удаление затонувшего имущества: Буксир "Капитан Федоров" 03.ППР.06-23, направленному ИП Кисель И.А. по электронной почте 02.08.2023, подготовка стройплощадки на территории мыса Красный партизан не организована. ИП Кисель И.А. нарушен График производства работ, являющийся Приложением "В" к проекту производства работ, к выполнению работ, предусмотренных указанным Графиком производства работ, ИП Кисель И.А. не приступал.
В адрес ИП Кисель И.А. направлялись письма, запросы о предоставлении документов по исполнению контракта, приглашения на совещания в режиме видеоконференцсвязи, претензионные письма, на которые ИП Кисель И.А. не реагировал:
1) Письмо Министерства от 19.06.2023 N 04.20-3630 "О предоставлении документов обследования затонувшего имущества";
2) письмо Министерства от 05.07.2023 N 04.20-4036 "О предоставлении
документов обследования затонувшего имущества";
3) письмо Министерства от 26.07.2023 N 04.20-4599 "О предоставлении документов";
4) претензия (требование) от 02.08.2023 N 04.20-4807 по контракту от 29.05.2023 N 16.ЭА.2023, направлена заказным письмом;
5) письмо Министерства от 15.09.2023 N 04.20-5934 "О предоставлении плана-графика работ по подъему и удалению затонувшего имущества";
6) письмо Министерства от 20.09.2023 N 04.20-6029 "План-график работ по удалению в 2023 г. затонувшего имущества" (заказное письмо ИП Кисель И.А. не получено, возвращено отправителю);
7) письмо Министерства от 25.09.2023 N 04.20-6082 "План-график работ по удалению в 2023 г. затонувшего имущества" (заказное письмо ИП Кисель И.А. не получено, возвращено отправителю);
8) письмо Министерства от 04.10.2023 N 04.20-6297 "Об удалении затонувшего имущества";
9) претензионное письмо Министерства от 09.10.2023 N 04.20-6550 "О ненадлежащем исполнении обязательств по государственному контракту N 16.ЭА.2023";
10) письмо-уведомление Министерства от 09.10.2023 N 04.20-6505 "О проведении совещания 12.10.2023 в 10.00 (по московскому времени)", к ВКС ИП Кисель И.А.не подключился, не перезвонил;
11) письмо-уведомление Министерства от 18.10.2023 N 04.20-6832 "О проведении совещания 20.10.2023 в 10.00 (по московскому времени)", к ВКС ИП Кисель И.А.не подключился, не перезвонил;
12) претензионное письмо Министерства от 19.10.2023 N 04.20-6918 "О ненадлежащем исполнении обязательств по государственным контрактам".
Письма Министерства, отправленные заказной корреспонденцией по указанному в контракте адресу, ИП Кисель И.А. не получены. Согласно сайту "Почта России", заказные письма после неудачной попытки вручения, возвращены в адрес отправителя - Министерства.
Как следует из обращения заказчика, Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 в соответствии с Федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия национальной безопасности), которая является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Стратегия национальной безопасности основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально- экономического развития страны.
Национальные интересы Российской Федерации это объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии (п. 5 Стратегии национальной безопасности).
Согласно п. 25 Стратегии национальной безопасности одним их национальных интересов на современном этапе является охрана окружающей среды; сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование.
Обеспечение и защита национальных; интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов, в частности по экологической безопасности и рациональному природопользованию (пп. 7 п. 26 Стратегии национальной безопасности).
Целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды (п. 82 Стратегии национальной безопасности).
В силу п. 81 Стратегии национальной безопасности сохранение отвечающими экологическим стандартам качество воды, экологическая реабилитация водных объектов, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, являются обязательными условиями для улучшения качества жизни в Российской Федерации.
Согласно заключениям Дальневосточного межрегионального управления
Росприроднадзора, затонувшие суда причиняют вред внутренним морским водам. В этой связи в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде и сохранения благоприятной окружающей среды, необходимо осуществить подъем затонувших судов и организовать удаление такого имущества.
Учитывая, что ИП Кисель И.А. по состоянию на 27.10.2023 к выполнению работ по поднятию и удалению затонувшего имущества, предусмотренного контрактом, не приступал, фактически постоянно находился в г. Санкт-Петербург, своевременное окончание работ в установленный контрактом срок стало явно невозможно, последнее явилось основанием для принятии заказчиком 27.10.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и обращением в контрольный орган о внесении сведений об ИП Кисель И.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В результате изучения материалов дела N7-3/632, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что 29.05.2023 заключен контракт N 16.ЭА.2023 на оказание услуг по организации удаления затонувшего имущества (реестровый номер 22721242680 23 000017), с ценой контракта 5 968 500,00 рублей, без НДС (п. 2.1 контракта).
Согласно п. 1.2 Технической части срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 30.11.2023.
Учитывая, что ИП Кисель И.А. по состоянию на 27.10.2023 к выполнению работ по поднятию и удалению затонувшего имущества, предусмотренных контрактом, не приступал, последнее явилось основанием для принятии заказчиком 27.10.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и обращением в контрольный орган о внесении сведений об ИП Кисель И.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Министерством решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 29.05.2023 N 16.ЭА.2023 также принято с учетом особенностей гидрометеорологических условий, характеризующихся сильными штормовыми ветрами в осенний и зимний периоды, а также полученных писем от капитана порта от 11.10.2023 N А-02/2676, от 24.10.2023 N А-02/2805 и неисполнением ИП Кисель И.А. обязательств по контракту, в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ, п.п. 1, 2 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 13.1-13.4 контракта.
27.10.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 08.11.2023.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
08.11.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут 08.11.2023.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не установлено.
Таким образом, основания для принятия решения об отказе во включении ИП Кисель И.А. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В ходе проведения проверки от ИП Кисель И.А. в адрес Хабаровского УФАС России поступили пояснения о нарушении условий контракта от 29.05.2023 N 16.ЭА.2023 на оказание услуг по организации удаления затонувшего имущества (реестровый номер 22721242680 23 000017), послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, согласно которым последний считает принятие Министерством решения об односторонне отказе от исполнения контракта необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам исполнения. 02.11.2023 в адрес заказчика направлено возражение на односторонний отказ от исполнения контракта, при этом ответ в адрес Исполнителя не поступал.
Как следует из представленных Исполнителем пояснений, до принятия Министерством решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Исполнитель представил 02.08.2023 в соответствии с п. 2.4 Технической части необходимую документацию на электронный адрес заказчика vvkostitsyna@adm.khv.ru. Ранее письмом исх. от 09.06.2023 N А-02/1552 получено согласование на проведение водолазных работ в акватории морского порта Ванино по осмотру затонувшего имущества от капитана порта Ванино, которое направлено заказчику. Также, 31.08.2023 разработанная Исполнителем документация согласована с Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзор (письма исх. от 31.08.2023 NN 16/14076, 16/14077), а 14.09.2023 согласована с капитаном порта Ванино (исх. от 14.09.2023 NN А-02/2419, А-02/2420), при этом информация о ходе проведения работ доводилась до сведений ответственных лиц Министерства по телефону.
Как следует из представленных Исполнителем пояснений, на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно: на 27.10.2023, Исполнителем выполнены все необходимые услуги по согласованию работ по подъему затонувшего имущества в рамках заключенного контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются доводы Исполнителя в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
ИП Кисель И.А. в нарушение условий, предусмотренных п. 2.4 Технической части, согласованная документация в срок до 30.07.2023 не представлена. В направленных на электронную почту Министерства 02.08.2023 сведениях об обследовании затонувшего имущества отсутствуют подписи водолазных специалистов, подтверждающие проведение водолазного осмотра затонувшего имущества Буксир "Капитан Федоров", Исполнителя в лице индивидуального предпринимателя, не представлена программа обследования подводного объекта, технический отчет, фотоматериалы обследования в соответствии с п. 2.1 Технической части. ИП Кисель И.А. по состоянию на 27.10.2023 к выполнению работ по поднятию и удалению затонувшего имущества, предусмотренного контрактом, не приступал, следовательно, своевременное окончание работ в установленный контрактом срок стало явно невозможным.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учла, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП Кисель И.А. не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Принимая участие в закупке, ИП Кисель И.А. осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ИП Кисель И.А., обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, в отношении индивидуального предпринимателя Кисель Ирины Александровны (ИНН 780709831608) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 29.05.2023 N 16.ЭА.2023 (реестровый номер контракта 22721242680 23 000017) на оказание услуг по организации удаления затонувшего имущества, заключенного по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0122200002523002023 от 05.05.2023), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 ноября 2023 г. N РНП-27-434 (ключевые темы: затонувшее имущество - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - стратегия национальной безопасности рф - исполнитель)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023