рассмотрев жалобу Заявителя ООО "Мегалит" на положения извещения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по забору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов с дальнейшим размещением отходов на полигоне (номер извещения в ЕИС - 0813500000123018417, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение) (посредством видеоконференцсвязи): <_> (доверенность от 02.10.2023 N29-юр),
в отсутствии
ООО "Мегалит", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела,
Заказчиков по совместному аукциону, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
15.11.2023 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения извещения электронного аукциона на оказание услуг по забору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов с дальнейшим размещением отходов на полигоне.
По мнению подателя жалобы, во-первых, Заказчики объединили в один лот классы медицинских отходов, требующих наличие лицензии и не требующих лицензию. Во-вторых, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-2 класса опасности (класс Г) в силу распоряжения Правительства РФ от 14.11.2019 N2684-р "Об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности" (далее - Распоряжение N2684-р) вправе осуществлять лишь федеральный оператор. В-третьих, объединение в одну закупку нескольких муниципальных образований с разной логистикой неправомерно.
Согласно пояснениям представителя уполномоченного учреждения, по первому доводу, в силу ст. 25 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять совместную закупку. У Заказчиков имеется потребность в оказании одних и тех же услуг, объединение в один лот нескольких муниципальных образований не противоречит Закону о контрактной системе. По второму доводу пунктом 2.1.14 проекта контракта предусмотрено, что Исполнитель должен предоставить Заказчику копию лицензии на право осуществления деятельности с обращением медицинских отходов, при этом, в силу п. 2.2.3 проекта контракта в случае отсутствия у Исполнителя такого права, он вправе привлечь третье лицо, которое такой лицензией обладает.
07.11.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 5 814 871,15 рублей.
1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно того, что Заказчики объединили в один лот классы медицинских отходов, требующих наличие лицензии и не требующих лицензию, Комиссия признает его обоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В силу п. 3, 6 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
-перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках (при осуществлении закупок, указанных в п. 6 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является:
-Услуги по забору, транспортированию, уничтожению (захоронению) отходов класса А;
-Услуги по забору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению отходов класса Б;
-Услуги по забору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению отходов класса В;
-Услуги по забору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению отходов класса Г.
На основании абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установлены следующие классы опасности отходов:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс Б - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс Г - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс Д - радиоактивные отходы.
Согласно п. 157 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N3) установлено, что сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека:
- отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, далее - класс А), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля;
- отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности (эпидемиологически опасные отходы, далее - класс Б), в том числе: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани); пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности;
- отходы от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний 3 - 4 группы патогенности, а также в области использования генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях (эпидемиологически опасные отходы, далее - класс В), в том числе: отходы микробиологических, клинико-диагностических лабораторий; отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности; отходы сырья и продукции от деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, от производства и хранения биомедицинских клеточных продуктов; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию;
- отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
В соответствии с п. 192 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N3 предусматривается, что вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Г осуществляется организацией, имеющей разрешение (лицензию) на данный вид деятельности.
На основании приведенных норм следует, что лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов класса А, Б, В действующим законодательством не закреплено.
Вместе с тем, в отношении медицинских отходов класса Г наличие лицензии на осуществление указанных видов деятельности является обязательным требованием.
Таким образом, Заказчиком объединены в один лот услуги требующие лицензирования и не требующие лицензирования по обращению с медицинскими отходами различных классов опасности.
С учетом изложенного, руководствуясь нормами Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что включение в один лот лицензируемого и нелицензируемого вида деятельности влечет за собой ограничение количества участников закупки, что свидетельствует о нарушении заказчиком ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев второй довод Заявителя относительно того, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-2 класса опасности (класс Г) в силу распоряжения Правительства РФ от 14.11.2019 N2684-р вправе осуществлять лишь федеральный оператор, Комиссия признает его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N2684-р ФГУП "ФЭО" определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее - федеральный оператор).
ФГИС ОПВК - единая информационная платформа, в которой содержится полная, достоверная и актуальная информация обо всех предприятиях, образующих отходы I и II классов опасности, операторах по обращению с данными отходами, видах и объемах образованных и переработанных отходов, местах накопления, лимитах на размещение и другие сведения.
С 01.03.2022 г. обязательным является внесение данных во ФГИС ОПВК и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором, согласно ч. 6 ст. 14.3 Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Таким образом, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности осуществляется федеральным оператором.
Исходя из анализа извещения и приложения к нему, не представляется возможным определить классы опасности отходов. Техническое задание не содержит указаний на виды отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов.
В случае, если вывоз и утилизацию необходимо осуществлять в отношении отходов I-II классов опасности, то заключать контракт необходимо в соответствии с порядком, определенном распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N 2684-р.
Вместе с тем, согласно п. 2.2.3 проекта контракта в случае, если в ходе исполнения контракта возникнет необходимость оказания услуг, требующих в соответствии с законодательством Российской Федерации наличия специальных разрешений (лицензий), Исполнитель, при отсутствии у него данных разрешений (лицензий), вправе привлечь третье лицо, обладающее правом на оказание вышеуказанных услуг. За действия третьих лиц Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком как за свои собственные.
Таким образом, в случае потребности Заказчиков в обращении медицинских отходов класса Г в рамках исполнения заключенного контракта, Исполнитель может привлечь третье лицо, обладающее таким правом обращения с отходами.
3. Рассмотрев третий довод Заявителя относительно объединения в закупку несколько муниципальных образований, Комиссия признает его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 4 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, норма, изложенная в ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе, обеспечивает баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок.
Учитывая изложенное, настоящая совместная закупка соответствует ст. 25 Закона о контрактной системе, имеет идентичный предмет по лоту, следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Заказчиками закупаются услуги, требующие наличие лицензии на осуществление действий с медицинскими отходами, и не требующие такой лицензии, что нарушает ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
С целью устранения выявленного нарушения, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания об аннулировании Аукциона.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мегалит" на положения извещения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по забору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов с дальнейшим размещением отходов на полигоне (номер извещения в ЕИС - 0813500000123018417) частично обоснованной.
2. Признать в действия Заказчиков по совместному аукциону, уполномоченного учреждения ГКУ УР "РЦЗ УР" нарушение ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам по совместному аукциону, уполномоченному учреждению ГКУ УР "РЦЗ УР" предписание об устранении выявленного нарушения путем аннулирования Аукциона.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностного лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 17 ноября 2023 г. N 018/06/106-908/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2023