Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии: <_>- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
рассмотрев обращение Заказчика Администрации МО "МО Красногорский район" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Глобус" (ИНН 7816655533) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона Nзз-32226-2022 "Выполнение работ по производству изысканий и разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Родниковая д. Агриколь с км 0+000 по км 0+855 в Красногорском районе Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122014400, далее - аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя Заказчика Администрации МО "МО Красногорский район" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 16.11.2023 б/н),
в отсутствие:
ООО "Глобус", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
21.09.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 230 000,00 рублей.
29.09.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 29.09.2022 NИЭА1 на участие в закупке была подана одна заявка ООО "Глобус", признанная соответствующей установленным требованиям. Аукцион признан несостоявшимся, контракт заключен с единственным участником ООО "Глобус".
10.10.2022 между Заказчиком и ООО "Глобус" был заключен контракт на выполнение работ по производству изысканий и разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Родниковая д. Агриколь с км 0+000 по км 0+855 в Красногорском районе Удмуртской Республики. Цена контракта установлена в размере 2 230 000,00 рублей.
В связи с неисполнением Обществом взятых на себя обязательств, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС 01.11.2023.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
10.10.2022 между Заказчиком и ООО "Глобус" был заключен контракт на выполнение работ по производству изысканий и разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Родниковая д. Агриколь с км 0+000 по км 0+855 в Красногорском районе Удмуртской Республики в соответствии с Техническим заданием.
Согласно п. 3.1 контракта срок выполнения работ установлен в течение 75 календарных дней с даты начала исполнения контракта.
В соответствии с разделом 5.1 контракта Подрядчик обязуется:
- принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства "Автомобильная дорога по ул. Родниковая д. Агриколь с км 0+000 по км 0+855 в Красногорском районе Удмуртской Республики" (далее - объект), согласовать ее с Заказчиком;
- оформить разрешительные документы на выполнение инженерных изысканий (при необходимости);
- приостановить выполнение работ по Контракту, поставив немедленно об этом в известность Заказчика, если в процессе выполнения работ выяснится неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работы и др.
19.09.2023 Заказчик направил в адрес Общества письмо о необходимости выполнения работ по контракту, поскольку работы не выполнены, а также направил Требование об уплате неустойки (штрафа, пени).
20.10.2023 Заказчик составил Акт проверки исполнения обязательств, согласно которому работы Обществом не выполнение, документация в объеме, установленном в техническом задании не предоставлена.
01.11.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата вступления в силу решения - 14.11.2023.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Глобус".
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов было установлено, что Общество взяло на себя обязательства по производству изысканий и разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги. Однако, по состоянию на момент принятия решения Заказчика, Общество работы в полном объеме и в соответствии с техническим заданием заказчика не выполнило, при этом каких-либо объективных причин, которые мешали выполнить работы в срок не представило. Кроме того, разделом 5.1 контракта предусмотрена приостановка работ в случае неизбежности получения отрицательного результата или нецелесообразности дальнейшего проведения работ. Со стороны Общества работы не приостанавливались, то есть каких-либо препятствий для их выполнения не имелось.
Кроме того, ни к моменту рассмотрения дела, ни на заседание комиссии Общество не представило мотивированную позицию относительно неисполнения условий контракта, а также не направило каких-либо документов, опровергающих позицию Заказчика, участие в заседании комиссии представители Общества не приняли.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении Общества, поскольку такое халатное отношение к взятым на себя обязательствам по государственному контракту привело к ненадлежащему его исполнению.
При этом, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, невыполнение Обществом работ в нарушении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, требованиям Заказчика по данной закупке свидетельствуют о ненадлежащем исполнении условий контракта.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Глобус" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Глобус" (ИНН 7816655533) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона Nзз-32226-2022 "Выполнение работ по производству изысканий и разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Родниковая д. Агриколь с км 0+000 по км 0+855 в Красногорском районе Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122014400) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Глобус" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
14.11.2023 |
17.11.2023 |
15.11.2023 |
0 |
15.11.2023 |
22.11.2023 |
20.11.2023 |
0 |
23.11.2023 |
23.11.2023 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 ноября 2023 г. N 018/06/104-915/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2023