Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Управления по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Регион УФА" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0869600021723000007 на выполнение работ по объекту: "Газоснабжение п. Урал Кизильского муниципального района Челябинской области" (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя Управления по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района Минеева Д.М., действующего на основании доверенности от 14.11.2023,
- представителя Управления по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района Корепанова И.В., действующего на основании Распоряжения от 21.10.2022 исх. 464-р,
- представителя ООО "Регион УФА" Каримова Г.С., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение Управления по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Регион УФА".
Согласно представленным документам 20.02.2023 Управления по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района и ООО "Регион УФА" заключили контракт по цене 18 724 150, 00 рублей.
Решением от 25.10.2023 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения ООО "Регион УФА" всего объема работ, предусмотренных проектной, что подтверждается перепиской заказчика. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ООО "Регион УФА" представило документы, а также представитель общества пояснил, что общество частично исполнило работы по контракту, что подтверждается подписанными документами о приемке, при этом общество готово выполнять работы по устройству остальных участков газопровода при увеличении сметной стоимости строительства.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.3 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 25.10.2023 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 25.10.2023, в связи с чем контракт является расторгнутым 08.11.2023.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлен в антимонопольный орган 08.11.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 20.02.2023 заключен контракт N 0869600021723000007 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является выполнение работ по объекту: "Газоснабжение п. Урал Кизильского муниципального района Челябинской области", что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 2.2 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: с 01.05.2023 по 29.08.2023 в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ:
- земляные работы, прокладка газопровода - с 01.05.2023 г до 10.06.2023;
- земляные работы, прокладка газопровода - с 10.06.2023 до 20.07.2023;
- земляные работы, прокладка газопровода, пусконаладочные работы - с 20.07.2023 до 29.08.2023.
Кроме того, 27.03.2023 сторонами заключено дополнительное соглашение о выплате аванса в размере 10% от цены контракта, который производится в течение 7 рабочих дней с даты предоставления счета на оплату.
Как следует из документов, представленных заказчиком, 09.06.2023 общество уведомило заказчика о задержке выполнения работ в связи с задержкой поставки материалов, при этом указав, что 15.06.2023-17.06.2023 на объект будут завезены комплектующие к газопроводу и труба, а также направлена бригада монтажников.
Впоследствии заказчик в письмах 01.08.2023 исх. 571, 10.08.2023 исх. 599 указывал на просрочку исполнения обязательств, в связи с чем указывал на необходимость принятия мер, направленных на завершение строительства объекта.
В связи с указанными обстоятельствами заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.08.2023, которое им отменено 07.09.2023 по причине предоставления обществом документов об этапе исполнения контракта.
Так, 07.09.2023 обществом посредством единой информационной системы направлен акт о приемке выполненных работ от 07.09.2023, подписанный заказчиком 14.09.2023 на сумму 2 015 209, 10 рублей.
Так, 26.09.2023 общество направило письмо в адрес заказчика о возможности продления срока выполнения работ до 15.10.2023 в связи с загруженностью на остальных объектах строительства, вместе с тем как пояснил заказчик работы не были выполнены к указанному сроку.
В связи с тем, что подрядчиком обязательства не выполнены в полном объеме, контракт расторгнут в одностороннем порядке на основании решения от 25.10.2023.
Следует отметить, что в период десятидневного срока с момента принятия решения об одностороннем отказе до расторжения контракта обществом 30.10.2023 направило в адрес заказчика акты КС-2 и КС-3, подписанные заказчиком 07.11.2023 на сумму 2 300 290, 32 рублей, в связи с чем общий объем исполненных обязательств составил около 23% от цены контракта.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество на протяжении срока исполнения контракта частично выполнило обязательства, предусмотренные контрактом (на сумму
4 315 499, 42 рублей из 18 724 150,00 рублей), что не отрицается ни одной из сторон, претензий к качеству выполнения работ у заказчика отсутствуют.
Более того, в течение десятидневного срока, предусмотренного для устранения нарушений условий контракта, подрядчик продолжал исполнение обязательств, направив заказчику документы о приемке, что также свидетельствует о намерении и воли общества исполнить обязательства по контракту до его расторжения.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичном выполнении работ по контракту, совершении действий по исполнению обязательств в период расторжения контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Регион УФА", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участниках общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района в отношении ООО "Регион УФА" (ИНН 0275079277), его участников, единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 ноября 2023 г. N 074/06/104-2618/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023