Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 14.11.2023 N 271/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "А-ФАРМ" (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителя заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" (по доверенности от 02.11.2023 N 59), (по доверенности от 09.03.2023 N 6), представителей уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (доверенность N ЦЗ 1-06-543 от 03.08.2023), (доверенность N ЦЗ 1-06-48 от 30.01.2023), представителя заявителя - ООО "А-ФАРМ" (по доверенности от 20.07.2022), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-764/2023 по жалобе ООО "А-ФАРМ" на действия аукционной комиссии при осуществлении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Меропенем на 2023 год (N закупки 0826500000923007752), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "А-ФАРМ" на действия аукционной комиссии при осуществлении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Меропенем на 2023 год (N закупки 0826500000923007752) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что участник закупки - заявитель неправомерно не признан победителем с учетом применения пункта 1.4 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Заказчик и уполномоченное учреждение представили возражения на жалобу ООО "А-ФАРМ", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "А-ФАРМ", возражения Заказчика и уполномоченного учреждения, заслушав доводы присутствующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.10.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка лекарственного препарата для медицинского применения Меропенем на 2023 год.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 920 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "А-ФАРМ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Извещением о проведении Электронного аукциона установлены ограничение допуска и условия допуска для участников закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2015 года N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289), а также условие допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации в рамках приказа Министерства финансов РФ от 04 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 1(1) Постановления N 1289 в случае, если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Приказом N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н.
Пунктом 1.4. Приказа N 126н установлено, что в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
В ходе проведения проверки Комиссией Белгородского УФАС России было установлено, что для участия в электронном аукционе, подано четырнадцать заявок, в которых участниками задекларированы следующие страны происхождения товара:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Страна происхождения товара |
Представленный в составе заявки документ (информация) о подтверждении страны происхождения товара |
1 |
115245489 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 |
2 |
115242461 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 |
3 |
115224090 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1; Сертификат GMP: GMP/EAEU/RU/00377-2022; копия документа СП-0002105/03/2023 от 31.03.2023 (прочерк в подпункте 2.А.1.) |
4 |
115244021 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1; Сертификат GMP: GMP/EAEU/RU/00377-2022; декларирование документа СП-0002105/03/2023 от 31.03.2023 |
5 |
115232591 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1; Сертификат GMP: GMP/EAEU/RU/00353-2022; копия документа СП-0001962/01/2023 от 23.01.2023 |
6 |
115233302 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 |
7 |
115209769 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 |
8 |
115240588 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 |
9 |
115229352 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 |
10 |
115230541 |
Беларусь |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 |
11 |
115238925 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 |
12 |
115189956 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 |
13 |
115243191 |
Российская Федерация |
Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 |
14 |
115243691 |
Индия |
- |
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.11.2023 NИЭА1 тринадцать заявок признаны соответствующими требованиям извещения.
Заявка N 115243691 отклонена по основаниям, предусмотренным пунктом 1 Постановления N 1289, т.к. заявка содержала предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства - Индия.
При таких обстоятельчтвах, аукционная комиссия правомерно применила требования пункта 1.4 Приказа N 126н при осуществлении Электронного аукциона N 0826500000923007752.
Как следует из письменного пояснения уполномоченного учреждения в составе заявок участников закупки с идентификационными номерами 115224090 и 115244021 к поставке был предложен лекарственный препарат Меропенем, производства АО "Биохимик", Россия (регистрационное удостоверение ЛП-005987).
В подтверждение страны происхождения товара участник закупки N 115244021 задекларировал документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (СП) СП-0002105/03/2023 от 31.03.2023.
Участник закупки N 115224090 в составе заявки предоставил копию документа, СП-0002105/03/2023 от 31.03.2023.
Исходя из содержания данного документа, методом получения фармацевтической субстанции является химический синтез, при этом в разделе 2.А.1 "Производство фармацевтической субстанции" отсутствуют данные, т.е. стоит прочерк.
Как следует из ответа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 24.11.2021, данное на обращение управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, выдача документа СП носит заявительный характер и прочерк в подпункте 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы" документа СП в случае производства фармацевтической субстанции методом химического синтеза, означает, что заявитель не указал эту стадию в заявлении. В этом случае документ СП не подтверждает наличие всех стадий производства лекарственного средства, в том числе синтез молекулы фармацевтической субстанции.
По результатам подведения итогов определения поставщика от 08.11.2023 победителем аукциона, с учетом применения п.1.4. Приказа N 126н, признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 115232591, заявка на участие которого содержала копию документа СП-0001962/01/2023 от 23.01.2023, в пункте 2.А.1. указано синтез - РФ с указанием адреса, следовательно, такой документ подтверждает соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289 и в полном объеме соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам в соответствии с п.1.4. Приказа N 126н.
При указанных обстоятельствах Комиссия Белгородского УФАС России пришла к выводу, что Аукционной комиссией требования Закона о контрактной системе не нарушены, довод заявителя является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "А-ФАРМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 16 ноября 2023 г. N 031/06/106-764/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2023