Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев обращение ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Алексеевой Е.В. (ИНН 720410538034) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Монитор кардиологический фетальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003422006897),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе поступило обращение ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении индивидуального предпринимателя Алексеевой Е.В. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 18.11.2022 на поставку медицинских изделий (Монитор кардиологический фетальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3" (Заказчик) и Алексеевой Е.В. (Поставщик) по результатам проведенного электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167200003422006897) заключен контракт от 18.11.2023 на поставку медицинских изделий (Монитор кардиологический фетальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий на сумму 2 419 164,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку медицинских изделий (монитор кардиологический фетальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - оборудование) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование, и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя оборудования, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить оборудование и надлежащим образом оказанные услуги.
Так, согласно контракту от 18.11.2022 ИП Алексеевой Е.В. к поставке предложен Фетальный монитор COMEN STAR 5000 (Китай), Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/10062 от 10.07.2017.
Поставка оборудования и оказание услуг осуществляются поставщиком в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента заключения договора, то есть 10.01.2023 (пункт 5.1 контракта).
Согласно материалам дела 31.01.2023 ИП Алексеевой Е.В. направлено письмо N 24 ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3" в котором Поставщик сообщал, о невозможности поставки товара в срок в связи со значительным увеличением сроков поставки товаров иностранного происхождения на территории России с гарантией срока поставки товара до 28.02.2023.
06.02.2023 Поставщик направил письмо Заказчику с просьбой о расторжении контракта, так как не может поставить товар в рамках заключенного контракта в связи с временной приостановкой продажи данного оборудования в Россию.
14.02.2023 ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3" и ИП Алексеевой Е.В. принято решение о расторжении договора от 18.11.2022 по соглашению сторон.
31.08.2023 решением Арбитражного суда Тюменской области решение о расторжении договора от 18.11.2022 по соглашению сторон признано недействительным (А70-11158/2023).
06.10.2023 ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.11.2022.
В свою очередь представитель ИП Алексеевой Е.В. отметил, что к поставке были предложены мониторы кардиологические фетальные производства компании Shenzen Comen Medical Instruments Co., Ltd. (Китай). На территории России ввоз и реализация данной продукции осуществлялась представителем производителя ООО "Комен Медикал Рус" (ИНН 7810394959). Указанная компания с 15.12.2022 находится в процессе ликвидации. О том, что ООО "Комен Медикал Рус" находится в стадии ликвидации ИП Алексеева Е.В. узнало не своевременно. На момент подачи заявки на участие в закупке мониторы кардиологические фетальные у ООО "Комен Медикал Рус" находились в свободной продаже. В настоящее время ввоз и реализацию продукции Shenzen Comen Medical Instruments Co., Ltd. На территории России осуществляет компания ООО "Медстратегия".
Нарушение срока поставки оборудования со стороны Поставщика обусловлено ликвидацией ООО "Комен Медикал Рус" и сменой организации, поставляющей продукцию компании Shenzen Comen Medical Instruments Co., Ltd. (Китай) на территорию России.
Комиссия отмечает, что согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.6 контракта предусмотрено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Так, возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре поставки, с учетом положений параграфа 4, а также Закона N 44-ФЗ.
На основании статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного ли муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса.
В силу статей 506, 516 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю, а покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным неоднократного нарушения сроков поставки товаров, поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (абзац 2 пункта 2 статьи 523 ГК РФ).
Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 06.10.2023 было направлено заказчиком в адрес Поставщика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено обществом в тот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 06.10.2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 17.10.2023 года.
Соответственно 17.10.2023 контракт на поставку медицинских изделий расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса.
Положения статьи 33 Закона N 44-ФЗ регламентирует общее правило описания объекта закупки, согласно которому требования или указания, устанавливаемые к данному объекту, не должны повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (ч.1 статьи 34 N44-ФЗ).
Из указанных положений следует, что выбор конкретной модели поставляемого товара, предложение о поставке которого подается в ходе участия в закупочной процедуре, осуществляется непосредственно самим участником конкурсной процедуры, который являясь добросовестным участником гражданского оборота обязан соотнести свои возможности по надлежащему исполнению контракта в случае признания его победителем закупки.
При этом ожидаемым интересом заказчика, обусловленным принципом эффективности осуществления закупки (статьи 6, 12 Закона N 44-ФЗ), является заключение объективно исполнимого контракта, то есть достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Из указанных положений следует, что выяснение объективной возможности исполнения контракта, в том числе - на стадии участия в закупке, является обязанностью добросовестного участника закупки, вследствие чего заключение контракта, заведомо не возможного к исполнению, не отвечает стандарту добросовестного поведения, установленному гражданским законодательством в его истолковании, данном в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Положения статьи 416 ГК РФ обуславливают возможность прекращения обязательства невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
По пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Следовательно, нарушения, допущенные при исполнении контракта, могут признаваться существенными, влекущими его расторжение по инициативе заказчика (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В частях 8, 9, 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
При этом, целью отказа от исполнения контракта, в том числе, является предоставление стороне возможности выйти из правоотношения, обязательства по которому исполняются его контрагентом ненадлежащим образом, что и имело место в рассматриваемом случае.
Ожидаемым интересом заказчика являлось приобретение медицинского оборудования, объективно возможного к эксплуатации, в целях оказания качественной высокотехнологичной медицинской помощи населения, чего достигнуто не было.
Добровольно принимая на себя обязательство по поставке конкретной модели товара, указанного им в заявке, поставщик должен учитывать специфику исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, по условиям контракта поставка требуемого заказчику медицинского оборудования должна быть осуществлена в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента заключения договора (то есть с 18.11.2023 г.) до 10.01.2023 (пункт 5.1 контракта).
В то же время, как следует из представленной в материалы проверки переписки, предприниматель обратился к заказчику уже за пределами срока установленного контрактом, в письме от 31.01.2023 г. N24 сообщил, о невозможности поставки товара в связи со значительным увеличением сроков поставки товаров иностранного происхождения, лднако гарантировал осуществить поставку в срок до 28.02.2023 г.
При этом, следует отметить, что каких либо документальных доказательств, подтверждающих обстоятельства, указанные в письме от 31.01.2023 г. N24, ни в адрес учреждения, ни в адрес Тюменского УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела, от ИП Алексеевой Е.В. не поступили.
Следовательно, в связи с ненадлежащим исполнением контракта поставщиком в установленные сроки у ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3" имелись все предусмотренные законом основания для одностороннего отказа от его исполнения, в связи с существенным нарушением его условий со стороны контрагента.
С учетом изложенных обстоятельств Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым отметить, что неисполнение обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что в свою очередь нарушает публично-правовой порядок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая лицом на свой риск.
Принимая условия заказчика, участник гарантирует добросовестность своих намерений. В настоящем случае подобное поведение лица, не исполнившего принятые обязательства в части поставки в установленные сроки медицинского оборудования соответствующего условиям контракта, не позволяют вести речь о его добросовестном поведении.
Комиссия отклоняет довод ИП Алексеевой Е.В. о том, что нарушение срока поставки оборудования со стороны поставщика обусловлено началом ликвидации с 15.12.2022 ООО "Комен Медикал Рус" и сменой организации, поставляющей продукцию компании Shenzen Comen Medical Instruments Co., Ltd. (Китай) на территорию России, поскольку ранее указанные сведения в переписке с заказчиком предприниматель не сообщал, не указывал, что указанное обстоятельство каким-либо образом препятствует поставке.
Более того, как уже было указано выше, в письме от 31.01.2023 г. N24, адресованном заказчику, предприниматель, невзирая ни на что, все же гарантировал исполнить принятое на себя обязательство до 28.02.2023 г. Однако, даже если и принять во внимание, что в указанный период происходила смена дистрибьютора поставляющей продукцию компании Shenzen Comen Medical Instruments Co., Ltd. на территорию России, то указанное обстоятельство никак не свидетельствует о объективной невозможности поставки товара с указанными в описании объекта закупки характеристиками в силу отсутствия в свободном обращении на рынке медицинских изделий.
Кроме того, оценивая обстоятельства, положенные заказчиком в обоснование принятого решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, в частности указание только на предоставление ИП Алексеевой Е.В. недостоверной информации в отношении характеристик предложенного к поставке товара, что зафиксировано в решении N 54-ВП/2022 от 25.11.2022 г. по результатам внеплановой проверки, Комиссия считает возможным отметить, что в рассматриваемых действиях поставщика усматривается очевидное нарушение сроков поставки оборудования и фактический отказ от исполнения обязательств, в отсутствие объективных доказательств, подтверждающих невозможность исполнения контракта.
В этой связи Комиссия принимает во внимание позицию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241 по делу N А32-47028/2018 согласно которой одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. При решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным.
В свою очередь, отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение, не как таковое основание для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями статьи 95 Закона о контрактной системе, в действиях Поставщика установлена недобросовестность при исполнении контракта; каких-либо объективных причин, препятствующих исполнению контракта, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3" в отношении индивидуального предпринимателя Алексеевой Е.В. (ИНН 720410538034) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 ноября 2023 г. N РНП-72-185/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2023