Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 июня 2023 г. по заявке N 2020739221
Заявка: |
2020739221 |
Название: |
ANTA HELENA |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
13.05.2022 |
Дата коллегии: |
11.05.2023 |
Дата утверждения: |
30.06.2023 |
Заявитель: |
ВИНЬЯ САН-ПЕДРО ТАРАПАКА С.А. |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454) (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 13.05.2022, поданное компанией "ВИНЬЯ САН-ПЕДРО ТАРАПАКА С.А.", г. Сантьяго, Чили (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020739221 (далее - решение Роспатента), при этом установила следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2020739221, поданной 24.07.2020, испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 33 класса МКТУ "вина".
Согласно материалам заявки заявлено словесное обозначение: "".
Роспатентом 14.07.2021 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020739221 в отношении всех товаров, указанных в перечне, в связи с его несоответствием требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено следующее. Заявленное словесное обозначение "SANTA HELENA" сходно до степени смешения со словесным товарным знаком "SANTA HELENA", зарегистрированным ранее на имя ООО "Александровы погреба", 127410, Москва, Алтуфьевское ш., 79 А, стр. 25, в отношении однородных товаров 33 класса МКТУ (свидетельство N 365255 с приоритетом от 22.08.2007 г.).
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило 13.05.2022 возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 14.07.2021.
Доводы возражения сводятся к следующему. Заявитель сообщает, что им было подано исковое заявление о досрочном прекращении правовой охраны противопоставленного товарного знака по свидетельству N 365255 в отношении всех товаров 33 класса МКТУ (дело N СИП-195/2022). Предварительное судебное заседание Суда по интеллектуальным правам назначено на 23.05.2022, о чем свидетельствует прилагаемое Определение Суда по интеллектуальным правам от 29.03.2022 г.
Вместе с тем, Определением Суда по интеллектуальным правам от 09.06.2022 г. по делу N СИП-195/2022 были приняты обеспечительные меры в виде запрета Роспатенту совершать действия по рассмотрению возражения в отношении заявки N 2020739221 на регистрацию товарного знака и по вынесению (утверждению) решения по результатам рассмотрения указанного возражения до принятия Судом по интеллектуальным правам решения по вышеуказанному делу. В соответствии с пунктом 34 Правил ППС рассмотрение настоящего возражения на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), поступившего в Федеральную службу по интеллектуальной собственности 13.05.2022, было приостановлено.
От заявителя 08.02.2023 г. поступил судебный акт от 06.02.2023 по делу N СИП-195/2022 о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков по свидетельствам NN 191392, 444093, 365255 вследствие их неиспользования.
В соответствии с решением Суда по интеллектуальным правам от 06.02.2023 г. по делу N СИП-195/2022 были отменены обеспечительные меры в виде запрета Роспатенту совершать действия по рассмотрению возражения в отношении заявки N 2020739221 на регистрацию товарного знака и по вынесению (утверждению) решения по результатам рассмотрения указанного возражения до принятия Судом по интеллектуальным правам решения по вышеуказанному делу, наложенные определением Суда по интеллектуальным правам от 09.06.2022 г. по делу N СИП-195/2022. Таким образом, делопроизводство по настоящему возражению было возобновлено, о чем заявитель был уведомлен.
Коллегией были выявлены дополнительные основания для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2020739221, предусмотренные пунктом 44 Правил ППС. Заявленное обозначение "SANTA HELENA" с испанского и португальского языков имеет перевод на русский язык "Святая Елена". "Святая Елена" почитается христианской церковью как святая в лике равноапостольных. Заявленное обозначение имеет четко выраженную религиозную тематику и его регистрация в качестве товарного знака противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали в отношении всех товаров 33 класса МКТУ, что не соответствует требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса. См. электронные словари: https://context.reverso.net/, https://ru.glosbe.com/, https://ru.wikipedia.org/wiki/Елена_Равноапостольная, https://www.pravoslavie.wiki/svyataya-elenaravnoapostolnaya.html (распечатки словарей приложены к протоколу заседания коллегии от 12.04.2023 г.).
От правообладателя товарного знака по свидетельству N 365255 поступило 28.03.2023 обращение, в котором сообщается следующее.
Регистрация заявленного обозначения "SANTA HELENA" в качестве товарного знака является недопустимой, поскольку такая регистрация будет нарушать действующее законодательство, а именно пункт 3 (2) статьи 1483 Кодекса, а также противоречить сложившейся правоприменительной практике Роспатента по регистрации аналогичных обозначений в качестве товарных знаков и судебной практике, выработанной Судом по интеллектуальным правам. Обозначение "SANTA HELENA" выполнено буквами латинского алфавита и в русском языке имеет значение "СВЯТАЯ ЕЛЕНА". Таким образом, заявленное обозначение "SANTA HELENA" по заявке N 2020739221, воспроизводит имя известного почитаемого святого - Святой Елены Равноапостольной. Елена Равноапостольная - царица, мать первого христианского царя равноапостольного Константина Великого. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства. Елена воспитала сына - императора Константина Первого в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной - Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская. Память Святой Елены совершается в православной, католической и иных церквях. В ответе Управления делами Московской Патриархии от 20.11.2000 N 5946 на запрос Роспатента от 31.10.2000 г. по вопросу, связанному с регистрацией обозначений, относящихся к церковной семантике, в отношении вино-водочной продукции, Его Святейшество, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сообщил, что считает регистрацию этикеток (товарных знаков), содержащих названия спиртных напитков, которые могут быть отнесены к церковной семантике, противоречащей морально-этическим нормам и оскорбляющей чувства верующих людей. Межрелигиозный совет России сделал заявление о недопустимости использования религиозных символов в качестве товарных знаков и логотипов, особенно если речь об алкогольной продукции. О недопустимости регистрации имен святых в качестве товарных знаков, в особенности в отношении товаров 33-го класса МКТУ (алкогольные напитки), обозначено в решении Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) от 05.02.2021 об удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку "SAINT VINCENT" по свидетельству N 196200. Аналогичная позиция Роспатента была изложена в решениях в отношении товарных знаков "St. Vincent" по свидетельству N 448104, "SAO VICENTE" по свидетельству N 519170, "CHAIS SAINT VINCENT" по свидетельству N 596149 и т.д. В обращении также приведена судебная практика, в соответствии с которой для несвязанных с осуществлением религиозной деятельности товаров и услуг, установленного Роспатентом факта известности в религиозной культуре существования святых с именем Винсент (Викентий) достаточно для признания несоответствия спорного товарного знака требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса. На официальном Интернет-сайте Роспатента 16.02.2022 г. была размещена статья, посвященная описанному выше спору по товарному знаку "SAINT VINCENT" автора игумении Ксении Чернеги, главы Правового управления Московской патриархии, из которой следует категоричная позиция Церкви о недопустимости регистрации товарных знаков, воспроизводящих имена святых.
В подтверждение своих доводов правообладатель товарного знака по свидетельству N 365255 представляет следующие документы:
- распечатки сведений о Святой Елене Равноапостольной из открытых источников информации - Интернет-сайта: https://m.wikipedia.org/wiki - (1);
- распечатки сведений о Святой Елене Равноапостольной из открытых источников информации - Интернет-сайта: https://drevo-info.ru/articles/l 189.html - (2);
- распечатки сведений о Святой Елене Равноапостольной из открытых источников информации - Интернет-сайта: http://davs.ru/Life/life6574.htm - (3);
- распечатки сведений о Святой Елене Равноапостольной из открытых источников информации - Интернет-сайта: https://dzen.ru/a/YqLsvN8pgHG-fXhI - (4);
- распечатки сведений о Святой Елене Равноапостольной из открытых источников информации - Интернет-сайта: https://pravlife.org/sr/node/7782 - (5);
- заявление, сделанное Межрелигиозным советом России относительно регистрации товарных знаков, воспроизводящих имена святых - (6);
- распечатка статьи с официального Интернет-сайта Роспатента https://rospatent.gov.ru/ru/news/argumentv-i-fakty-16022022 - (7).
От Правового Управления Московской Патриархии на имя Руководителя Роспатента поступило 14.04.2023 обращение, в котором изложена следующая позиция. Обозначение "SANTA HELENA" (рус. Святая Елена) является воспроизведением имени одной из святых жен (св. равноапп. Елена Константинопольская/св. прп. Елена Сербская/св. мц. Елена, дочь ап. Алфея), почитаемых христианами. В обзоре судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2019, Верховный Суд счел необходимым отразить, что "использование в наименовании алкогольных напитков религиозных символов, а также нахождение указанных статуй в питейных и развлекательных заведениях недопустимо с точки зрения людей, исповедующих религию буддизм, и оскорбляет их чувства". Согласно заявлению Межрелигиозного совета России от 18.10.2021 "совершенно недопустима государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих имена святых, их образы, а также символы веры и иные почитаемые верующими понятия, символы и семантически связанные с ними категории (то есть коммерциализация таких святых образов, символов, понятий), тем более для маркировки алкогольной продукции". При этом Совет обратил внимание на следующее: "использование имени святого, признаваемого религиозной конфессией, зарегистрированной в установленном порядке, или его изображения не может быть исключительным правом того или иного физического или юридического лица, не являющегося религиозной организацией или не учрежденного ею". Данная позиция поддержана Президиумом Суда по интеллектуальным правам и отражена в постановлении от 29.10.2021 по делу N СИП-181/2021 (дело в отношении товарного знака "SAINT VINCENT"). Из заявления высших религиозных деятелей Российской Федерации, а также приведенного прецедента Президиума Суда по интеллектуальным правам следует вывод, что зарегистрировать исключительное право на средства индивидуализации товаров (в том числе, товарный знак), содержащие религиозную семантику и (или) символику могут лишь: 1) религиозные организации 2) юридические лица, учредителями которых выступают религиозные организации. В свою очередь, заявитель по заявке N 2020739221 к означенным категориям лиц не относится.
Заявитель был в установленном порядке ознакомлен с позицией правообладателя товарного знака по свидетельству N 365255, а также с позицией Правового Управления Московской Патриархии и представил письменные пояснения, основные доводы которых сведены к следующему:
- по мнению заявителя, основным вопросом при рассмотрении указанного выше мотива для возможного отказа в регистрации заявленного обозначения "SANTA HELENA" является вопрос, каким образом российские потребители будут воспринимать данное словесное обозначение, выполненное латинскими буквами и являющееся лексической фразой испанского языка, и смогут ли они идентифицировать и воспринимать заявленное обозначение как имя Святой Елены;
- испанский язык не является самым популярным иностранным языком для изучения в России;
- согласно Всероссийской переписи населения 2010 года испанским языком владело 152147 человек (0,11% от всего населения), а португальским 11207 человек (0,01% от всего населения);
- потребитель, не знакомый с испанским языком, не будет вдаваться в анализ семантического значения заявленного обозначения;
- заявленное обозначение является фантазийным и воспринимается в качестве обозначения иностранного происхождения;
- отечественным потребителем заявленное обозначение будет восприниматься как "САНТА ХЕЛЕНА", что делает связь с именем Святой Елены невозможным;
- ассоциация заявленного обозначения возможна с названием городов. В мире существует огромное количество наименований городов, муниципалитетов и т.п., названных по аналогичному принципу, с включением в наименование словесного элемента "SANTA" (Санта-Барбара, Санта-Клара, Санта-Мария, Санта-Фе, Санта-Моника, Санта-Элена и т.д.);
- само по себе обозначение "SANTA HELENA" не может вызывать ассоциации у потребителей именно со Святой Еленой и иметь религиозный подтекст или религиозную ассоциацию. В связи с этим, нельзя сделать вывод об однозначном ассоциировании обозначения "SANTA HELENA" с каким-либо христианским святым;
- в случае возникновения религиозной ассоциации представляется маловероятным, что такая ассоциация сможет оскорбить их чувства с учетом того факта, что вино играет особую роль в христианстве и имеет в нем сакральное значение. Так, вино в Библии часто упоминается как один из лучших природных даров, данных Богом человеку. В Ветхом Завете вино признается данным Богом чрезвычайно ценным продуктом;
- отсутствие ассоциации заявленного обозначения "SANTA HELENA" с именем Святой Елены подтверждается практикой рассмотрения аналогичных дел экспертизой. В отношении регистраций товарных знаков "St.Helena" по свидетельству N 191392, "SANTA HELENA" по свидетельству N 365255, "СВЯТАЯ ЕЛЕНА" по свидетельству N 444093 (в настоящее время действие регистраций досрочно прекращено в связи с неиспользованием) мотивов для отказа по пункту 3 (2) статьи 1483 Кодекса не выдвигалось. При этом указанные регистрации, действующие на протяжении многих лет, а также новая регистрация товарного знака "" по свидетельству N 854854 на имя ООО "Александровы погреба" не вызвали обеспокоенности Правового Управления Московской Патриархии;
- заявитель ссылается на принцип защиты законных ожиданий и приводит сведения из судебной практики (дела N СИП-948/2019, N СИП-619/2018 и т.д.);
- экспертизой на протяжении десятков лет в отношении идентичных и сходных обозначений мотивов для отказа по пункту 3 (2) статьи 1483 Кодекса не выдвигалось. С точки зрения этого пункта, обозначения не один раз были признаны экспертизой охраноспособными. При этом охраноспособность обозначения "SANTA HELENA" на протяжении десятков лет не оспаривалась третьими лицами;
- факт охраноспособности заявленного обозначения был признан в других странах (США, Франции, Бразилии, Швейцарии и странах Евросоюза), в которых заявитель имеет коммерческие интересы, что говорит в пользу охраноспособности данного обозначения в Российской Федерации;
- регистрация заявленного обозначения в других странах явно свидетельствует о том, что заявленное обозначение в целом отвечает требованиям охраноспособности, что было признано в странах - участницах Парижской конвенции по охране промышленной собственности, участницей которой является и Российская Федерация;
- заявитель цитирует положения статей 1477, 1483, 1493, 1499 Кодекса и обращает внимание коллегии, что согласно настоящему возражению заявитель оспаривает решение экспертизы об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020739221 и экспертиза по рассматриваемой заявке завершена. Приведенные доводы в отношении товарного знака "SAINT VINCENT" не должны учитываться в силу независимости делопроизводства, а также очевидной ассоциации с именем Святого Викентия;
- обращение правообладателя товарного знака по свидетельству N 365255, а также обращение Правового Управления Московской Патриархии не должны учитываться в силу завершения экспертизы;
- в составе заявленного обозначения отсутствует соответствующий религиозный образ или какая-либо религиозная символика;
- если у части верующих потребителей, знакомых с испанским или португальским языками, и возникнет ассоциация с именем Святой Елены, то представляется маловероятным, что такая ассоциация сможет оскорбить их чувства, так как в Ветхом завете вино признается данным Богом чрезвычайно ценным продуктом;
- основным вопросом является восприятие заявленного обозначения именно потребителем;
- никаких исследований, либо иной информации об ассоциации потребителями заявленного обозначения с именем святой не представлено.
Заявитель просит зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров 33 класса МКТУ и в подтверждение своих доводов ссылается на следующие документы:
- сведения из Википедии о языках России в порядке численности владеющих - (8);
- сведения из Википедии о городах, муниципалитетах, провинциях и т.п.: Санта-Барбара, Санта-Клара, Санта-Мария, Санта-Фе, Санта-Моника, Санта-Элена - (9);
- сведения о Святом Винсенте, Урбане I - (10);
- сведения о регистрации товарных знаков в других странах - (11).
На основании изложенного, заявителем содержится просьба об отмене решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении заявленных товаров 33 класса МКТУ "вина".
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (24.07.2020) заявки N 2020739221 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 г. (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 (2) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно требованиям пункта 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "" представляет собой словесное обозначение, выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита в одну строку. Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается в отношении товаров 33 класса МКТУ "вина".
В отношении несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
В заключении по результатам экспертизы заявленному словесному обозначению противопоставлен товарный знак "SANTA HELENA" по свидетельству N 365255 с приоритетом от 22.08.07 г. Правообладатель: ООО "Александровы погреба", Москва. В соответствии с решением Суда по интеллектуальным правам от 06.02.2023 г. по делу N СИП-195/2022 правовая охрана товарного знака по свидетельству N 365255 была досрочно частично прекращена в отношении всех товаров 33 класса МКТУ. Дата внесения записи в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации: 01.03.2023 г.
Таким образом, у коллегии не имеется оснований для признания рассматриваемого обозначения не соответствующим требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении заявленного перечня товаров 33 класса МКТУ.
В отношении несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса, выдвинутого в качестве дополнительного основания для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2020739221, коллегия отмечает следующее.
Заявленное обозначение, в том виде, как оно заявлено на регистрацию в качестве товарного знака, представляет собой словесный элемент "SANTA HELENA", который в переводе с испанского и португальского языков имеет перевод на русский язык "Святая Елена". Святая Елена почитается христианской церковью как святая в лике равноапостольных.
См. электронные словари: https://context.reverso.net/, https://ru.glosbe.com/, https://ru.wikipedia.org/wiki/Елена_Равноапостольная, https://www.pravoslavie.wiki/svyataya-elenaravnoapostolnaya.html.
Иного восприятия заявленное обозначение не вызывает, его религиозный смысл очевиден и не требует домысливания.
Довод заявителя, что элемент "SANTA" входит в название городов, муниципалитетов и т.п. нельзя признать убедительным. Заявленное обозначение выполнено на одной строке единым шрифтом и его религиозное значение было установлено согласно имеющимся словарям. Ассоциативное восприятие потребителями заявленного обозначения в качестве какого-либо иного названия документально не подтверждено. Социологических исследований, общественных опросов мнения потребителей в материалы дела не представлено. Таким образом, довод заявителя о том, что заявленное обозначение не воспринимается в качестве имени святой, носит субъективный характер и не приводит к иным выводам коллегии.
Анализ заявленных товаров 33 класса МКТУ показал, что они представляют собой "вина". Как было установлено выше, заявленное обозначение носит религиозный характер. Нанесение изображений или имен святых на продукцию и услуги можно расценивать как действие, совершенное в целях оскорбления религиозных чувств верующих любых конфессий. Чувства верующих заключаются в благоговейном отношении лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней, при этом такой святыней для лица, несомненно, являются его религиозные убеждения, догматы религии, личности и деяния святых, а также священные изображения и тексты, иные предметы религиозного назначения, места религиозного почитания (паломничества). Использование имени святого, признаваемого религиозной конфессией, зарегистрированной в установленном порядке, или его изображения, не может быть исключительным правом того или иного физического или юридического лица, не являющегося религиозной организацией или не учрежденного ею.
В материалы дела было представлено обращение Правового Управления Московской Патриархии, в котором указано следующее. Обозначение "SANTA HELENA" (рус. Святая Елена) является воспроизведением имени одной из святых жен (св. равноапп. Елена Константинопольская/св. прп. Елена Сербская/св. мц. Елена, дочь ап. Алфея), почитаемых христианами. В обзоре судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2019, Верховный Суд счел необходимым отразить, что "использование в наименовании алкогольных напитков религиозных символов, а также нахождение указанных статуй в питейных и развлекательных заведениях недопустимо с точки зрения людей, исповедующих религию буддизм, и оскорбляет их чувства". Согласно заявлению Межрелигиозного совета России от 18.10.2021 г. "совершенно недопустима государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих имена святых, их образы, а также символы веры и иные почитаемые верующими понятия, символы и семантически связанные с ними категории (то есть коммерциализация таких святых образов, символов, понятий), тем более для маркировки алкогольной продукции". При этом Межрелигиозным советом России от 18.10.2021 г. обращено внимание на следующее: "использование имени святого, признаваемого религиозной конфессией, зарегистрированной в установленном порядке, или его изображения не может быть исключительным правом того или иного физического или юридического лица, не являющегося религиозной организацией или не учрежденного ею". Вместе с тем, заявитель по рассматриваемой заявке N 2020739221 такой организацией не является.
Таким образом, регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака с целью коммерциализации и извлечения прибыли в отношении заявленных товаров 33 класса МКТУ будет затрагивать чувства верующих, противоречить общественным интересам и принципам морали.
Довод возражения о незнании средним российским потребителем испанского и португальского языков к иным выводам коллегии не приводит. Изучение иностранных языков является очень популярным и востребованным среди широких кругов населения.
Представленные заявителем сведения об иных товарных знаках не приводят к выводу о соответствии заявленного обозначения требованиям законодательства. Делопроизводство по каждой заявке осуществляется независимо, исходя из обстоятельств каждого конкретного дела.
Также в материалы дела было представлено обращение от правообладателя ООО "Александровы погреба" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 365255. В указанном обращении также изложена позиция о том, что заявленное обозначение по заявке N 2020739221 не соответствует требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса, поскольку воспроизводит имя известного почитаемого святого - Святой Елены Равноапостольной (1-5). В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 1499 Кодекса "Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака" в случае поступления обращения в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 1493 настоящего Кодекса содержащиеся в обращении доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям статей 1477 и 1483 настоящего Кодекса учитываются при проведении экспертизы заявленного обозначения. В рамках пункта 44 Правил ППС коллегия вправе выдвигать иные основания, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, которые учитываются при формировании вывода коллегии по результатам рассмотрения возражения, что также соотносится с экспертизой товарных знаков по существу.
В связи с чем, у коллегии имеются правовые основания для вывода о том, что заявленное обозначение противоречит требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса.
Наличие прав у заявителя на товарный знак "SANTA HELENA" в других странах (11) не дает оснований для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 "Парижской конвенции по охране промышленной собственности" от 20.03.1883 (с изм. и доп.) "условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством".
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 13.05.2022, изменить решение Роспатента от 14.07.2021 и отказать в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020739221 с учетом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 июня 2023 г. по заявке N 2020739221
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru